1. Состояние проблемы

Формирование среднего класса становится стратегической задачей повышения политической, экономической и социальной стабильности в российском обществе. Решение этой задачи требует создания благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает рынок разнообразными товарами и услугами.

В Российской Федерации, по данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике на 1 октября 1997 г., функционировало около 844 тыс. малых предприятий с численностью постоянно занятых свыше 6 млн. человек. С учетом работников, выполняющих работы по договорам, и совместителей, а также предпринимателей, работающих без образования юридического лица, в малом предпринимательстве занято более 12 млн. человек. На доходы от этого вида деятельности живет примерно 27 млн. россиян. За январь - сентябрь 1997 г. малыми предприятиями произведено продукции, работ и услуг по всем видам деятельности на 188,8 трлн. рублей, что составило почти 7 процентов выпуска продукции, работ, услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и услуг. Выручка от реализации продукции, товаров и услуг составила 289,9 трлн. рублей. Малые предприятия создают около 12 процентов внутреннего валового продукта. По объемам прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, выплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупным производством. При снижении инновационной восприимчивости крупных предприятий к высоким технологиям возрастает роль малых и средних предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию.

Вместе с тем в малом предпринимательстве усилилась тенденция ухода в "теневой" сектор, уменьшается количество постоянно занятых на малых предприятиях и средняя численность этих предприятий. Значительная часть зарегистрированных малых предприятий так и не приступает к хозяйственной деятельности. В этих условиях особо остро стоит вопрос о более эффективной политике государства по отношению к малому предпринимательству.

Действующая система органов поддержки и развития малого предпринимательства включает Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, другие федеральные органы исполнительной власти, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Торгово - промышленную палату Российской Федерации, общественные объединения предпринимателей.

Более чем в 70 субъектах Российской Федерации созданы структуры в составе органов исполнительной власти, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. В 74 регионах Российской Федерации организованы фонды поддержки малого предпринимательства, приняты и реализуются региональные программы развития и поддержки малого предпринимательства. Продолжает создаваться сеть объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - бизнес - центры, бизнес - инкубаторы, инновационно - технологические центры, технопарки. В создании объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства участвуют Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической сфере, Академия менеджмента и рынка, межрегиональные ассоциации и научные центры.

В то же время сохраняются административные барьеры при создании и функционировании малых предприятий. Нечеткая согласованность действий исполнителей мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 годы, организационные просчеты, нарушения при финансировании мероприятий Программы и недостаток ресурсов позволили выполнить Программу только наполовину.

В условиях недостатка бюджетных средств государственная поддержка малого предпринимательства требует максимального задействования механизмов внебюджетного финансирования с преимущественным использованием лизинга, гарантийных фондов, специализированных банков, обществ взаимного кредитования, страховых, аудиторских и консалтинговых компаний; сертификации и аккредитации при органах исполнительной власти объектов инфраструктуры малого предпринимательства и юридических компаний.

Система государственной поддержки малого предпринимательства должна обеспечивать:

создание конкурентной среды функционирования различных элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

адресную поддержку малых предприятий на основе сотрудничества государственных органов на федеральном и региональном уровнях с коммерческими структурами, общественными объединениями предпринимателей.

Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1998 - 1999 годы (далее именуется - Программа) предусматривает реализацию мероприятий по трем основным направлениям.

Первое направление включает подготовку законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный (заявительный) порядок регистрации, лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета, порядок допуска малых предприятий к реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку отечественных производителей; обеспечение качества и конкурентоспособности товаров (услуг), производимых малыми предприятиями; предоставление малым предприятиям жилых и нежилых помещений в результате реструктуризации крупных предприятий; защиту от рэкета и других посягательств на безопасность функционирования малых предприятий; преодоление административных барьеров при создании и функционировании малых предприятий.

Второе направление включает формирование региональных центров поддержки предпринимательства (далее именуются - РЦПП) на базе существующих структур для обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга, стандартизации и иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка). Намечено проведение круглых столов "Бизнес и бюрократия", информационных кампаний.

Третье направление включает создание действенных финансово - кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий, прежде всего для самоинвестирования. Предусматривается проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций, взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработка документов нормативного и методического характера на федеральном уровне, а также организация в регионах сети специализированных финансово - кредитных и инвестиционных институтов для поддержки малого предпринимательства.