3.1. Двойное обучение и аттестация лиц из числа авиационного персонала

В соответствии с пунктом 5.3 Требований на субъект транспортной инфраструктуры (авиакомпанию) возлагается обязанность назначить по согласованию с перевозчиком на каждом транспортном средстве лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства.

Необходимо отметить, что Закон о транспортной безопасности не содержит требования о назначении на каждом транспортном средстве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности.

Согласно Токийской Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 г., и статьи 58 ВК РФ командир воздушного судна наделен специальными полномочиями, в том числе, по обеспечению безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества, поддержания должного порядка и дисциплины на борту, принятию мер, связанных с обеспечением авиационной безопасности.

На основании изложенного лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на каждом транспортном средстве, может быть назначен только командир воздушного судна. Согласно нормам международного и национального права в авиакомпаниях Российской Федерации в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности, на каждом транспортном средстве назначены командиры воздушных судов.

После вступления в силу изменений, внесенных в Закон о транспортной безопасности Законом N 15-ФЗ, лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве, отнесены к силам обеспечения транспортной безопасности и должны пройти подготовку и обязательную аттестацию.

В то же время командиры воздушных судов в соответствии ВК РФ отнесены к авиационному персоналу гражданской авиации. При этом авиационный персонал гражданской авиации в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации имеет специальную подготовку, в том числе по авиационной безопасности, и проходит обязательную аттестацию.

В соответствии с требованиями Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности ОТИ и ТС возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, посредством реализации организационных мероприятий подразделениями транспортной безопасности и силами обеспечения транспортной безопасности.

При этом согласно статье 12.1 Закона о транспортной безопасности силы обеспечения транспортной безопасности, к которым на воздушном транспорте относятся командиры воздушных судов, должны пройти подготовку и аттестацию в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности.

С учетом имеющегося у авиакомпаний парка воздушных судов и количества командиров воздушных судов исполнение пункта 5.3 Требований, связанного с дополнительной подготовкой командиров воздушных судов в области транспортной безопасности, на практике влечет значительные необоснованные затраты авиакомпаний.

Привести расходы авиакомпаний на проведение обучения и аттестации командиров воздушных судов в качестве сил обеспечения транспортной безопасности в настоящий момент не представляется возможным, поскольку на сегодняшний день отсутствуют ведомственные нормативные правовые акты, направленные на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности", а также на момент подготовки настоящего заключения отсутствует информация об организациях, аккредитованных, в качестве органов аттестации и о стоимости оказываемых ими услуг.