Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

2.2.2.3. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности

2.2.2.3. Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности.

1) Аудит организации бухгалтерского и налогового учета в организации.

Аудитор проверяет общую постановку бухгалтерского и налогового учета, а именно:

- правильность применения учетной политики общества, недостатки учетной политики, наличие рабочего плана счетов, первичных учетных документов;

- правильность отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций в соответствии с действующим планом счетов и Инструкцией по его применению;

- организацию подготовки, оборота и хранения первичных документов, различных регистров и журналов бухгалтерского учета;

- организацию налогового учета;

- использование компьютерной системы в бухгалтерском и налоговом учете.

2) Проверка достоверности проведения инвентаризации

В ходе аудиторской проверки аудитор проверяет правильность проведения инвентаризации, оформления ее результатов и отражения их в бухгалтерском учете.

3) Аудит отчетности в организации.

Аудитор сопоставляет формы бухгалтерской отчетности с данными бухгалтерского учета, отраженными в синтетическом и аналитическом учете.

4) Аудит основных средств и нематериальных активов

Аудиторская проверка учета основных средств и нематериальных активов включает в себя:

- проверку правильности и своевременности зачисления объектов в состав основных средств и нематериальных активов,

- источники приобретения (создания) и цель приобретения (создания) основных средств (нематериальных активов),

- проверка правильности ведения аналитического учета основных средств и нематериальных активов,

- правильность начисления амортизации, степень износа,

- правомерность и правильность отражения по счетам бухгалтерского учета операций, связанных с реализацией объектов основных средств (нематериальных активов), передачей имущества в аренду и залог, взноса в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ. Для арендованного имущества оценивается форма договора и размеры периодических выплат, проверка правильности переоценки основных средств,

- проверка учета капитальных вложений, в том числе на создание нематериальных активов,

- проверка правильности учета отнесения затрат на ремонт основных средств,

- проверка иных существенных хозяйственных операций с объектами основных и нематериальных активов, не отраженных в предыдущих разделах.

5) Аудит товарно-материальных запасов.

В данном разделе проводится аудит следующих активов: материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, готовая продукция, товары.

Аудитор проверяет правильность применяемой методики оценки данных активов и списания их на затраты производства. Проводится проверка организации учета движения материальных ценностей на складах, взаимодействие складского и бухгалтерского учета. Проверяется отражение в учете потерь, недостач и хищений товарно-материальных запасов.

6) Аудит финансовых активов

Финансовые активы рассматриваются аудитором в разрезе долгосрочных финансовых вложений и краткосрочных финансовых вложений. Проводится проверка правильности оценки данных активов к учету, реализации, погашения и иных направлений выбытия.

Отдельно рассматриваются вопросы текущей и предполагаемой доходности долгосрочных финансовых вложений. Проверяется отражение в учете получаемого дохода по долгосрочным финансовым активам.

При проверке краткосрочных финансовых активов необходимо уделить внимание векселям. Рассмотреть вопросы правильности оформления, законности приобретения, возможности взыскания, обеспеченности (авалированные или без обеспечения), наличия просроченных и непротестованных векселей.

7) Аудит денежных средств

Провести проверку ведения кассовых операций.

Провести аудит расчетов с подотчетными лицами.

Провести аудит движения денежных средств на валютных счетах с точки зрения бухгалтерского, налогового учетов, а также регулирования и контроля валютных операций, установленных специальными нормативными положениями.

Провести аудит учета операций по расчетному и другим счетам в банках.

Провести аудит учета денежных документов, средств в пути.

Аудитор оценивает степень надежности кредитной организации, в которой организация держит свои счета. При наличии случаев задержки платежей или "зависания" денежных средств об этом указывается в аудиторском заключении.

8) Аудит торговой дебиторской задолженности

Аудитор проверяет аналитический учет по покупателям.

Аудитор анализирует дебиторскую задолженность с разбивкой по срокам погашения и качеству: стандартная, сомнительная, просроченная, безнадежная. Аудитор проверяет отражение дебиторской задолженности в зависимости от вида в бухгалтерском учете.

Аудитор анализирует состояние работы с должниками и претензионной работы. По имеющимся судебным искам оценивается предполагаемый исход судебного разбирательства и объем возможных потерь для организаций.

Аудитор анализирует формы погашения дебиторской задолженности, проводит проверку отражения в учете неденежных форм расчетов.

Аудитор проверяет иную дебиторскую задолженность, являющуюся существенной и не отраженной в иных разделах.

9) Аудит кредиторской задолженности, вытекающей из поставки товаров, работ, услуг.

Аудитор оценивает характер обязательств, формы их оплаты, сроки, обеспеченность в сопоставлении с аналогичными показателями дебиторской задолженности. Проводит аудит расчетов по претензиям к поставщикам. По имеющимся претензиям оценивается предполагаемый исход судебного разбирательства и объем возможных потерь для организации.

Аудитор проверяет иную кредиторскую задолженность, являющуюся существенной и не отраженной в иных разделах.

10) Аудит учета труда и заработной платы.

Аудитор проверяет следующие аспекты:

- соблюдение трудового законодательства,

- внутренние документы организации, регулирующие взаимоотношения работника и организации,

- проверка учета рабочего времени и выработки, форм и систем оплаты труда,

- правильность и своевременность начисления и выплаты заработной платы;

- правильность удержания и уплаты подоходного налога;

- правильность расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды;

- расчеты с персоналом по прочим операциям.

11) Аудит резервов под рисковые активы, под предстоящие расходы.

Проверяется наличие и достаточность резервов под активы и предстоящие расходы с различными степенями риска. Проверяется правильность образования и использования сумм по тому или иному резерву.

12) Аудит организации корпоративного управления.

Аудит учредительных документов требует проверки юридических оснований на право функционирования общества в соответствии с действующим законодательством. Аудит протоколов общего собрания акционеров, собраний Совета директоров. Отражение в учете решений данных органов, проверка принятых решений на Совете директоров на предмет непревышения полномочий. Аудит раскрытия в отчетности аффилированных лиц.

13) Аудит учета капитала.

Проводится аудит уставного капитала, расчетов с учредителями, в том числе по выплате с дивидендами. Аудит учета добавочного капитала. Аудит учета резервного капитала. Аудит учета финансовых результатов и их использования.

14) Аудит кредитов и займов полученных.

Аудитор оценивает объем заемных обязательств по суммам и срокам привлечения средств, отдельно для рублевых и валютных средств, в зависимости от формы получения и вида предоставленного обеспечения. Аудитор проверяет правильность и своевременность начисления процентов.

15) Аудит налоговых обязательств и начислений.

Аудитор проверяет следующие аспекты налогообложения:

- правильность определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, обоснованность использования льгот;

- правильность определения облагаемого оборота по налогу на добавленную стоимость от реализации продукции (работ, услуг), авансам и предоплатам и другим оборотам, для исчисления НДС в общеустановленном порядке, правомерности списания НДС в зачет бюджету;

- правильность определения налогооблагаемой базы по другим налогам, являющимся существенными для подтверждения достоверности расчетов с бюджетом.

16) Аудит расходов организации.

Аудитор проверяет с учетом особенностей:

организацию учета затрат на производство,

правильность формирования себестоимости реализованной продукции, произведенных работ, оказанных услуг,

правильность формирования операционных, внереализационных расходов,

правильность калькулирования себестоимости продукции.

Аудитор изучает заключенные хозяйственные договора и их дальнейшее отражение в учете.

При рассмотрении правильности отнесения на себестоимость расходов Аудитор оценивает основные налоговые риски. Аудитор проверяет обоснованность отражения и списания расходов будущих периодов.

17) Аудит доходов организации.

Аудитор оценивает правильность, полноту и своевременность отражения всех существенных видов доходов от реализации продукции (работ, услуг), от прочей реализации и внереализационных операций и оценивает прибыльность общества по видам деятельности.

Аудитор проверяет правильность отражения в учете экспортных операций.

Аудитор проверяет наличие лицензий на виды деятельности, подлежащие лицензированию в общеустановленном порядке.

Аудитор изучает заключенные договора на реализацию продукции, работ, услуг их дальнейшее отражение в учете.

Аудитор проверяет обоснованность отражения и списания доходов будущих периодов.

18) Аудит внутрихозяйственных расчетов.

Аудитор проверяет аналитический учет внутрихозяйственных расчетов.

19) Прочее раскрытие, установленное законодательством.

Аудитор выражает мнение о фактах хозяйственной деятельности по состоянию на отчетную дату, в отношении последствий которых в будущем существует неопределенность.

Аудитор выражает мнение о существенных событиях после отчетной даты.