Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31.12.2020 (Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N 993).

IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает:

фундаментальные функциональные и формальные исследования по общей теории языка, фонетике, морфологии, лексикологии, синтаксису, дискурсу, семантике различных языков, в области психолингвистики, социолингвистики и когнитивной лингвистики, в области типологического, ареального и генеалогически обусловленного разнообразия и диахронического развития языков, направленные на создание теоретической базы для компьютерно-лингвистических и иных приложений лингвистических знаний;

разработку электронных языковых ресурсов различного назначения (корпусов текстов и звучащей речи, словарей, онтологий, баз данных), лингвистического обеспечения для электронных систем, предполагающих автоматическую обработку звучащей речи и письменных текстов на естественном языке.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются:

феномены всех уровней и планов языковой структуры (фонетики, морфологии, лексики, синтаксиса, дискурса, семантики);

электронные языковые ресурсы (текстовые, речевые и мультимодальные корпуса, словари, тезаурусы, онтологии, фонетические, лексические, грамматические и иные базы данных и базы знаний);

лингвистические технологии, применяемые в электронных системах различного назначения (поисковых системах, системах машинного перевода, системах управления, системах обработки звучащей речи, экспертных системах, электронных языковых ресурсах).

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры:

научно-исследовательская;

педагогическая;

производственно-практическая;

экспертно-аналитическая;

организационно-управленческая.

При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академической магистратуры);

ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладной магистратуры).

4.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:

научно-исследовательская деятельность:

самостоятельное пополнение, критический анализ и применение теоретических и практических знаний в области лингвистики и смежных наук;

самостоятельное проведение исследований в области общей теории языка, изучения конкретных языков (государственного языка Российской Федерации и языков народов Российской Федерации, иностранных языков), в области прикладной и компьютерной лингвистики, а также смежных наук;

самостоятельный поиск, изучение и критический анализ материалов существующих лингвистических исследований, методик, языковых ресурсов;

самостоятельный сбор и документирование языковых данных, включая данные бесписьменных и исчезающих языков;

самостоятельное планирование и проведение научных экспериментов, в том числе, при наличии подобного оборудования, с использованием высокоточных методов регистрации мозговой активности (электроэнцефалография (вызванные потенциалы) и функциональная магнитно-резонансная томография) и движений глаз, и анализ их результатов;

оформление и представление результатов научных исследований;

педагогическая деятельность:

планирование, организация и реализация образовательного процесса по отдельным видам учебных занятий (лабораторные, практические и семинарские занятия) по лингвистическим дисциплинам (модулям) в образовательных организациях высшего образования;

разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и дополнительных профессиональных программ для лиц, имеющих или получающих соответствующую квалификацию;

рецензирование и экспертиза научно-методических и учебно-методических материалов по лингвистическим дисциплинам (модулям);

участие в организации научно-исследовательской, проектной, учебной, профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и дополнительным образовательным программам в профориентационных мероприятиях со школьниками, научно-популярных и просветительских мероприятиях;

педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся по программам бакалавриата и дополнительным образовательным программам;

производственно-практическая деятельность:

обработка текстов на естественном языке в производственно-практических целях (лингвистическая разметка, глоссирование, аннотирование, рубрикация, реферирование, редактирование и др.);

разработка и совершенствование электронных языковых ресурсов (текстовых, речевых и мультимодальных корпусов, словарей, тезаурусов, онтологий, фонетических, лексических, грамматических и иных баз данных и баз знаний);

разработка и совершенствование лингвистического обеспечения электронных информационных и интеллектуальных систем различного назначения, предполагающих автоматическую обработку звучащей речи и письменных текстов на естественном языке;

разработка и внедрение в практику компьютерных систем обучения;

разработка и совершенствование систем автоматизации и информационной поддержки лингвистических исследований;

квалифицированный перевод научной литературы по лингвистике и смежным дисциплинам с иностранных языков на государственный язык Российской Федерации и с государственного языка Российской Федерации на иностранный язык со снабжением ее необходимым редакторским и издательским комментарием и научным аппаратом;

экспертно-аналитическая деятельность:

экспертный анализ различных типов устного и письменного дискурса с целью извлечения знаний, определения логической структуры и тональности текста, определения социолингвистических характеристик или эмоционального состояния говорящего, идентификации личности говорящего, его коммуникативных намерений и с другими прикладными целями, в том числе с целью ответа на входящие в компетенцию лингвиста вопросы при проведении экспертного исследования письменных текстов и фонограмм в процессе судопроизводства;

мониторинг информационных массивов (прессы, баз данных) и подготовка на этой основе аналитических материалов;

системно-аналитические исследования в любой предметной области (систематизация, разработка классификаторов и рубрикаторов, типологизация, моделирование);

экспертная оценка языковой ситуации и выработка рекомендаций в сфере языковой политики и языкового планирования;

организационно-управленческая деятельность:

участие в организации и проведении конференций, симпозиумов, семинаров, переговоров и других мероприятий с использованием нескольких рабочих языков;

руководство малыми коллективами лингвистов, решающими ограниченный круг задач в рамках научно-исследовательской и производственной деятельности.