к приказу Федерального агентства
воздушного транспорта
от 10 апреля 2015 г. N 202
1. Настоящий Порядок (далее - Порядок) устанавливает порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - Агентство) как главном распорядителе и получателе средств федерального бюджета, главном администраторе (администраторе) доходов федерального бюджета.
2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в Управлении финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности Росавиации (далее - Управление), а также в финансовых подразделениях территориальных органов Росавиации, федеральных казенных учреждений, федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений Росавиации.
3. Внутренний финансовый контроль направлен на:
а) соблюдение правовых актов Агентства, регулирующих составление и исполнение федерального бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета (далее - внутренние стандарты);
б) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.
4. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются следующие контрольные действия:
а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
б) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);
г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.
5. В целях поддержания в актуальном состоянии контрольной среды Управлением проводится мониторинг, состоящий из:
приказов, методических материалов и внутренних регламентов по осуществлению бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;
системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции Агентства в процессе осуществления бюджетных полномочий;
документов, устанавливающих права доступа пользователей к базам данных, к вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;
документов, устанавливающих права формирования финансовых и бухгалтерских документов в пределах полномочий соответствующих сотрудников, а также прав доступа к активам и записям.
6. Начальник Управления (заместители начальника Управления) и иные работники Управления осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.
7. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля в Агентстве осуществляется путем формирования (актуализации) карт внутреннего финансового контроля.
8. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется в структурном подразделении Агентства, ответственном за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
9. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом. Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется с соблюдением следующих требований:
9.1. Карты внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год формируются Управлением до 15 декабря текущего года по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
9.2. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:
а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);
б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) исходя из необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций, которые наиболее подвержены бюджетным рискам.
9.3. Карта внутреннего финансового контроля представляет собой документ, в котором по каждой операции внутренней бюджетной процедуры, включенной в карту, указываются данные:
- о должностном лице, ответственном за выполнение (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), и периодичности выполнения операции;
- о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;
- о методах осуществления контрольных действий, к которым относятся: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности;
- о действии, в отношении которого проводится проверка оформления документа, авторизация операций, сверка данных;
- о видах контроля: визуальный, автоматический, смешанный, а также способах контроля - сплошной или выборочный;
- о периодичности осуществления контрольного действия и сроках выполнения контрольного действия.
9.4. Карты внутреннего финансового контроля утверждаются руководителем (заместителем руководителя) Агентства.
9.5. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:
а) до начала очередного финансового года;
б) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) Агентства о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;
в) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусматривающие изменение внутренних бюджетных процедур.
9.6. Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.
10. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя Агентства, курирующий структурные подразделения Агентства, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
11. Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением указанных в картах периодичности методов контроля и способов контроля.
12. Методами осуществления контрольных действий в Агентстве являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности:
а) самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом Управления путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и своему должностному регламенту, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции;
б) контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом начальником Управления (заместителями начальника Управления) путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами;
в) контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершаемых подведомственными Агентству учреждениями.
13. Выявленные в результате проведения Управлением внутреннего финансового контроля недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.
14. Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется Управлением по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.
Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке.
название и порядковый номер папки (дела);
количество листов в папке (деле).
Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.
Соблюдение требований к хранению регистров (журналов) осуществляется лицом, ответственным за их формирование, до момента их сдачи в архив.
В случае пропажи или уничтожения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля приказом Агентства создается комиссия по расследованию причин их пропажи или уничтожения.
15. Отделом внутреннего аудита Управления ежеквартально проводится анализ организации и осуществления в отделах Агентства и подведомственных Агентству учреждениях внутреннего финансового контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего приказа на основании отчетов о результатах внутреннего финансового контроля, составляемых на основании сведений, включаемых в регистры (журналы) внутреннего финансового контроля и карты внутреннего финансового контроля.
16. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля составляются по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и направляются в отдел внутреннего аудита Управления уполномоченными лицами и подведомственными Агентству учреждениями ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
17. Итоги рассмотрения отчетов о результатах внутреннего финансового контроля Управлением ежеквартально представляются руководителю Федерального агентства воздушного транспорта (заместителю руководителя) для принятия им решений с указанием сроков их выполнения, направленных на:
а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
б) изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);
в) актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;
г) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;
д) изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики Агентства, а также подведомственных Агентству учреждений;
е) уточнение прав на формирование финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;
ж) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;
з) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
и) ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Агентства и подведомственных Агентству учреждений.
При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная также:
в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля;
в отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю Федерального агентства воздушного транспорта (заместителю руководителя).
18. Контроль по уровню подведомственности (далее - ведомственный контроль) осуществляется путем:
проведения в подведомственных Агентству учреждениях проверок за определенный период времени, направленных на установление соответствия представленных в Агентство документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Агентства, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам;
сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.
19. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способами.
Решение о применении сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы плановой проверки принимается руководителем контрольной группы, исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к проверяемому вопросу, состояния бюджетного учета, срока проверки.
20. Внеплановые проверки проводятся по поручению руководителя Агентства. Внеплановая проверка проводится по следующим основаниям:
а) для контроля исполнения ранее выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
б) в случае получения от органов государственной власти, юридических лиц и граждан информации о наличии признаков нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.
21. По результатам проведения ведомственных контрольных мероприятий в подведомственное Агентству учреждение направляется заключение за подписью руководителя (заместителя руководителя) Агентства с указанием необходимости устранения недостатков (нарушений), при их наличии, в установленный в заключении срок.
факты выявленных проверкой нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативного правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение;
рекомендации по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и принятию мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в заключении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
срок для рассмотрения представления и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем совершения указанных в заключении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;
срок извещения Агентства о принятии мер по устранению указанных в заключении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.
22. При установлении в ходе проведения проверки наличия признаков нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, за которое предусмотрена административная или уголовная ответственность, должностное лицо, осуществляющее проверку, незамедлительно направляет докладную записку начальнику Управления.
В срок не более 3 рабочих дней с даты получения указанной докладной записки Управление докладывает руководителю (заместителю руководителя) Агентства в письменной форме о выявленных в ходе проверки фактах, а также о необходимости передачи материалов проверки в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора либо в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей