Введение

Текущее - декабрь 2015 г. - состояние государственного долга субъектов Российской Федерации характеризуется значительным объемом накопленных обязательств, приближающимся у отдельных регионов к объему их годовых доходов, неравномерностью графика погашения, наличием значительного объема обязательств перед Российской Федерацией (федеральным бюджетом) и существенной долей краткосрочных обязательств. Данные "перекосы" в структуре задолженности, с одной стороны, свидетельствуют о просчетах в проведении заемной политики, а с другой - говорят о необходимости разработки и реализации комплекса мер, направленных на повышение ответственности субъектов в части проведения "разумной" заемной/долговой политики.

Эффективное управление госдолгом, исключающее, в частности, появление указанных "перекосов", основывается на установлении четких целей управления обязательствами, соотнесении рисков и стоимости государственных заимствований, мониторинге и управлении рисками, связанными с объемом, структурой и графиком платежей по накопленному долгу, создании предпосылок для обеспечения постоянного доступа субъекта к рынку заемного капитала.

Настоящие рекомендации разработаны с учетом Основных направлений государственной долговой политики Российской Федерации, лучшей мировой практики и рекомендаций международных финансовых институтов.