О статусе и применении данного документа с 01.01.2020 см. Письма Минфина России N 02-02-05/98727 и N 02-02-05/98728 от 17.12.2019.

Приложение N 1

к приказу Федерального агентства

воздушного транспорта

от 10 апреля 2015 г. N 202

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ В ФЕДЕРАЛЬНОМ АГЕНТСТВЕ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

1. Настоящий Порядок (далее - Порядок) устанавливает порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля в Федеральном агентстве воздушного транспорта (далее - Агентство) как главном распорядителе и получателе средств федерального бюджета, главном администраторе (администраторе) доходов федерального бюджета.

2. Внутренний финансовый контроль осуществляется в Управлении финансового обеспечения, бюджетного планирования и отчетности Росавиации (далее - Управление), а также в финансовых подразделениях территориальных органов Росавиации, федеральных казенных учреждений, федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений Росавиации.

3. Внутренний финансовый контроль направлен на:

а) соблюдение правовых актов Агентства, регулирующих составление и исполнение федерального бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета (далее - внутренние стандарты);

б) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

4. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются следующие контрольные действия:

а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;

б) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

в) сверка данных;

г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

5. В целях поддержания в актуальном состоянии контрольной среды Управлением проводится мониторинг, состоящий из:

приказов, методических материалов и внутренних регламентов по осуществлению бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;

системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции Агентства в процессе осуществления бюджетных полномочий;

документов, устанавливающих права доступа пользователей к базам данных, к вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем;

документов, устанавливающих права формирования финансовых и бухгалтерских документов в пределах полномочий соответствующих сотрудников, а также прав доступа к активам и записям.

6. Начальник Управления (заместители начальника Управления) и иные работники Управления осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении внутренних бюджетных процедур в соответствии с картой внутреннего финансового контроля.

7. Подготовка к проведению внутреннего финансового контроля в Агентстве осуществляется путем формирования (актуализации) карт внутреннего финансового контроля.

8. Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется в структурном подразделении Агентства, ответственном за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

9. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным к проведению внутреннего финансового контроля документом. Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется с соблюдением следующих требований:

9.1. Карты внутреннего финансового контроля на очередной финансовый год формируются Управлением до 15 декабря текущего года по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.

9.2. Процесс формирования (актуализации) карты внутреннего финансового контроля включает следующие этапы:

а) анализ предмета внутреннего финансового контроля в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий (далее - процедуры внутреннего финансового контроля);

б) формирование перечня операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренней бюджетной процедуры) исходя из необходимости проведения контрольных действий в отношении отдельных операций, которые наиболее подвержены бюджетным рискам.

9.3. Карта внутреннего финансового контроля представляет собой документ, в котором по каждой операции внутренней бюджетной процедуры, включенной в карту, указываются данные:

- о должностном лице, ответственном за выполнение (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), и периодичности выполнения операции;

- о должностных лицах, осуществляющих контрольные действия;

- о методах осуществления контрольных действий, к которым относятся: самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности;

- о действии, в отношении которого проводится проверка оформления документа, авторизация операций, сверка данных;

- о видах контроля: визуальный, автоматический, смешанный, а также способах контроля - сплошной или выборочный;

- о периодичности осуществления контрольного действия и сроках выполнения контрольного действия.

9.4. Карты внутреннего финансового контроля утверждаются руководителем (заместителем руководителя) Агентства.

9.5. Актуализация карт внутреннего финансового контроля проводится:

а) до начала очередного финансового года;

б) при принятии решения руководителем (заместителем руководителя) Агентства о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;

в) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусматривающие изменение внутренних бюджетных процедур.

9.6. Актуализация (формирование) карт внутреннего финансового контроля проводится не реже одного раза в год.

10. Ответственность за организацию внутреннего финансового контроля несет руководитель или заместитель руководителя Агентства, курирующий структурные подразделения Агентства, ответственные за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.

11. Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением указанных в картах периодичности методов контроля и способов контроля.

12. Методами осуществления контрольных действий в Агентстве являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности:

а) самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом Управления путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и своему должностному регламенту, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции;

б) контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом начальником Управления (заместителями начальника Управления) путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами;

в) контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершаемых подведомственными Агентству учреждениями.

13. Выявленные в результате проведения Управлением внутреннего финансового контроля недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля) отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.

14. Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется Управлением по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются в хронологическом порядке.

На обложке указывается:

название и порядковый номер папки (дела);

отчетный период;

год и месяц;

количество листов в папке (деле).

Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.

Соблюдение требований к хранению регистров (журналов) осуществляется лицом, ответственным за их формирование, до момента их сдачи в архив.

В случае пропажи или уничтожения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля приказом Агентства создается комиссия по расследованию причин их пропажи или уничтожения.

15. Отделом внутреннего аудита Управления ежеквартально проводится анализ организации и осуществления в отделах Агентства и подведомственных Агентству учреждениях внутреннего финансового контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и настоящего приказа на основании отчетов о результатах внутреннего финансового контроля, составляемых на основании сведений, включаемых в регистры (журналы) внутреннего финансового контроля и карты внутреннего финансового контроля.

16. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля составляются по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку и направляются в отдел внутреннего аудита Управления уполномоченными лицами и подведомственными Агентству учреждениями ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

17. Итоги рассмотрения отчетов о результатах внутреннего финансового контроля Управлением ежеквартально представляются руководителю Федерального агентства воздушного транспорта (заместителю руководителя) для принятия им решений с указанием сроков их выполнения, направленных на:

а) обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

б) изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур (далее - бюджетные риски);

в) актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;

г) уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

д) изменение внутренних стандартов, в том числе учетной политики Агентства, а также подведомственных Агентству учреждений;

е) уточнение прав на формирование финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

ж) устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры;

з) проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;

и) ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений Агентства и подведомственных Агентству учреждений.

При принятии решений по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная также:

в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля;

в отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю Федерального агентства воздушного транспорта (заместителю руководителя).

18. Контроль по уровню подведомственности (далее - ведомственный контроль) осуществляется путем:

проведения в подведомственных Агентству учреждениях проверок за определенный период времени, направленных на установление соответствия представленных в Агентство документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе Агентства, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам;

сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.

19. Контрольные действия могут проводиться сплошным или выборочным способами.

Решение о применении сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы плановой проверки принимается руководителем контрольной группы, исходя из содержания вопроса программы проверки, объема финансовых, бухгалтерских, отчетных и иных документов, относящихся к проверяемому вопросу, состояния бюджетного учета, срока проверки.

20. Внеплановые проверки проводятся по поручению руководителя Агентства. Внеплановая проверка проводится по следующим основаниям:

а) для контроля исполнения ранее выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;

б) в случае получения от органов государственной власти, юридических лиц и граждан информации о наличии признаков нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

21. По результатам проведения ведомственных контрольных мероприятий в подведомственное Агентству учреждение направляется заключение за подписью руководителя (заместителя руководителя) Агентства с указанием необходимости устранения недостатков (нарушений), при их наличии, в установленный в заключении срок.

Заключение должно содержать:

факты выявленных проверкой нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации с указанием содержания нарушения, суммы расчетно-платежной операции, совершенной с нарушением (по нарушениям, связанным с использованием денежных средств), нормативного правового акта, положения которого нарушены, документов, подтверждающих нарушение;

рекомендации по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и принятию мер по недопущению в дальнейшем совершения указанных в заключении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;

срок для рассмотрения представления и принятия соответствующих мер по устранению и недопущению в дальнейшем совершения указанных в заключении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации;

срок извещения Агентства о принятии мер по устранению указанных в заключении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации.

22. При установлении в ходе проведения проверки наличия признаков нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, за которое предусмотрена административная или уголовная ответственность, должностное лицо, осуществляющее проверку, незамедлительно направляет докладную записку начальнику Управления.

В срок не более 3 рабочих дней с даты получения указанной докладной записки Управление докладывает руководителю (заместителю руководителя) Агентства в письменной форме о выявленных в ходе проверки фактах, а также о необходимости передачи материалов проверки в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора либо в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.