Письмами Рособрнадзора от 02.12.2016 N 10-835, от 23.12.2016 N 02-411 направлены уточненные редакции методических документов, рекомендуемых к использованию при организации и проведении ГИА-9 и ГИА-11 в 2017 году.

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 20 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 1 задание.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут).

Ответы к заданиям 1 - 19 записываются в виде последовательности цифр, цифры или слова (словосочетания). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.

Задание части 2 (20) требует развернутого ответа.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!

1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) учреждение Правительствующего сената

2) разделение Христианской церкви на Восточную православную и Западную католическую

3) восстание под предводительством С.Т. Разина

Ответ:

2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ГОДЫ

А)

антибольшевистское восстание моряков Кронштадта

1)

907 г.

Б)

Соляной бунт в Москве

2)

912 г.

В)

издание манифеста о вольности дворянской

3)

1648 г.

Г)

заключение первого письменного договора Руси с Византией

4)

1762 г.

5)

1921 г.

6)

1939 г.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

3

Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям (явлениям) истории нашей страны периода 1953 - 1964 гг.

1) атомная электростанция; 2) совнархоз; 3) спутник; 4) приватизация; 5) целина; 6) космонавт.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

Ответ:

4

Напишите пропущенное слово.

Хазарский __________ - это средневековое государство, созданное кочевым народом - хазарами - в VII в.

Ответ: ___________________________.

5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)

ФАКТЫ

А)

борьба Руси с половецкой опасностью

1)

введение рекрутской повинности

Б)

реформы "Избранной рады"

2)

замена продразверстки продналогом

В)

реформы Петра I

3)

либерализация цен

Г)

экономические реформы 1990-х гг.

4)

съезд князей в Любече

5)

битва на реке Калке

6)

издание Уложения о службе

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

"Озабочиваясь улучшением состава учеников гимназий и прогимназий, я нахожу необходимым допускать в эти заведения только таких детей, которые находятся на попечении лиц, представляющих достаточное ручательство в правильном над ними домашнем надзоре и в предоставлении им необходимого для учебных занятий удобства. Таким образом, при неуклонном соблюдении этого правила гимназии и прогимназии освободятся от поступления в них детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одаренных необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат, и через то, как показывает многолетний опыт, приводить их к пренебрежению своих родителей, к недовольству своим бытом, к озлоблению против существующего и неизбежного, по самой природе вещей, неравенства имущественных положений".

Б)

"Государственная задача, которую мы принуждены решить без отлагательства, задача, от коей зависит судьба Отечества - задача столь трудная, что одно простое изложение оной приводит в изумление всякого здравомыслящего.

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных:

1) Православная Вера.

2) Самодержавие.

3) Народность".

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1) Данное обращение написано в период правления Александра I.

2) Автор данного обращения - С.С. Уваров.

3) Данное обращение написано в период правления Николая I.

4) Автор данного обращения - Н.М. Карамзин.

5) Автор данного обращения - И.Д. Делянов.

6) Данное обращение написано в период правления Александра III.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

Фрагмент А

Фрагмент Б

7

Какие три из перечисленных событий относятся к Крымской войне? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Тарутинский марш-маневр

2) Синопское сражение

3) оборона Малахова кургана

4) оборона Шипкинского перевала

5) осада Плевны

6) заключение Парижского мирного договора

Ответ:

8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Командир 316-й стрелковой дивизии, погибший в Московской битве, - ___________.

Б) Белорусская наступательная операция Красной армии получила название ___________.

В) Киев был освобожден от фашистов в ______________ 1943 г.

Пропущенные элементы:

1) "Уран"

2) июль

3) И.В. Панфилов

4) "Багратион"

5) ноябрь

6) О.В. Кошевой

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

9

Установите соответствие между событиями (процессами, явлениями) и участниками этих событий (процессов, явлений): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

УЧАСТНИКИ

А)

междоусобная война в Московском государстве второй четверти XV в.

1)

А.Д. Меншиков

Б)

Смоленская война

2)

К.Е. Ворошилов

В)

деятельность Верховного тайного совета

3)

Всеволод Большое Гнездо

Г)

советско-финляндская война

4)

М.В. Фрунзе

5)

Дмитрий Шемяка

6)

М.Б. Шеин

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

10

Прочтите отрывок из воспоминаний и напишите название города, пропущенное в тексте.

"12 апреля вечером в Ставке состоялось совещание, на котором присутствовали И.В. Сталин, прибывший с Воронежского фронта Г.К. Жуков, я и заместитель начальника Генерального штаба А.И. Антонов. Было принято предварительное решение о преднамеренной обороне. Сталина беспокоило, и он не скрывал этого, выдержат ли наши войска удар крупных масс фашистских танков. Однако шел уже не 1941 год. Красная Армия закалилась в сражениях, приобрела огромный боевой опыт, имела отличное вооружение...

И колебания были отброшены. Тщательный анализ обстановки и предвидение развития событий позволили сделать правильный вывод: главные усилия надо сосредоточить к северу и югу от ______________, обескровить здесь противника в оборонительном сражении, а затем перейти в контрнаступление и осуществить его разгром".

Ответ: ___________________________.

11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Век

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

____________ (А)

Начало княжения Василия I

Битва на Косовом поле

____________ (Б)

"Стояние" на реке Угре

____________ (В)

XVIII в.

____________ (Г)

Принятие Декларации прав человека и гражданина во Франции

XIX в.

____________ (Д)

____________ (Е)

Пропущенные элементы:

1) введение заповедных лет

2) открытие Америки Х. Колумбом

3) XIV в.

4) учреждение коллегий

5) XV в.

6) Гражданская война в США

7) начало реформации в Англии

8) XVI в.

9) отмена крепостного права

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е

12

Прочтите отрывок из письма М. Горького И.В. Сталину.

"20 марта секретари редакции представили мне 1-й том по истории Гражданской войны. Том посвящен истории Октябрьской революции. Проделана огромная работа, впервые будет дана сводная работа по одному из самых величественных моментов истории. Много новых и очень ценных данных.

Я прочитал весь том и сделал ряд конкретных указаний - они заняли четырнадцать страниц. Остановлюсь только на основных.

Недостаточно мотивировано деление эсеров на три группы. Я особенно настаивал бы на освещении эсерства, ибо оно хотело быть партией крестьянства, т.е. большинства населения, и некоторое время играло эту роль. Политический разгром этой партии - огромная победа большевизма, победа, глубочайшее значение которой еще не совсем выяснено.

Для пролетариата всех стран крайне поучительно было бы подробно ознакомиться с историей этой победы.

Кое-где не совсем точно дана историческая перспектива. Так, об исторических ошибках Каменева и Зиновьева в Октябрьские дни надо бы дать точными словами Ленина. Есть и недоработанные места. Например, не выяснены мотивы, почему Троцкий ввел меньшевиков в президиум Петросовета".

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Данное письмо написано при жизни В.И. Ленина.

2) "Историческими ошибками" Каменева и Зиновьева, о которых пишет автор, было их выступление против курса В.И. Ленина на вооруженное восстание в Петрограде в октябре 1917 г.

3) Автор письма только критикует первый том по истории Гражданской войны.

4) Партия, о победе большевиков над которой идет речь в третьем абзаце отрывка, использовала в своей борьбе против самодержавия террористические методы.

5) Политический деятель, упомянутый в последнем предложении отрывка, занимал должность председателя Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

6) Автор данного письма в годы Великой Отечественной войны был фронтовым корреспондентом.

Ответ:

Рассмотрите схему и выполните задания 13 - 16

Рисунок (не приводится)

13

Укажите век, к которому относятся события, обозначенные на схеме. Ответ напишите словом.

Ответ: ___________________________.

14

Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой "2".

Ответ: ___________________________.

15

Укажите полководца, возглавившего поход, направление которого обозначено на схеме цифрой "3".

Ответ: ___________________________.

16

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Действиями войск, направление движения которых обозначено на схеме цифрой "1", руководил князь - основатель династии московских князей.

2) Цифрой "4" на схеме обозначено направление движения войск под руководством литовского князя Ягайло.

3) В результате сражения, обозначенного на схеме, на Руси было окончательно ликвидирована ордынская зависимость.

4) В сражении, обозначенном на схеме, на стороне русских войск принимали участие войска рязанского князя.

5) В период правления князя, руководившего действиями войск, обозначенных на схеме цифрой "1", были возведены белокаменные стены Московского Кремля.

6) Сражение, обозначенное на схеме, состоялось на реке Дон.

Ответ:

17

Установите соответствие между событиями культурной жизни и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)

икона "Троица"

1)

Автор был удостоен Нобелевской премии.

Б)

"История о великом князе московском"

2)

Произведения посвящено правлению Ивана IV.

В)

картина "Боярыня Морозова"

3)

Автор - В.И. Суриков.

Г)

роман "Доктор Живаго"

4)

Автор - Дионисий.

5)

Произведения посвящено правлению Юрия Долгорукого.

6)

Автор - Андрей Рублев.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

А

Б

В

Г

Рассмотрите изображение и выполните задания 18, 19.

Рисунок (не приводится)

18

Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Участниками события, юбилею которого посвящена данная марка, были А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков.

2) Изображенный на марке памятник установлен в городе, который в 2014 г. вошел в состав Российской Федерации.

3) Событие, юбилею которого посвящена данная марка, произошло в ходе войны, завершившейся поражением России.

4) Город, в котором установлен изображенный на марке памятник, не был захвачен немецко-фашистскими войсками в период Великой Отечественной войны.

5) Территория, где происходило событие, юбилею которого посвящена данная марка, впервые вошла в состав Российской империи в годы правления Петра I.

Ответ:

19

Какой из номеров журнала, обложки которых представлены ниже, был издан в том же десятилетии, в котором была выпущена данная почтовая марка? В ответе запишите цифру, которой обозначена обложка этого номера журнала.

1)

Рисунок (не приводится)

2)

Рисунок (не приводится)

3)

Рисунок (не приводится)

4)

Рисунок (не приводится)

Ответ:

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов N 1.

Для записи ответа на задание 20 используйте дополнительный лист. Запишите сначала номер задания, а затем ответ. Ответ записывайте четко и разборчиво.