5. Организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении

5. Организация индивидуальной профилактической работы

с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально

опасном положении

Индивидуальная профилактическая работа согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ понимается как деятельность, направленная на:

а) своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

б) социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.

В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ все органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу.

Индивидуальная профилактическая работа в обязательном порядке проводится со следующими категориями несовершеннолетних:

1) безнадзорные или беспризорные;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного наказания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

9.1) отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Исходя из анализа данного перечня, комиссии должны учитывать, что индивидуальная профилактическая работа осуществляется не только с несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, но и с иными категориями несовершеннолетних.

Также в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа проводится в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних проводится в случаях, если они:

а) не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних;

б) отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних;

в) жестоко обращаются с несовершеннолетними.

Индивидуальная профилактическая работа с указанными категориями родителей или иных законных представителей не проводится следственными изоляторами уголовно-исполнительной системы и воспитательными колониями.

Основанием для проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, перечисленных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, является один из следующих документов:

1) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики;

2) приговор, определение или постановление суда;

3) постановление комиссии, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел;

4) документы, определенные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

5) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Перечень документов является исчерпывающим, иные документы основаниями для осуществления индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, их родителями или иными законными представителями быть не могут.

Вместе с тем комиссии должны учитывать, что индивидуальная профилактическая работа может проводиться не только с несовершеннолетними и их родителями или законными представителями, но и иными лицами. К данным лицам, например, можно отнести близких родственников детей (родных братьев и сестер, бабушек, дедушек), проживающих совместно с несовершеннолетним, а также лиц, не являющихся близкими родственниками, проживающих совместно с несовершеннолетним.

Индивидуальная профилактическая работа может носить как ведомственный, так и комплексный характер.

Ведомственная индивидуальная профилактическая работа осуществляется с категориями лиц, указанных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, отдельно взятым органом или учреждением системы профилактики в рамках его компетенции на основании нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности данного органа или учреждения.

Комплексная индивидуальная профилактическая работа представляет собой комплекс мероприятий, отражающих согласованные действия органов и учреждений системы профилактики, направленные на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, которые реализуются на основании постановлений комиссий либо планов (программ), утверждаемых постановлениями комиссий.

С несовершеннолетними, признанными находящимися в социально опасном положении, и (или) родителями или законными представителями из семей, признанных находящимися в социально опасном положении, проводится комплексная индивидуальная профилактическая работа.

Органы или учреждения системы профилактики, осуществляющие на основании постановления комиссии реализацию индивидуально-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетнего и (или) родителей или законных представителей, обязаны в установленные постановлением сроки сообщать о результатах выполнения указанных мероприятий в комиссию.

По вопросу о предоставлении социальных услуг несовершеннолетним детям, находящимся в социально опасном положении, а также семьям, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществлять социальную реабилитацию этих лиц, оказывать им необходимую помощь, по основаниям, указанным в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, если в рамках Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" установлено предоставление социального обслуживания на основании договора, необходимо отметить следующее.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, на основании просьб несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей либо по инициативе должностных лиц органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации;

2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;

3) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, развития творческих способностей несовершеннолетних в кружках, клубах по интересам, созданных в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Таким образом, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ определены специальные правила предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ определяет специальный механизм обращения за получением социальных услуг в отношении конкретных категорий несовершеннолетних детей.

При поступлении таких детей в организации социального обслуживания на них также составляются программа предоставления социальных услуг и договор о предоставлении социальных услуг.