Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 02.12.2015 N АКПИ15-1129 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., Назаровой А.М.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ООО "Камешковотепло" о признании недействующим пункта 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178,
Согласно пункту 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
ООО "Камешковотепло" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 26 Основ ценообразования, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат абзацу четвертому статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации, в силу которого размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на установление Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области постановлением от 18 декабря 2014 г. N 59/3 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Владимирской области" тарифа для ООО "Камешковотепло", в котором учтены расходы по выплате заработной платы в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда.
В суде представитель ООО "Камешковотепло" И. поддержал заявленные требования.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Федеральной антимонопольной службе, Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 25 сентября 2015 г. N СП-П9-6534).
Представители Правительства Российской Федерации А., С. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации и не нарушают прав административного истца.
Выслушав объяснения представителей ООО "Камешковотепло" И., Правительства Российской Федерации А., С., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Государственное регулирование цен (тарифов), надбавок согласно Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 23).
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации 29 декабря 2011 г. приняло постановление N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 23 января 2012 г., N 4.
Основы ценообразования определяют принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы), и определения уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), порядок учета результатов деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов), порядок определения, распределения и учета величины перекрестного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электрической энергии, особенности определения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям в технологически изолированных территориальных энергетических системах.
В соответствии с пунктами 2 и 15 - 34 Основ ценообразования при определении размера тарифов учету подлежит необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, в который, в частности, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности, а также иные экономически обоснованные расходы.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, пунктом 26 Основ ценообразования регулирующим органам предписано определять размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен. Оспариваемые положения Основ ценообразования позволяют заявителю представить в регулирующий орган данные о фактическом положении дел в части оплаты труда.
Данное правовое регулирование соответствует требованиям Федерального закона "Об электроэнергетике", предусматривающего, что основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике при определении принципов и методов расчета цен (тарифов) в электроэнергетике должны учитывать, в частности, критерии оценки экономической обоснованности затрат (пункт 1 статьи 24). Оно осуществлено Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, направлено на формирование надлежащего механизма ценообразования в сфере электроэнергетики, обеспечивающего баланс экономических интересов сетевых организаций и интересов потребителей, и не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.
Ссылки административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта нормам трудового законодательства являются несостоятельными. Трудовой кодекс Российской Федерации в статье 133.1 регулирует вопросы установления размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
Из решения Арбитражного суда Владимирской области от 11 сентября 2015 г. по делу N <...> по заявлению ООО "Камешковотепло" о признании частично недействующим постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 18 декабря 2014 г. N 59/3 и постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 ноября 2015 г. не следует, что при разрешении заявленных требований в отношении административного истца применены оспариваемые положения Основ ценообразования.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления ООО "Камешковотепло" о признании недействующим пункта 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
А.М.НАЗАРОВА
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей