Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

<Письмо> ГТК РФ от 09.04.1998 N 05-11/7094 "О порядке предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями"

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 9 апреля 1998 г. N 05-11/7094

О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ

ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ В КАЧЕСТВЕ

ВКЛАДА В УСТАВНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЙ

С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

Управление федеральных таможенных платежей ГТК России, рассмотрев обращения Санкт - Петербургской таможни от 16.02.98 N 24-07-03-2774 и Пулковской таможни от 16.03.98 N 08-21/1868 по вопросу правомерности предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе иностранным инвестором товаров в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями, зарегистрированными местными органами власти, сообщает следующее.

В настоящее время при ввозе на территорию России иностранным инвестором товаров в качестве вклада в уставный фонд предприятий с иностранными инвестициями применяются только те льготы по уплате таможенных пошлин и НДС, которые установлены Законами "О таможенном тарифе", "О налоге на добавленную стоимость" и Таможенным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (статьи 174, 182), Законом "О таможенном тарифе" (статьи 34 и 37), Федеральным законом от 17.03.97 N 54-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" и поручением Правительства Российской Федерации от 02.10.96 N ОД-П2-33039 об отнесении к основным производственным фондам материальных основных фондов, указанных в Общероссийском классификаторе основных фондов (при условии, что описание товаров в данном классификаторе не используется в таможенных целях при декларировании товаров), определен порядок предоставления вышеуказанных льгот, доведенный ГТК России до сведения таможенных органов указанием от 13.08.96 N 01-14/892, Приказом от 06.08.97 N 478, письмами от 15.08.96 N 01-15/14741, от 04.08.97 N 01-15/14758, от 13.03.97 N 01-15/4452.

В соответствии с данным порядком таможенной пошлиной и налогом на добавленную стоимость не облагаются только те товары, которые не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся иностранным инвестором в пределах срока формирования уставного (складочного) капитала, установленного учредительными документами (пункт 1 вышеупомянутого Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883), по стоимости и количеству не превышают определенного учредительными документами размера вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал. При этом учредительные документы предприятия с иностранными инвестициями (а также все изменения, вносимые в эти документы) должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законодательством.

Следует отметить, что к основным фондам не относятся предметы стоимостью ниже лимита, устанавливаемого Минфином России, который в настоящее время составляет не менее 100-кратного минимального размера месячной оплаты труда.

Льготы в отношении указанных товаров предоставляются таможенным органом, в зоне деятельности которого находится предприятие. В целях предотвращения злоупотреблений при ввозе бытовой техники, оргтехники, мебели, аудио- и видеозаписывающих устройств льготы предоставляются по решению Зампреда ГТК России.

Что касается вопроса государственной регистрации учредительных документов предприятий с иностранными инвестициями, то порядок государственной регистрации определен нормами гражданского, а не таможенного законодательства.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (статья 51). Изменения учредительных документов юридического лица приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (статья 52). Государственная регистрация коммерческих организаций топливно - энергетического комплекса с иностранными инвестициями независимо от величины уставного капитала, а также коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей (без учета деноминации), осуществляется Государственной регистрационной палатой Российской Федерации при Минэкономики России (ГРП России) согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.06.94 N 655. Государственную регистрацию коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 млн. рублей (без учета деноминации), производят регистрирующие органы субъектов Российской Федерации согласно Постановлению Правительства РСФСР от 28.11.91 N 26 "О регистрации предприятий с иностранными инвестициями".

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РСФСР от 28.11.1991 N 26 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 03.10.2002 N 731.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральным законом от 21.03.2002 N 31-ФЗ статья 51 Гражданского кодекса РФ изложена в новой редакции.

Таким образом, изменения, вносимые в учредительные документы коммерческих организаций топливно - энергетического комплекса с иностранными инвестициями независимо от величины уставного капитала, а также коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн. рублей (без учета деноминации), могут быть зарегистрированы местными органами власти, но в обязательном порядке должны пройти государственную регистрацию в ГРП России. Если учредительные документы таких предприятий не прошли государственную регистрацию в ГРП России (согласно действующему гражданскому законодательству), никаких правовых оснований для применения норм этих документов у таможенных органов не имеется.

Кроме того, в связи с тем, что предоставление льгот по уплате таможенных платежей (которые являются федеральными налогами и вносятся в федеральный бюджет) влечет за собой непоступление средств в федеральный бюджет и уменьшение его доходной части, то срок, в течение которого в бюджет не поступают такие средства, должен быть четко оговорен в учредительных документах (в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883). Срок формирования уставного капитала предприятия определен его организационно - правовой формой в соответствии с гражданским законодательством. Изменения, вносимые в учредительные документы и касающиеся (увеличения) срока формирования уставного капитала (первичного формирования и последующих), в течение которого предприятию с иностранными инвестициями могут быть предоставлены льготы, должны быть в обязательном порядке зарегистрированы согласно действующему гражданскому законодательству.

Таким образом, освобождение от таможенной пошлины и НДС предоставляется только при соблюдении требований, перечисленных в вышеуказанных законодательных и нормативных актах. При невыполнении этих требований взимание таможенных платежей производится в общеустановленном порядке.

В связи с изложенным решение Санкт - Петербургской таможни о возможности предоставления льгот по уплате таможенной пошлины и НДС при ввозе иностранным инвестором товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с объемом иностранных инвестиций свыше 100 млн. рублей (без учета деноминации), не прошедших государственную регистрацию в ГРП России, является неправомерным. Применение в данном случае такого документа, как "Уведомление", представленного Санкт - Петербургской таможней, является нарушением таможенного законодательства, так как влечет за собой освобождение от уплаты таможенных платежей (и непоступление средств в доход федерального бюджета) в случаях, когда такие льготы не предусмотрены. При возникновении сомнений у таможенного органа в возможности предоставления льгот в каком-либо случае следует таможенные платежи взыскивать при таможенном оформлении (а не предоставлять освобождение), направив запрос в региональное таможенное управление (при необходимости в ГТК России) о правомерности действий. Получив соответствующий ответ о возможности предоставления льгот, осуществить возврат плательщику уплаченных им средств.

Северо - Западному таможенному управлению следует довести до сведения подчиненных таможенных органов данные разъяснения.

Заместитель начальника

Управления федеральных

таможенных платежей

Ю.А.ХРАМОВ