МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 23 сентября 2015 г. N 14-09221/15

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Росреестра (далее - Управление), рассмотрев письма ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.07.2015 N 10-2347-КЛ, от 22.07.2015 N 10-2369-КЛ, сообщает.

По вопросам, изложенным в письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 21.07.2015 N 10-2347-КЛ.

Позиция Управления по рассматриваемому в письме от 21.07.2015 N 10-2347-КЛ вопросу направлена в ФГБУ "ФКП Росреестра" письмом от 20.05.2015 N 14-05723/15.

Дополнительно полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как следует из части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК), действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

В случае образования земельного участка в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема) согласно пункту 14 статьи 11.10 ЗК в решении об утверждении схемы в отношении каждого образуемого земельного участка в числе прочего указываются:

кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости;

территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

То есть при принятии решения об утверждении схемы в отношении земельного участка, образуемого из поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка, в таком решении в случае, если на образуемый земельный участок распространяется действие градостроительного регламента, указывается не конкретный вид разрешенного использования исходного земельного участка, а территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок.

С учетом изложенного полагаем, что:

при наличии утвержденных правил землепользования и застройки вид разрешенного использования образуемого земельного участка должен соответствовать градостроительному регламенту, если действие градостроительного регламента распространяется на такой земельный участок;

если содержащиеся в межевом плане сведения не соответствуют градостроительному регламенту (при наличии сведений о нем в государственном кадастре недвижимости), следует принимать решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, поскольку в данном случае при подготовке межевого плана усматривается нарушение части 10 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре);

при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о градостроительном регламенте, но при наличии в межевом плане сведений о соответствующей территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок, полагаем целесообразным одновременно с поставкой на государственный кадастровый учет такого земельного участка направлять запрос в орган местного самоуправления в целях внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей территориальной зоне.

По вопросам, изложенным в письме ФГБУ "ФКП Росреестра" от 22.07.2015 N 10-2369-КЛ.

1. В силу пункта 2 части 3 статьи 27 Закона о кадастре несоответствие размера образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков является основанием для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка.

Полагаем, что в случае несоответствия указанного в межевом плане размера образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков решение об отказе в постановке земельного участка на государственный кадастровый учет должно приниматься вне зависимости от того, на основании какого документа подготовлен межевой план (исключение составляет случай, указанный в статье 40 ГрК).

2. Виды разрешенного использования земельных участков, как правило, определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Однако необходимо учитывать, что на ряд земельных участков действие градостроительного регламента не распростятся (часть 4 статьи 36 ГрК).

Осуществление государственного кадастрового учета образуемого земельного участка, вид разрешенного которого не соответствует градостроительному регламенту и установлен актом уполномоченного органа, на наш взгляд, возможно, если на такой земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется.

В соответствии с пунктом 52 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностей подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее - Требования):

вид разрешенного использования образуемых земельных участков должен соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о виде разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

в таких случаях вид разрешенного использования образуемого (образуемых) земельного участка указывается в межевом плане при наличии оформленной на основании градостроительного регламента в произвольной форме декларации заинтересованного лица о выбранном виде разрешенного использования земельного участка либо при наличии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, определяющего вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

В случае, если в приложение к межевому плану включены оба документа и, более того, их содержание противоречиво, полагаем необходимым принимать решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

Дополнительно сообщаем, что в письме от 27.02.2015 N 14-исх/02673-ГЕ/15 (копия которого направлена в том числе в ФГБУ "ФКП Росреестра" письмом Росреестра от 03.03.2015 N 14-исх/02858-ГЕ/15) Росреестр обратил внимание Минэкономразвития России на то, что пункт 52 Требований противоречит пункту 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42, не предусматривающему с 30.06.2014 указание в государственном кадастре недвижимости выбранного вида разрешенного использования земельного участка, а форма, содержание указанной в названном пункте Требований декларации не предусмотрены иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством о градостроительной деятельности.

Начальник Управления

методического обеспечения

и анализа в сфере регистрации

прав и кадастрового учета

Н.С.ЛЕЩЕНКО