Письмами Рособрнадзора от 02.12.2016 N 10-835, от 23.12.2016 N 02-411 направлены уточненные редакции методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году.

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Таблица 1. Распределение заданий

по частям работы

N

Часть работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Типы заданий

1

Часть 1

(экзаменуемому предлагаются задания к фрагменту эпического (или драматического, или лироэпического) произведения)

2

6

Задание с развернутым ответом в объеме 3 - 5 предложений

1

5

Задание сопоставительного характера с развернутым ответом в объеме 5 - 8 предложений

2

Часть 2

(экзаменуемому предлагаются задания к стихотворению или басне)

2

6

Задание с развернутым ответом в объеме 3 - 5 предложений

1

5

Задание сопоставительного характера с развернутым ответом в объеме 5 - 8 предложений

Итого

6

22

Экзамен нацеливает экзаменуемого на углубленную работу с художественным текстом, проверяет его ориентированность в проблематике курса, учитывает читательские предпочтения ("сопоставительные" задания). Все задания экзаменационной работы имеют интерпретационный, проблемный характер; экзаменуемый должен аргументировать свой ответ с опорой на конкретный литературный материал.

Содержание и структура экзаменационной работы дают возможность, во-первых, проверить знание учащимися содержательной стороны курса: образной природы словесного искусства, теоретико-литературных понятий, содержания изученных литературных произведений; во-вторых, выявить уровень владения специальными умениями по предмету, названными в федеральном компоненте государственного стандарта основного общего образования по литературе:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героям;

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

владеть различными видами пересказа;

строить письменные высказывания в связи с изученным произведением;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Опора на указанный комплекс умений позволит осуществлять компетентностно-ориентированный подход при разработке и проведении экзамена за курс основной школы. В основу экзаменационной модели положены читательские, литературоведческие умения и речевые навыки учащихся как ключевые компетенции, формирующие личность школьника-читателя. Их проверке подчинены все структурно-содержательные компоненты экзаменационной модели.

Отбор художественных произведений, на которые ориентирована экзаменационная работа, определяется кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения основного государственного экзамена по литературе. Содержание экзаменационного материала опирается на следующие разделы курса литературы.

1. "Сведения по теории и истории литературы"

2. "Из русского фольклора"

3. "Из древнерусской литературы"

4. "Из русской литературы XVIII в."

5. "Из русской литературы первой половины XIX в."

6. "Из русской литературы второй половины XIX в."

7. "Из русской литературы XX в."

8. "Из зарубежной литературы"

На основании раздела "Сведения по теории и истории литературы" в КИМ включены те или иные термины и понятия. В соответствии с кодификатором по разделам 2 "Из русского фольклора" и 8 "Из зарубежной литературы" специальные задания в КИМ не формулируются. Предполагается, что указанный литературный материал экзаменуемые могут самостоятельно привлечь для выстраивания литературных аналогий при выполнении других заданий.

В экзаменационную работу включены задания базового и повышенного уровней сложности.