Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования безопасности

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для приемщика поездов ОАО "РЖД" (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, Правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и коммерческих операциях в сфере грузовых перевозок, Правилами по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях и устанавливает основные требования охраны труда при выполнении должностных обязанностей приемщиком поездов ОАО "РЖД" (далее - приемщик поездов).

На основе настоящей Инструкции в соответствии с Правилами разработки, построения, оформления и обозначения нормативных документов по охране труда в структурных подразделениях организуется разработка и утверждение инструкции по охране труда для приемщика поездов с учетом местных условий железнодорожной станции и возложенных должностных обязанностей.

1.2. К самостоятельной работе в должности приемщика поездов допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие в установленном порядке специальное обучение, предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр и психиатрическое освидетельствование (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), вводный и первичный инструктажи по охране труда и пожарной безопасности, стажировку на рабочем месте и проверку знаний требований охраны труда, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, в объеме, соответствующем выполняемым обязанностям.

При выполнении работ на высоте относительно поверхности земли <*> (далее - работа на высоте) приемщик поездов должен пройти обучение по безопасным методам и правилам выполнения работ на высоте с проведением проверки знаний установленным порядком.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2633р)

--------------------------------

<*> К работам на высоте относятся работы, при которых:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более, в том числе:

при осуществлении работником подъема на высоту более 5 м, или спуска с высоты более 5 м по лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности составляет более 75°;

при проведении работ на площадках на расстоянии ближе 2 м от не огражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота защитного ограждения этих площадок менее 1,1 м;

б) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, поверхностью жидкости или сыпучих мелкодисперсных материалов, выступающими предметами.

(Правила по охране труда при работе на высоте, утвержденные приказом Минтруда России от 28.03.2014 N 155н).

(сноска введена распоряжением ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2633р)

1.3. В процессе трудовой деятельности приемщик поездов установленным порядком проходит:

обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) и психиатрическое освидетельствование при наличии вредных производственных факторов;

повторные, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда;

повторные противопожарные инструктажи (не реже одного раза в год), внеплановые противопожарные инструктажи;

обучение по вопросам охраны труда, электробезопасности, пожарной безопасности и оказанию первой помощи пострадавшим;

очередную проверку знаний требований охраны труда (один раз в три года), внеочередную проверку знаний требований охраны труда.

При перерыве в работе в должности более 1 года приемщик поездов должен пройти внеочередную проверку знаний требований охраны труда.

При выполнении работ на высоте приемщик поездов проходит ежегодную проверку знаний безопасным методам и приемам выполнения работ на высоте в соответствующей аттестационной комиссии.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2633р)

1.4. Приемщик поездов обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные в структурном подразделении, знать свои права, обязанности и нести ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей.

Не допускается исполнение приемщиком поездов трудовых обязанностей и нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, совершение прогулов, хищений по месту работы. При выявлении приемщика поездов, находящегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, он отстраняется от работы и удаляется с территории подразделения порядком, определенным по структурному подразделению.

1.5. Приемщик поездов должен знать в объеме, необходимом для исполнения своих должностных обязанностей:

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2633р)

Правила по охране труда при работе на высоте;

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2633р)

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (в объеме должностных обязанностей);

Правила коммерческого осмотра поездов и вагонов;

правила перевозок грузов (в объеме должностных обязанностей);

нормативные документы ОАО "РЖД", организационно-распорядительные акты Центральной дирекции управления движением, дирекции управления движением и ее структурных подразделений;

правила по охране труда, требования настоящей Инструкции, производственной санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности, противопожарного режима, электробезопасности;

правила внутреннего трудового распорядка;

техническо-распорядительный акт железнодорожной станции (далее - ТРА), технологический процесс (технологическую карту) работы железнодорожной станции (в объеме должностных обязанностей), пункта коммерческого осмотра (далее - ПКО) или коммерческого поста безопасности (далее - КПБ);

инструкции и другие нормативные документы, устанавливающие должностные обязанности приемщика поездов;

безопасные приемы выполнения работ, в том числе правила безопасности при нахождении на железнодорожных путях;

перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы, и меры по защите от их воздействия;

схемы маршрута служебного и технологического проходов, перечень зон ограниченной видимости, негабаритных и опасных мест на территории железнодорожной станции;

порядок извещения руководителей обо всех недостатках, обнаруженных во время работы;

оперативные действия при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами, действия в чрезвычайных ситуациях;

знаки, видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, а также порядок ограждения возникшего на железнодорожном пути препятствия для движения поездов;

способы и меры по оказанию первой помощи пострадавшим;

места расположения первичных средств пожаротушения, хранения аптечки для оказания первой помощи.

1.6. Приемщик поездов обязан:

выполнять работу, входящую в его должностные обязанности и порученную приемщиком поездов, назначенным старшим, руководителем смены, железнодорожной станции;

применять безопасные приемы работы при выполнении технологических операций;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, видимых и звуковых сигналов;

быть предельно внимательным в местах движения железнодорожного подвижного состава и автотранспорта;

проходить по территории железнодорожной станции по маршрутам служебного, технологического проходов, пешеходным тоннелям, мостам и переходам, в соответствии со схемами служебных и технологических проходов, разработанных в установленном порядке;

соблюдать режим и правила пожарной безопасности, электробезопасности;

знать и соблюдать меры безопасности, порядок, установленный технологической документацией, правилами по охране труда в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок и настоящей Инструкцией;

ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда;

выполнять обязанности работника в области охраны труда, установленные статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации:

соблюдать требования охраны труда;

правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);

проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.7. В процессе работы на приемщика поездов могут воздействовать следующие опасные и вредные производственные факторы:

при выходе на железнодорожные пути - движущийся железнодорожный подвижной состав или транспортные средства, повышенная или пониженная температура воздуха, повышенная влажность и подвижность воздуха, недостаточная освещенность рабочей зоны (в зависимости от местных условий по результатам оценки условий труда), тяжесть трудового процесса, работа на высоте относительно поверхности земли;

(в ред. распоряжения ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2633р)

(см. текст в предыдущей редакции)

при возникновении аварийной ситуации - факторы взрыва, пожара, воздействия химических веществ и повышенного значения напряжения электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека.

1.8. Для защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов приемщик поездов обеспечивается руководителем структурного подразделения сертифицированными средствами индивидуальной защиты (специальной одеждой, специальной обувью) в соответствии с Типовыми нормами бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н (далее - Типовые нормы):

Комплект "Электрик-Л" или

1 на год

Костюм "Приемосдатчик-Л"

1 на год

Плащ для защиты от воды

1 на 3 года

Головной убор сигнальный

1 на год

Перчатки комбинированные или

12 пар на год

Перчатки с полимерным покрытием

12 пар на год

Ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве или

1 пара на год

Сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве

1 пара на год

Каска защитная

1 на 2 года

Жилет сигнальный 2 класса защиты

2 на год

При выполнении работ по сливу и наливу нефтепродуктов дополнительно:

Костюм для защиты от нефтепродуктов и воды

1 на год

При выполнении работ на пунктах слива и налива этилированного бензина дополнительно:

Сапоги из поливинилхлоридного пластиката

1 пара на год

Фартук из прорезиненной ткани

1 на год

Нарукавники из полимерных материалов

до износа

Перчатки резиновые или

до износа

Перчатки из полимерных материалов

до износа

Противогаз фильтрующий

дежурный

При выполнении работ по приемке и сдаче пылящих и сыпучих грузов и твердых ядохимикатов, дополнительно:

Комбинезон для защиты от нетоксичной пыли в комплекте со шлемом

1 на год

Сапоги из поливинилхлоридного пластиката

1 пара на год

Очки защитные закрытые

до износа

Респиратор противоаэрозольный или

до износа

Полумаска со сменными противоаэрозольными фильтрами

до износа

При выполнении работ по погрузке и выгрузке кислот и других вредных веществ, в т.ч. жидких ядохимикатов, дополнительно:

Костюм для защиты от кислот

1 на 2 года

Сапоги из поливинилхлоридного пластиката

1 пара на год

Перчатки резиновые или

до износа

Перчатки из полимерных материалов кислотощелочестойкие

до износа

Респиратор противогазоаэрозольный или

до износа

Полумаска со сменными противогазоаэрозольными фильтрами

до износа

Очки защитные закрытые

до износа

При работе в неотапливаемых помещениях или на наружных работах зимой дополнительно:

Комплект для защиты от пониженных температур "Электрик" или

по поясам

Костюм для защиты от пониженных температур "Приемосдатчик"

по поясам

Шапка-ушанка со звукопроводными вставками

по поясам

Подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску)

по поясам

Рукавицы утепленные или

по поясам

Перчатки утепленные, или

по поясам

Перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие

по поясам

Сапоги юфтевые утепленные на нефтеморозостойкой подошве или

по поясам

Валенки (сапоги валяные) с резиновым низом

по поясам

В IV и особом поясах дополнительно:

Полушубок или

по поясам

Полупальто на меховой подкладке, или

по поясам

Куртка на меховой подкладке

по поясам

Сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД"

по поясам

При выполнении работ в морских и речных портах, на пристанях и на пограничных станциях зимой в I, II и III поясах дополнительно:

Полушубок или

по поясам

Полупальто на меховой подкладке, или

по поясам

Куртка на меховой подкладке

по поясам

Приемщику поездов выдаются смывающие и обезвреживающие средства для рук в соответствии с локальным документом структурного подразделения.

1.9. Средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ), выдаваемые приемщику поездов, должны соответствовать размеру, полу работника, а также характеру и условиям выполняемой им работы.

1.10. Личную, рабочую специальную одежду (далее - спецодежда) и обувь следует хранить раздельно в гардеробных шкафах. В ходе эксплуатации средств индивидуальной защиты приемщик поездов должен следить за их исправностью, содержать в чистоте и порядке. При неисправности СИЗ он должен поставить в известность руководителя смены и железнодорожной станции для их замены.

1.11. Приемщик поездов не допускается к выполнению работ на железнодорожных путях без выданных ему СИЗ, а также в неисправных и загрязненных СИЗ.

Во время выполнения работ на железнодорожных путях (на территории железнодорожной станции) приемщик поездов обязан носить сигнальный жилет оранжевого цвета с полосами световозвращающего материала (2 класса защиты) и с маркировкой со стороны спины "ДС", указывающей принадлежность к подразделению, с левой стороны груди "Д" - к дирекции (далее - сигнальный жилет).

Приемщик поездов, допускаемый к работам на высоте, должен проводить осмотр выданных ему СИЗ до и после каждого использования.

(абзац введен распоряжением ОАО "РЖД" от 22.12.2016 N 2633р)

1.12. СИЗ, выдаваемые приемщику поездов, являются собственностью ОАО "РЖД" и подлежат обязательному возврату по окончании срока носки (порядком установленным в подразделении), а также при увольнении или при переводе на другую работу, для выполнения которой выданные СИЗ не предусмотрены типовыми нормами.

1.13. Приемщик поездов должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности:

курить в специально отведенных для этой цели местах (определенных локальным документом по подразделению), имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных пепельницами;

эксплуатировать электробытовое оборудование, разрешенное руководителем структурного подразделения, в соответствии с инструкцией (паспортом) по его эксплуатации;

не оставлять без присмотра включенные в сеть бытовые электроприборы;

знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и самоспасателем;

знать порядок действий в случае включения средств оповещения, а также в случае ошибочного или ложного (случайного) срабатывания установки пожарной автоматики (при наличии);

обо всех неисправностях бытовых электроприборов сообщать руководителю смены (железнодорожной станции).

1.14. Приемщику поездов запрещается:

пользоваться самодельными, неисправными (с незакрепленными и оголенными проводами, с поврежденной или потерявшей защитные свойства изоляцией электропроводкой) бытовыми электроприборами, выключателями, рубильниками, штепсельными розетками и другим электрооборудованием;

пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электроприборами, не имеющими устройств защиты;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

хранить взрывоопасные вещества, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в служебных помещениях;

загромождать противопожарные эвакуационные пути к выходам;

подходить с открытым огнем к подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющейся и горючей жидкостью;

пользоваться открытым огнем в местах погрузочно-разгрузочных работ с пожаровзрывоопасными и пожароопасными веществами и материалами.

1.15. В процессе работы приемщик поездов должен соблюдать требования законодательства по охране окружающей среды, правила личной гигиены, санитарные требования и нормы, в том числе при хранении и приеме пищи. Принимать пищу следует в технологических перерывах (обеденных перерывах - при установлении их Правилами внутреннего трудового распорядка) в специально отведенных для этого комнатах (местах), имеющих соответствующее оборудование. Перед едой требуется тщательно вымыть руки водой с мылом.

Приемщику поездов следует пить кипяченую воду, хранящуюся в специальных закрытых бачках (емкостях), защищенных от попадания пыли и других вредных веществ. Допускается использование бутилированной воды или некипяченой воды из хозяйственно-бытового водопровода при наличии разрешения о потреблении воды центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

1.16. При нахождении на железнодорожных путях приемщик поездов обязан:

во время прохода по территории железнодорожной станции проявлять бдительность, слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения, распределять свое внимание между передвижением подвижного состава и выполнением служебных обязанностей;

проходить по специально установленным маршрутам служебного и технологического проходов;

выполнять требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов и предупреждающей окраски, нанесенной на сооружения и устройства, обращать внимание на устройства и предметы, находящиеся на пути следования: предельные столбики, стрелочные переводы, водоотводные лотки и колодцы, устройства сигнализации, централизации и блокировки, контактной сети, негабаритные места и другие препятствия (перечень негабаритных и опасных мест железнодорожной станции указывается в инструкции по охране труда для приемщика поездов, разработанной на железнодорожной станции);

при проходе вдоль железнодорожных путей идти посередине междупутья, по обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, за предметами, выступающими за пределы очертания габаритов подвижного состава (открытые двери, борта вагонов, проволока и другие предметы);

при приближении подвижного состава или во время маневровых передвижений требуется заблаговременно отойти на обочину пути или в другое междупутье на безопасное расстояние, чтобы не оказаться между одновременно движущимися по соседним путям подвижными единицами, и не находиться в зоне негабаритного (опасного) места, дождаться проследования или остановки подвижного состава и после этого продолжить движение;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны отойти с железнодорожных путей на обочину земляного полотна, в том числе смежного железнодорожного пути, убрать инструменты, приспособления, материалы, изделия на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч и не менее 5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения более 140 км/ч;

при нахождении на пути, смежном с маршрутом пропуска поезда со скоростью движения свыше 140 км/ч, после сообщения о проходе поезда не позднее, чем за 10 минут, работа должна быть прекращена, необходимо отойти в сторону на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса пути, по которому должен проследовать поезд;

при нахождении работников на путях железнодорожных станций допускается отойти на середину широкого междупутья (в случае движения поезда по смежному железнодорожному пути);

при вынужденном нахождении в междупутье между движущимися по соседним путям поездами, локомотивами и другими подвижными единицами необходимо немедленно присесть (на корточки) или лечь на землю в междупутье параллельно железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути следует в установленных местах (по пешеходным мостам, тоннелям, настилам), а при их отсутствии - под прямым углом к оси пути, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава, перешагивая через рельсы, не наступая на рельсы и концы шпал;

переходить железнодорожный путь, занятый стоящим подвижным составом, следует при отсутствии на соседнем пути приближающегося подвижного (маневрового) состава по исправным переходным площадкам вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки, отсутствии их обледенения, заснеженности;

подниматься и сходить с переходной площадки стоящего вагона следует, повернувшись лицом к вагону, держась двумя руками за поручни, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов, предварительно осмотрев место схода и убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава по смежному железнодорожному пути и препятствий в междупутье или на обочине пути (в темное время суток следует осветить это место ручным фонарем);

прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналов, подаваемых локомотивом перед отправлением;

обходить группы вагонов или локомотивы, стоящие на железнодорожном пути, следует на расстоянии не менее 5 м от автосцепки крайнего вагона или локомотива;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава следует при расстоянии между их автосцепками не менее 10 м, посередине разрыва;

следить за показаниями светофоров, звуковыми сигналами, знаками, положением стрелок и предупреждениями, передаваемыми по парковой двухсторонней связи о следовании поездов и маневровых передвижениях подвижного состава;

быть внимательным и осторожным при нахождении на путях, особенно при плохой видимости, сильных снегопадах, туманах, сильном шуме, создаваемом работающей техникой или проходящим подвижным составом, зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость сигналов.

При нахождении приемщика поездов в зоне движения скоростных и высокоскоростных поездов требуется соблюдать Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" и дополнительные меры безопасности, установленные локальными документами.

1.17. При нахождении на железнодорожных путях приемщику поездов запрещается:

переходить (перебегать) железнодорожные пути перед движущимся железнодорожным подвижным составом или сразу за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется железнодорожный подвижной состав;

подниматься на подножки вагонов и сходить с них во время движения;

подниматься на локомотивы;

пролезать (подлезать) под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них, переходить железнодорожные пути по рамам вагонов;

заходить в межвагонное пространство;

становиться или садиться на рельсы и концы шпал, электроприводы, путевые коробки, вагонные замедлители и другие напольные и наземные устройства;

находиться в междупутье при следовании поездов по смежным железнодорожным путям;

переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов, становиться между остряком и рамным рельсом, подвижным сердечником и усовиком или в желоба на стрелочном переводе;

при пропуске подвижного состава находиться в негабаритных местах, обозначенных сигнальной окраской и/или знаком, обозначающим негабаритное место, в габарите подвижного состава;

пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио- и видеоплеерами и другими устройствами, не предусмотренными технологическим процессом работы железнодорожной станции (ПКО или КПБ).

1.18. При выходе на железнодорожный путь из помещений, из-за подвижного состава, зданий, строений и сооружений и зимой, когда головные уборы ухудшают слышимость звуковых сигналов, а также при сильном тумане, ливне, снегопаде, метели, которые затрудняют видимость, слышимость предупредительных сигналов и приближающегося подвижного состава, до перехода железнодорожного пути приемщику поездов требуется:

предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава (с обеих сторон) к месту перехода;

в темное время суток, кроме того, подождать, пока глаза привыкнут к темноте, дождаться установления видимости окружающих предметов и далее продолжить движение, в местах с ограниченной освещенностью - пользоваться ручным фонарем;

при приближении подвижного состава - остановиться в безопасном месте, пропустить его и далее продолжить движение.

1.19. В холодный период года до выхода на открытый воздух (при сильных морозах) приемщику поездов требуется смазать открытые участки тела специальной мазью или кремом от обморожения, использовать рукавицы (перчатки) утепленные. Спецобувь не должна стеснять стопы ног. При сильных морозах, во избежание обморожения, нельзя прикасаться голыми руками к металлическим предметам и деталям (рельсам, скреплениям, инструменту, оборудованию).

Для предотвращения переохлаждения и обморожения при работе на открытом воздухе при низких температурах приемщик поездов должен пользоваться теплозащитной одеждой и обувью, использовать предоставляемые регламентированные перерывы на обогрев, длительность которых определена Правилами внутреннего трудового распорядка или локальным документом структурного подразделения.

1.20. При нахождении на электрифицированных железнодорожных путях приемщик поездов должен соблюдать следующие требования безопасности:

не подниматься на опоры контактной сети, крышу вагона, контейнера или локомотива, находящихся под контактным проводом и воздушными линиями электропередачи;

не приближаться самому или с помощью применяемых инструментов и приспособлений к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние ближе 2 м, а к оборванным проводам, касающимся земли - ближе 8 м;

не прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

не наступать на электрические провода и кабели.

1.21. Приемщику поездов запрещается:

находиться при исполнении обязанностей в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения;

приступать к разовой (по заданию руководителя) работе, не связанной с прямыми обязанностями, без получения от руководителя железнодорожной станции (смены) целевого инструктажа по охране труда о мерах безопасности при выполнении работы;

допускать нахождение в служебных помещениях посторонних лиц и посторонних предметов;

пользоваться в работе неисправным инвентарем, инструментом и приспособлениями для устранения коммерческих неисправностей.

1.22. Приемщик поездов должен обеспечить хранение применяемого в работе инвентаря, инструментом и приспособлениями для устранения коммерческих неисправностей в специально отведенных (определенных) на железнодорожной станции местах.

1.23. О каждом несчастном случае на производстве приемщик поездов должен незамедлительно:

сообщить дежурному по железнодорожной станции, руководителю смены (железнодорожной станции);

оказать первую помощь пострадавшему;

по заданию руководителя смены (дежурного по железнодорожной станции):

сохранить до прибытия руководителя железнодорожной станции обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других работников и не ведет к экологической катастрофе, аварии или транспортному происшествию, а также возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, при невозможности сохранения обстановки - зафиксировать ее (составить схемы, провести фотографирование или другие мероприятия);

при возможности принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.

1.24. При обнаружении нарушений требований правил по охране труда, настоящей Инструкции, а также о ситуациях, создающих опасность для жизни людей или являющихся предпосылкой к экологической катастрофе или транспортному происшествию, приемщик поездов должен немедленно сообщить об этом дежурному по железнодорожной станции (руководителю смены, железнодорожной станции) для принятия мер и записи в ведомости несоответствий Комплексной системы оценки состояния охраны труда на предприятии (далее - КСОТ-П) установленным порядком.

1.25. Знание и выполнение требований правил и инструкций по охране труда являются служебной обязанностью приемщика поездов. За невыполнение требований правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, производственной санитарии, противопожарной защиты и настоящей Инструкции приемщик поездов несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.26. В условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации на территории Российской Федерации или региона согласно требованиям законодательства Российской Федерации и органов местного самоуправления, рекомендациям Роспотребнадзора и нормам, определенным в ОАО "РЖД", работник, исходя из характера выполняемой им работы, обязан:

использовать выдаваемые ему дополнительные средства защиты в соответствии с рекомендациями по их применению;

выполнять требования по соблюдению личной и общественной гигиены (в том числе социальное дистанцирование), дезинфекционные и другие рекомендованные профилактические мероприятия;

при появлении соответствующих признаков заболевания в процессе работы: работу прекратить, незамедлительно проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя.

При появлении соответствующих признаков заболевания, ухудшения состояния здоровья в нерабочее время работник должен проинформировать об этом своего непосредственного или вышестоящего руководителя, далее действовать в соответствии с установленным порядком.

(п. 1.26 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 17.07.2020 N 1526/р)

1.27. При проходе по лестничным маршам работнику необходимо:

держаться за боковые перила (ограждения);

проявлять осторожность, не спешить;

смотреть под ноги;

ставить стопу на всю ширину ступени.

(п. 1.27 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 17.07.2020 N 1526/р)

1.28. Работникам запрещается при выполнении работ, проходе по территории железнодорожной станции пользоваться сотовой и радиотелефонной связью, аудио- и видео-плеерами, наушниками и другими устройствами, не предусмотренными технологическими процессами.

Пользоваться мобильным телефоном разрешается только в случаях крайней необходимости, связанных с:

обеспечением безопасности движения;

предотвращением террористических и противоправных действий;

пожарами на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД";

несчастными случаями, произошедшими с работниками и/или гражданами.

В указанных случаях переговоры по мобильному телефону допускаются только при нахождении работника на расстоянии не менее 4 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км/час и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.

(п. 1.28 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 17.07.2020 N 1526/р)