1. Актуальность выработки единых подходов по организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

1. Актуальность выработки единых подходов по организации

работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися

в социально опасном положении

Одной из основных задач деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ) определена социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Целью создания комиссий является координация деятельности органов и учреждений системы профилактики в решении следующих вопросов:

1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;

2) выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

3) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

4) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

5) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Комиссии должны обеспечивать взаимодействие и согласованную работу всех субъектов системы профилактики в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановлением Правительства РФ от 10.02.2020 N 120 п. 7 изложен в новой редакции. Норма, предусматривающая координацию проведения органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы, содержится в пп. "в" п. 7 новой редакции Примерного положения.

Так, в соответствии с подпунктом "а" пункта 7 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 (далее - Примерное положение) комиссии координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.

Органы и учреждения, которые входят в систему профилактики, определены в статье 4 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Кроме того, в указанных органах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, могут создаваться учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Проведенный в 2015 году Минобрнауки России мониторинг деятельности комиссий в субъектах Российской Федерации по вопросу организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, позволил сделать следующие выводы.

Во-первых, разграничение полномочий органов и учреждений системы профилактики по работе с указанными категориями детей и семей в большинстве регионов определяется межведомственными соглашениями либо порядками межведомственного взаимодействия и иными межведомственными документами, а также разработанными механизмами, определяющими согласованные действия различных ведомств. Поскольку указанные документы не являются нормативными актами, чаще они применяются субъектами системы профилактики по их усмотрению.

В ряде субъектов Российской Федерации, в том числе в отдельных муниципальных образованиях, данные виды документов имеют статус нормативных правовых актов, но в преимущественном количестве регионов они приняты на заседаниях комиссий в форме постановлений.

Во-вторых, на территории Российской Федерации отсутствует единый подход к порядку признания (отнесения) граждан к категории находящихся в социально опасном положении, а также к порядку признания несовершеннолетних и семей утратившими данный статус.

Так, соответствующие решения в регионах принимаются различными органами (структурами): комиссиями в муниципальных образованиях - 70,4%; межведомственными группами, создаваемыми в муниципальных образованиях, - 7,0%; органами социальной защиты населения - 4,2%; иными органами системы профилактики либо межведомственными консилиумами - 11,0%; не определен конкретный орган (учреждение) - 7,4%.

Учитывая тот факт, что в различных регионах решение об отнесении несовершеннолетнего либо семьи к категории находящихся в социально опасном положении принимается различными органами (учреждениями), сложились различные подходы при оформлении указанного решения.

В регионах, где несовершеннолетние и (или) семьи признаются находящимися в социально опасном положении на заседаниях комиссий, соответствующее решение, как правило, оформляется постановлением комиссии либо протоколом заседания комиссии. Однако такая практика сложилась не во всех субъектах Российской Федерации. Так, в отдельных регионах соответствующее решение, например, оформляется протоколом межведомственной группы (социального консилиума), в иных субъектах Российской Федерации - решением отдельных органов или учреждений системы профилактики.

Вышеназванные обстоятельства могут способствовать возникновению межведомственной разобщенности в процессе сбора, обработки и анализа статистической и иной информации, отсутствию сведений о численности и о состоянии работы с указанными категориями детей и семей, а также ограничений при проведении индивидуальной профилактической работы с семьями, поскольку профилактическая работа проводится в рамках полномочий отдельного органа либо учреждения системы профилактики.