Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4.2. Приказы, распоряжения

4.2.1. Нормативные правовые акты издаются в Судебном департаменте в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" в виде приказов и распоряжений, а решения коллегиальных органов (коллегия Судебного департамента, оперативное совещание руководящего состава Судебного департамента) оформляются в виде протоколов, решений.

Приказами и распоряжениями оформляются решения нормативного характера, а также по организационным, оперативным, кадровым и другим вопросам деятельности Судебного департамента.

Текст приказа должен содержать достоверную и аргументированную информацию, не допускать различных толкований, быть тщательно отредактированным, конкретным и реальным, а сокращения, применяемые в тексте, должны быть официально принятыми.

4.2.2. В аппарате Судебного департамента правом издавать организационно-распорядительные документы (приказы и распоряжения) обладают:

Генеральный директор в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";

заместитель Генерального директора, курирующий вопросы государственной службы и кадрового обеспечения, - об отпусках государственных гражданских служащих Судебного департамента (за исключением руководителей структурных подразделений и их заместителей);

начальник Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов - по вопросам назначения на должность и освобождения от должности администраторов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального назначения, суда автономной области и судов автономных округов;

начальник Управления государственной службы и кадрового обеспечения - по вопросам назначения на должность и освобождения от должности работников Службы эксплуатации зданий Судебного департамента.

В необходимых случаях Генеральный директор Судебного департамента издает приказы совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти, судебной системы Российской Федерации.

Руководители структурных подразделениях Судебного департамента издают распоряжения в пределах своей компетенции по направлениям деятельности подразделения.

4.2.3. Обеспечение качественной подготовки проектов приказов (распоряжений) и их согласование с заинтересованными сторонами возлагается на руководителей структурных подразделений, которые являются ответственными за подготовку и внесение проекта на рассмотрение руководства Судебного департамента.

Контроль за обеспечением правильности оформления проектов приказов (распоряжений) возлагается на отдел распорядительных документов, планирования и контроля Управления делами.

4.2.4. Подготовка проектов приказов (распоряжений) Судебного департамента осуществляется структурными подразделениями Судебного департамента по поручению руководства Судебного департамента или по собственной инициативе подразделений в пределах их компетенции.

Проекты приказов по кадровым вопросам готовит Управление государственной службы и кадрового обеспечения на основании соответствующих представлений.

4.2.5. Подготовка проекта приказа (распоряжения) может быть возложена по указанию Генерального директора Судебного департамента на несколько структурных подразделений с учетом направлений их деятельности. При этом организация подготовки проекта приказа возлагается на структурное подразделение, руководитель которого в поручении указан первым или назначен ответственным.

Другие структурные подразделения, указанные в поручении, обязаны при необходимости обеспечить выделение специалистов для участия в подготовке проекта приказа (распоряжения) и своевременное представление предложений, необходимых документов, справок, расчетов и других материалов.

Для подготовки наиболее важных и сложных проектов приказов (распоряжений), а также издаваемых совместно с другими органами исполнительной власти актов могут создаваться рабочие группы.

4.2.6. Приказы Генерального директора Судебного департамента признаются утратившими силу или подлежат изменению только приказами Генерального директора Судебного департамента. Приказом Генерального директора Судебного департамента может быть установлен иной порядок внесения изменений в отдельные конкретные приказы.

Распоряжения Генерального директора Судебного департамента признаются утратившими силу либо подлежат изменению как приказами, так и распоряжениями Генерального директора Судебного департамента.

4.2.7. Изменения приказов производятся путем внесения дополнений, изложения в новой редакции, признания утратившими силу пунктов приказов, пунктов (статей), глав, разделов и приложений к ним.

Если распорядительный документ издается в дополнение к ранее изданным документам, изменяет их отдельные положения или отменяет полностью, то в его тексте должна быть сделана соответствующая ссылка на изменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка.

4.2.8. Приказы и распоряжения Генерального директора Судебного департамента, которые подлежат признанию утратившими силу, уточнению и дополнению, определяются ежегодно структурными подразделениями Судебного департамента исполнителями распорядительных документов совместно с Управлением делами.

4.2.9. Распорядительные документы в Судебном департаменте оформляются на бланках установленной формы, которые имеют в своем составе обязательные реквизиты.

Приказ (распоряжение) имеет следующие стандартные реквизиты:

Государственный герб Российской Федерации;

наименование федерального государственного органа - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации;

наименование вида документа - приказ (распоряжение);

дата и номер;

место издания - Москва.

Проекты приказов (распоряжений) печатаются на стандартных листах (с одной стороны листа) бумаги формата A4 (210 x 297 мм).

Тексты приказов (распоряжений) и приложений к ним печатаются шрифтом "Times New Roman" (текстовый редактор - "Word"), размером N 13 или 14, через 1 - 1,5 межстрочных интервала, без помарок и исправлений на соответствующем бланке (приложения N 18, 19, 20, 21).

Допускается в отдельных случаях при подготовке специфических форм документов печатать приложения к приказам (распоряжениям) большого объема на бумаге формата A3 (297 x 420) шрифтом установленного образца.

Контрастность печати должна обеспечивать качественное воспроизведение копий документов на копировально-множительной технике.

Бланки документов должны иметь поля не менее (мм): левое - 20; верхнее - 20; правое - 10; нижнее - 20.

Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

При оформлении проекта приказа (распоряжения) на двух и более страницах вторая и последующие страницы проекта должны быть пронумерованы. Номер проставляется посередине верхнего поля листа арабскими цифрами без слова "страница" (стр.) и знаков препинания. Первая страница не нумеруется.

4.2.10. В Судебном департаменте для оформления проектов приказов (распоряжений) применяются напечатанные компьютерным способом бланки.

Проекты совместных приказов Генерального директора Судебного департамента и руководителей других федеральных органов исполнительной власти оформляются на стандартном листе бумаги формата A4 (с изображением Государственного герба Российской Федерации), имеют наименования и номера приказов всех федеральных органов исполнительной власти, руководители которых подписывают данный приказ (приложение N 20).

При оформлении совместного приказа наименования Судебного департамента, федеральных органов исполнительной власти (соисполнителей) располагаются на одном уровне; наименование вида документа выравнивается по центру; подписи соответствующих руководителей располагаются ниже текста на одном уровне. Первыми располагают наименование и номер приказа федерального органа исполнительной власти, а ниже текста первой располагается подпись соответствующего руководителя - инициатора создания совместного приказа и подпись его руководителя.

4.2.11. Проект приказа должен иметь следующие реквизиты:

титульную часть;

заголовок;

текст (констатирующую часть (преамбулу) и распорядительную часть);

подпись (подписи в совместных приказах).

4.2.12. Титульная часть включает:

изображение Государственного герба Российской Федерации (по центру текста на листе);

наименование федерального государственного органа - Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (печатается прописными буквами размером N 16, выделяется полужирным шрифтом; выравнивается по центру текста на листе);

наименование вида документа (приказ или распоряжение), печатается полужирным шрифтом (интервал - разреженный), размером N 16;

дату и номер - дата оформляется словесно-цифровым способом; номер состоит из знака "N" и порядкового номера приказа; проставляют соответственно при подписании и регистрации;

место издания - Москва.

4.2.13. Заголовок должен кратко и точно отражать содержание текста приказа и формулируется, как правило, в виде ответа на вопрос "О чем ?". Если в приказе отражено несколько вопросов, заголовок необходимо формулировать обобщенно.

Заголовок выделяется полужирным шрифтом, точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через 1 межстрочный интервал и размещается в левой части листа.

Текст приказа (распоряжения) отделяется от заголовка 2 - 3 межстрочными интервалами в установленных границах полей.

Распоряжения, как правило, заголовка не имеют.

4.2.14. В констатирующей части (преамбуле) кратко излагаются цели и задачи, факты и события, послужившие основанием для издания приказа. Она может начинаться устойчивыми формулировками "В целях", "В соответствии", "В связи", "Во исполнение", "На основании" и т.п. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указывается наименование этого документа в творительном падеже, его дата, номер и заголовок.

Преамбула в приказах завершается словом: "П Р И К А З Ы В А Ю:" ("П Р Е Д Л А Г А Ю:", "О Б Я 3 Ы В А Ю:" - в распоряжениях), которые печатаются вразрядку, затем ставится двоеточие.

В совместных приказах текст излагается от первого лица множественного числа: "П Р И К А 3 Ы В А Е М:".

Констатирующая часть может отсутствовать, если предписываемые действия не нуждаются в обосновании и разъяснении. В этом случае слова "П Р И К А 3 Ы В А Ю:", "П Р Е Д Л А Г А Ю:", "О Б Я 3 Ы В А Ю:" не печатаются.

Распорядительная часть текста имеет повелительную форму изложения. В ней излагаются предписываемые действия, указываются должностные лица, ответственные за их выполнение, и устанавливаются сроки исполнения.

4.2.15. К проекту приказа могут прилагаться утверждаемые этим приказом положения, наставления, инструкции, планы и другие служебные документы.

Значительные по своему объему документы (положения, правила, инструкции), утверждаемые приказами, могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

Допускается оформление утверждения в форме утверждения как самостоятельного документа или путем издания распорядительного документа об утверждении.

Если в тексте приказа дается ссылка "согласно приложению" (при наличии нескольких приложений они нумеруются, при этом допускается указание знака N), то на первой странице приложения пишется:

Приложение 1 (1, 2, 3 или N 1, 2, 3)

к приказу Судебного департамента

при Верховном Суде

Российской Федерации

от 15.03.2007 N ____

В этом случае приложение (приложения) является составной частью приказа и имеет сквозную нумерацию страниц вместе с текстом приказа.

Если в тексте проекта приказа дается ссылка "утвердить прилагаемую Инструкцию (Положение, Правила, Перечень...)", то на первой странице прилагаемого распорядительного акта пишется:

УТВЕРЖДЕНА(О, Ы)

приказом Судебного департамента

при Верховном Суде

Российской Федерации

от 15.03.2007 N ____

В данном случае нумерация страниц идет отдельно в каждом утвержденном правовом документе (Инструкции, Положении, Перечне...).

Издание вместе с приказом материалов, не оговоренных в тексте приказа, не допускается.

4.2.16. Приложение к проекту приказа подписывается руководителем структурного подразделения, подготовившего проект приказа, или заместителем Генерального директора, курирующим данное структурное подразделение.

Подпись ставится на оборотной стороне последнего листа приложения.

Положение принимается в том случае, если в нем устанавливаются системно связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующего государственного органа.

В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения.

В инструкции излагается порядок осуществления какой-либо деятельности или порядок применения положений законодательных и нормативных актов.

4.2.17. Положения, правила, инструкции могут применяться как самостоятельные правовые акты, которые подписываются Генеральным директором Судебного департамента, или как акты, утверждаемые Генеральным директором. В этом случае утверждение оформляется в форме грифа утверждения или путем издания приказа об их утверждении.

Порядок подготовки проекта положения (правил, инструкции) соответствует общему порядку подготовки проектов нормативных актов.

Текст проекта положения (правил, инструкции) печатается на стандартных листах бумаги формата A4 (210 x 297).

4.2.18. Констатирующей частью положения (правил, инструкции) служит раздел "Общие положения", в котором указываются основания разработки, основное назначение нормативного акта и сфера его распространения, ответственность за нарушение установленных правил, процедур, технологий.

Основной текст положения (правил, инструкции) может делиться на главы, которые должны иметь названия, пункты и подпункты. Главы нумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производится арабскими цифрами.

В качестве исполнителей в распорядительных документах указываются структурные подразделения или конкретные должностные лица.

Если поручение возлагается на структурное подразделение, то его наименование указывается в дательном падеже, а фамилия руководителя с инициалами печатается в скобках в именительном падеже.

Если приказ изменяет, отменяет или дополняет ранее изданный документ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка.

В случае отмены документа (пункта документа) в тексте приказа (распоряжения) должен быть пункт, который начинается словами "Признать утратившим силу...".

4.2.19. В приказы не следует включать пункт "Приказ довести до сведения...". Структурные подразделения (должностные лица), до сведения которых доводится приказ, указываются в указателе рассылки, подготавливаемый исполнителем вместе с проектом приказа.

4.2.20. Приказы (распоряжения) подписываются Генеральным директором Судебного департамента (в его отсутствие - лицом, его замещающим), а также другими должностными лицами Судебного департамента в соответствии с п. 4.2.2 настоящей Инструкции.

Подпись состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, личной подписи и расшифровки подписи (инициалы, фамилия).

Подпись отделяется от текста 3 межстрочными интервалами и печатается от левой границы текстового поля. Инициалы и фамилия располагаются у правой границы текстового поля:

Генеральный директор А.В. Гусев

Максимальная длина строки с наименованием должности не должна превышать 8 см.

Подписи соответствующих руководителей в совместных приказах располагаются ниже текста (на 3 межстрочных интервала) на одном уровне.

4.2.21. Проекты приказов (распоряжений) визируются исполнителем, начальником отдела (по подчиненности) и руководителем структурного подразделения, внесшим проект, а также должны быть согласованы с руководителями структурных подразделений, деятельности которых они касаются или которым даются конкретные поручения, заместителями Генерального директора в соответствии с распределением обязанностей и курируемыми направлениями деятельности.

Все проекты приказов (распоряжений) в обязательном порядке визируются работником Юридического отдела.

Расположение виз на листе согласования осуществляется одна под другой в соответствии со штатным расписанием Судебного департамента.

В случае совпадения должностного лица, визирующего приказ, и исполнителя его подпись ставится один раз.

4.2.22. Порядок визирования определяется Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Если заместители Генерального директора Судебного департамента, руководители структурных подразделений имеют особое мнение по содержанию приказа (распоряжения), то оно оформляется отдельным документом, а в листе согласования делается отметка "С замечаниями" и ставится роспись. В данном случае исполнитель - руководитель соответствующего структурного подразделения, подготовившего проект приказа или распоряжения, должен организовать проведение согласительного совещания для выработки взаимосогласованного решения. После выработки взаимосогласованного решения проект приказа (распоряжения) проходит повторное согласование.

Не допускается представление Генеральному директору Судебного департамента на подпись приказов или распоряжений, имеющих замечания.

Когда не удается достичь взаимосогласованного решения, исполнитель - руководитель структурного подразделения, подготовившего проект распорядительного документа, докладывает Генеральному директору Судебного департамента для принятия соответствующего решения.

Если в процессе согласования в проект приказа (распоряжения) вносятся изменения и дополнения принципиального характера, то он подлежит переработке, перепечатке и повторному согласованию.

Виза на листе согласования проекта приказа включает в себя наименование должности, фамилию, инициалы, личную подпись и дату.

Виза на проекте распоряжения включает в себя личную подпись, ее расшифровку (фамилия, инициалы) и дату. Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа проекта распоряжения.

4.2.23. Проект приказа при необходимости подлежит согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и другими органами государственной власти, если такое согласование является обязательным в соответствии с законодательством (например: совместные приказы).

Согласование осуществляется, как правило, двумя способами: визированием или проставлением грифа согласования.

Гриф согласования включает в себя слово "СОГЛАСОВАНО", наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личную подпись визирующего, расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату согласования. Гриф согласования проставляется в нижнем левом углу документа, например:

СОГЛАСОВАНО

Заместитель Министра

финансов Российской Федерации

__________________ ______________________

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

15.03.2007

Согласование проекта совместного приказа осуществляет структурное подразделение, ответственное за подготовку проекта приказа.