Письмами Рособрнадзора от 02.12.2016 N 10-835, от 23.12.2016 N 02-411 направлены уточненные редакции методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году.

Таблица 1. Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Таблица 1

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

N

Часть работы

Тип и уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл за выполнение заданий

Процент максимального первичного балла за данную часть работы (от общего максимального первичного балла, равного 16)

1

Часть 1

Задания базового уровня сложности, с кратким ответом

9

9

56,3

Задания повышенного уровня сложности, с кратким ответом

2

4

25,0

2

Часть 2

Задание повышенного уровня сложности с развернутым ответом

1

3

18,7

3

Итого

12

16

100

Каждая группа заданий экзаменационной работы имеет свое предназначение.

Задания части 1 (задания с кратким ответом) позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных стандартом образования: знание языка науки и основ химической номенклатуры; химических законов и понятий; закономерностей изменения свойств химических элементов и веществ по группам и периодам; общих свойств металлов, неметаллов; основных классов неорганических веществ; признаков и условий протекания химических реакций; особенностей протекания реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций; правил обращения с веществами и техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и др.

Ответом на задания части 1 может быть одно число или ряд чисел, записанных в определенном порядке.

В работе представлены несколько разновидностей заданий с кратким ответом. В первом случае необходимо последовательно соотнести каждый из предложенных ответов с условием задания и определить среди них правильный. В этом случае от учащихся требуется вписать один из четырех вариантов ответа, удовлетворяющий условию задания, в специальное поле после задания.

Еще две разновидности заданий с кратким ответом предполагают самостоятельную компоновку верного ответа, представляющего собой две-три цифры, записанные в виде определенной последовательности.

К таковым можно отнести как задания с "множественным выбором ответа", для выполнения которых необходимо выбрать правильные ответы из предложенного перечня вариантов, так и задания "на установление соответствия" позиций, представленных в двух множествах.

При выполнении заданий данного вида для поиска правильного ответа требуется осуществить большее число учебных действий (операций), например: определить, с какими реагентами из указанных в условии будет взаимодействовать то или иное вещество; определить реактив, который можно использовать для распознавания веществ.

Задание с развернутым ответом наиболее сложное в экзаменационной работе. Это задание проверяет усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества.

Задание предполагает выполнение двух видов расчетов: вычисление массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Включенные в работу задания распределены по содержательным блокам: "Вещество", "Химическая реакция", "Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах", "Методы познания веществ и химических явлений", "Химия и жизнь".

При определении количества проверочных заданий экзаменационной работы, ориентированных на проверку усвоения учебного материала отдельных содержательных блоков, учитывалось, какой объем каждый из них занимает в курсе химии. Например, было принято во внимание, что в системе знаний, определяющих уровень подготовки выпускников основной школы по химии, наиболее значительным является блок "Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах". По этой причине доля заданий, проверяющих усвоение содержания данного блока, составила в экзаменационной работе 38% от общего числа всех заданий. Доля заданий, проверяющих усвоение элементов содержания остальных блоков учебного материала, также определена пропорционально их объему (таблица 2).