В целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства будут решены следующие задачи:
обеспечение благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
ликвидация неэффективного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемого унитарными предприятиями;
внедрение новых механизмов государственной поддержки развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе учитывающих специфику реализации инвестиционных проектов модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в "малых городах";
переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры;
принятие и реализация мер, направленных на повышение платежной дисциплины и ответственности неплательщиков, в том числе посредством проработки вопросов введения прямых договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов (предоставлению коммунальных услуг) между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме, по развитию систем расчетов за жилищно-коммунальные услуги, в том числе посредством совершенствования правового регулирования деятельности расчетных центров, развития сервисов дистанционной оплаты;
переход на долгосрочное тарифное регулирование в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе в условиях действия требования об обязательном учете при формировании тарифа гарантирующей организации, оказывающей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, расчетной предпринимательской прибыли в размере 5 процентов (за исключением унитарных предприятий, для которых этот размер может быть установлен на более низком уровне);
обеспечение работы механизма долгосрочного регулирования совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги, исключающего необоснованный рост платы граждан за коммунальные услуги и обеспечивающего предсказуемость для регулируемых организаций и частного инвестора принятия на федеральном уровне решений, ограничивающих размер устанавливаемых в регионе тарифов;
совершенствование механизма выявления и оформления прав на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе стимулирование к этой деятельности органов местного самоуправления, на территории которых выявляются такие объекты.
Необходимо отметить, что положения Стратегии распространяются на сферы электроснабжения и газоснабжения в части обеспечения потребителей качественными коммунальными ресурсами (услугами) по электроснабжению и газоснабжению, а также в части развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в этих сферах. Иные вопросы развития электроснабжения и газоснабжения регулируются Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р, Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. N 511-р.
Указанный подход обусловлен тем, что эти сферы в отличие от сфер теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не являются отраслями, деятельность которых связана преимущественно с обеспечением населения коммунальными ресурсами (услугами). Так, по данным Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний, доля потребления электрической энергии населением составляет 13 - 15 процентов, газа - 13 процентов. Эти сферы являются прежде всего инфраструктурными для всей экономики страны в целом, соответственно стратегия их развития в большей степени определяется не столько нуждами жилищно-коммунального хозяйства, сколько необходимостью обеспечения потребностей всех отраслей экономики и отдельных территорий.
В целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства обеспечено создание необходимой законодательной базы, основанной на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию, развитию концессионной модели государственно-частного партнерства.
В целом для создания условий для привлечения в сферу жилищно-коммунального хозяйства частных инвестиций приняты более 30 нормативных правовых актов (в том числе в рамках совершенствования законодательства о концессионных соглашениях).
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в законодательство о концессионных соглашениях, о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, предусматривающие создание правового механизма для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, учитывающие в том числе такие особенности заключения соглашений на передачу в долгосрочную аренду или концессию объектов коммунальной инфраструктуры, как установление обязательных требований к собственникам, концессионерам и арендаторам в части необходимости достижения ими целевых показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов.
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации":
введено требование, согласно которому частный оператор не сможет получить в эксплуатацию коммунальную инфраструктуру без принятия на себя обязательств по модернизации имущества за счет привлеченных средств. Обязательства определяются концедентом по результатам проведенного технического обследования передаваемых объектов, а также с учетом развития, предусмотренного схемами тепло-, водоснабжения и водоотведения;
расширен перечень существенных условий, которые должны содержаться в концессионном соглашении. К ним отнесены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, расходы концессионера на создание и (или) реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся предметом концессионного соглашения, значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов, а также порядок возмещения расходов концессионера.
Таким образом, при заключении концессионного соглашения определяются такие основные условия, как обязательства оператора по обеспечению качества услуг, за невыполнение которых предусматривается имущественная ответственность, а также прогнозная стоимость услуг (на срок действия концессионного соглашения).
При этом создаются условия для инвесторов, определяющие гарантии возврата вложенных ими средств, а также порядок возмещения указанных средств при досрочном расторжении концессионного соглашения.
Одновременно внесены изменения в отраслевое законодательство, синхронизирующие нормы Федерального закона "О концессионных соглашениях" и положения, касающиеся тарифного регулирования. Так, размер тарифа будет зависеть от обязательств по достижению качества предоставляемых потребителям услуг, установленных в инвестиционных и производственных программах организаций.
При этом утверждение инвестиционных программ будет происходить с учетом планов по развитию коммунальных систем, определенных в схемах тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были приняты нормативные правовые акты, предусматривающие:
уточнение рекомендуемой (примерной) формы концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения (постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2015 г. N 27 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации");
определение порядка предоставления антимонопольным органом (Федеральная антимонопольная служба) согласия на изменение условий концессионного соглашения (постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения");
установление требований к форме и содержанию вычислительной программы, применяемой для расчета дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения договора аренды или концессионного соглашения в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 октября 2013 г. N 563);
определение порядка дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоров аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 510 "Об утверждении Правил дисконтирования величин при оценке конкурсных предложений на право заключения концессионных соглашений и договоров аренды в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации").
При этом особое внимание уделяется регулированию вопросов ответственности концессионера за исполнение обязательств в рамках концессионных соглашений.
Основными мероприятиями, реализация которых должна быть обеспечена в целях создания благоприятных условий, направленных на привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства для решения задач модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства, являются:
завершение в 2015 году разработки программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
По итогам первого полугодия 2015 г. в Российской Федерации утверждено 88 процентов общего количества схем теплоснабжения, необходимых к утверждению, 81 процент общего количества схем водоснабжения и водоотведения, а также 82 процента общего количества программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры;
осуществление долгосрочного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обеспечивающего долгосрочные гарантии инвесторам в части доходности и возвратности вложенных средств.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" введено долгосрочное тарифное регулирование в отраслях жилищно-коммунального хозяйства, которое создаст долгосрочные гарантии инвесторам в части доходности и возвратности вложенных средств при реализации проектов по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства.
При использовании долгосрочных методов тарифного регулирования экономия средств, достигнутая регулируемой организацией в результате снижения расходов в предыдущий долгосрочный период регулирования, связанная в том числе с сокращением потерь ресурсов, будет учитываться в составе необходимой валовой выручки в течение последующих 5 лет;
реализация субъектами Российской Федерации утвержденных во исполнение Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" региональных комплексов мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства субъекта Российской Федерации, предусматривающих реализацию законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, с целью проведения оценки эффективности работы субъектов Российской Федерации по привлечению частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства и реализации принятых федеральных решений, разработан рейтинг субъектов Российской Федерации с точки зрения инвестиционной привлекательности сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Рейтинг составлен по основным показателям, характеризующим реализацию регионами принятых на федеральном уровне решений, направленных на создание условий по привлечению частных инвестиций в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
обеспечение функционирования координационного и совещательного органа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации "Центр государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации" в целях методического сопровождения подготовки инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, сопровождения их реализации, определения лучших практик инвестирования в жилищно-коммунальное хозяйство, а также выработки в составе мер государственной поддержки специального механизма льготного финансирования инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
завершение разработки и обеспечение практического функционирования общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры, путем разработки и утверждения справочников о наиболее эффективных технологиях в сферах теплоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, лифтового хозяйства, а также справочника для инвестора, осуществляющего капитальные вложения в предприятия сферы жилищно-коммунального хозяйства. Разработка и создание указанного банка данных предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. N 961 "Об организации работы по созданию общедоступного банка данных о наиболее эффективных технологиях, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры".
При этом основной задачей является переход к 2020 году к использованию исключительно перспективных или современных технологий, содержащихся в банке данных, при осуществлении модернизации (строительства) объектов коммунальной инфраструктуры;
передача имущества государственных и муниципальных предприятий, управление которыми признано неэффективным (далее - неэффективные унитарные предприятия), в концессию на базе утвержденных критериев эффективности унитарных предприятий. По итогам проведенной оценки эффективности по состоянию на май 2015 г. неэффективными признана почти треть таких предприятий.
В 2015 году в соответствии с утвержденными графиками организованы процедуры проведения конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства неэффективных унитарных предприятий;
организация органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления работы по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства частному инвестору на основании концессионных соглашений.
С 2015 года начат активный процесс передачи объектов коммунальной инфраструктуры в концессию по новым правилам. В результате реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией, к 2020 году можно обеспечить передачу около 80 процентов объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в управлении унитарных предприятий, частным операторам.
В целях упрощения процедуры проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений и минимизации при этом злоупотреблений предполагается осуществление методологической и правовой поддержки органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в том числе путем утверждения примерной формы конкурсной документации, а также разработки методических рекомендаций по подготовке концессионных конкурсов;
в отношении инвестиционно непривлекательных предприятий планируются специальные меры, направленные на стимулирование консолидации активов таких предприятий, контролируемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на уровне субъектов Российской Федерации с последующей их передачей в управление частным операторам.
Такие меры позволят увеличить оборот предприятий, снизить текущие расходы и повысить привлекательность указанных предприятий для инвесторов;
создание и запуск постоянно действующего механизма государственной поддержки проектов государственно-частного партнерства в целях модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (в том числе в малых городах);
совершенствование механизма формирования и контроля исполнения инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере тепло-, водоснабжения и водоотведения, в том числе в части фактически привлеченных инвестиций и реализованных мероприятий. При этом успешность государственной политики в сфере привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства измеряется именно через объем фактически привлеченных инвестиций;
разработка и запуск новых форм оказания государственной поддержки при реализации инвестиционных проектов в целях модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, включая предоставление средств путем субсидирования процентной ставки, а также путем прямого финансирования инвестиционных проектов либо путем использования механизма льготного финансирования инвестиционных проектов, реализуемых в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В целях реализации указанных мер предлагается проработать вопрос использования на государственном уровне институтов развития в целях поддержки инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Общий объем средств в соответствии с утвержденными в установленном законодательством порядке инвестиционными программами организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в 2014 году составил 125,84 млрд. рублей, в том числе заемных средств - 32,08 млрд. рублей, или 25,5 процента. В 2015 году в рамках инвестиционных программ запланировано привлечение 129,47 млрд. рублей, в том числе заемных средств - 32,45 млрд. рублей, или 25,07 процента;
выработка мер, направленных на совершенствование порядка технологического подключения к коммунальным системам, в том числе в части расчета соответствующей платы, упрощения правил и сроков подключения, исключения злоупотреблений при решении вопроса о подключении, а также унификации законодательства для подключения к различным системам коммунальной инфраструктуры вне зависимости от вида ресурса, включая введение понятия "технологические коридоры", которые должны формироваться в обязательном порядке при организации строительства и обеспечивать инженерной инфраструктурой новые объекты;
проработка предложения о переходе к определению платы для всех потребителей исходя из экономически обоснованных затрат теплоснабжающей организации на подключение;
выработка дополнительных мер, направленных на борьбу с бесхозяйными объектами жилищно-коммунального хозяйства, стимулирующих органы местного самоуправления к скорейшему оформлению прав на выявленные бесхозяйные объекты;
проработка предложений, касающихся осуществления газоснабжения, направленных на развитие рынка технического обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования", а также устранение избыточных административных барьеров в сфере подключения новых потребителей к газораспределительным и газотранспортным сетям в том числе путем принятия постановления Правительства Российской Федерации об утверждении правил недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по газораспределительным сетям, а также правил подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям. Также разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", предусматривающего введение уведомительного порядка начала осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования;
анализ и актуализация в случае необходимости правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг с учетом современных особенностей моделей потребления коммунальных ресурсов (услуг) населением, в том числе актуализация значений нормативных показателей, используемых при расчете нормативов потребления коммунальных услуг методом аналогов и расчетным методом;
проработка вопроса о необходимости определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля за установлением нормативов потребления коммунальных услуг, а также на создание механизма рассмотрения на федеральном уровне разногласий по вопросам установления таких нормативов;
анализ качества исполнения органами местного самоуправления полномочий по разработке и утверждению схем теплоснабжения и определения единой теплоснабжающей организации, а также проработка вопроса об условиях передачи указанных полномочий на уровень субъекта Российской Федерации и формирования специальных комиссий по контролю за качеством утверждаемых схем;
продолжение реализации мер, направленных на повышение платежной дисциплины при поставке коммунальных ресурсов (услуг), в том числе введение санкций за неплатежи по всей цепочке поставки ресурса (услуги) от производителя до конечного потребителя (жителя), включая всех посредников и перепродавцов;
проработка вопроса развития иных финансовых инструментов поддержки коммунального сектора и, наряду с вопросом использования банковского кредита, проработка вопроса использования такого инструмента, как облигационные займы, в том числе облигации концессионеров. Это позволит простимулировать привлечение средств негосударственных пенсионных фондов;
проработка вопроса использования иных форм государственно-частного партнерства в целях привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных Федеральным законом "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Осуществление оценки выполнения задачи по обеспечению благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства предусматривается на основании следующих показателей:
доля долгосрочных тарифных решений в общем количестве тарифных решений в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;
доля переданных частным операторам, в уставных капиталах которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований составляет не более 25 процентов, на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех неэффективных унитарных предприятий.
В среднесрочной перспективе (до 2017 года) необходимо обеспечить увеличение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений.
Одной из важнейших задач Стратегии является практическая реализация всех принятых решений, завершение субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления утверждения схем водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, регистрации прав государственной (муниципальной) собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства, передача объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в управлении неэффективных унитарных предприятий, частным операторам, а также планомерная и системная работа с потенциальными инвесторами.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей