III. Цели, задачи и приоритетные направления реализации Стратегии
В соответствии с Основами государственной культурной политики основными целями государственной культурной политики являются:
формирование гармонично развитой личности;
укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития;
укрепление гражданской идентичности;
создание условий для воспитания граждан;
сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
передача от поколения к поколению традиционных для российского общества ценностей, норм, традиций и обычаев;
создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала;
обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям.
Поскольку государственная культурная политика признается неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в Стратегии реализуются с учетом федеративного устройства Российской Федерации следующие принципы:
сохранение единого культурного пространства (включая языковое, образовательное и информационное);
разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере государственной культурной политики;
государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации;
взаимодействие государственных и муниципальных органов власти с институтами гражданского общества при реализации государственной культурной политики.
Реализация задач и основных направлений государственной культурной политики планируется в следующих областях:
культурное наследие народов Российской Федерации;
осуществление всех видов культурной деятельности и развитие связанных с ними индустрий;
русский язык, языки народов Российской Федерации и отечественная литература;
расширение и поддержка международных культурных и гуманитарных связей;
детское и молодежное движение;
формирование информационной среды, благоприятной для становления личности.
С учетом целей, задач и основных направлений Основ государственной культурной политики, а также выявленных проблем определяются межотраслевые приоритетные направления Стратегии, при реализации которых учитывается межведомственное и межуровневое взаимодействие.
Приоритетными направлениями Стратегии являются:
усиление и расширение влияния российской культуры в иностранных государствах;
сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России;
активизация культурного потенциала территорий и сглаживание региональных диспропорций;
повышение роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики;
повышение социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм;
содействие формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики;
сохранение культурного наследия и создание условий для развития культуры;
формирование новой модели культурной политики;
формирование информационного пространства знаний.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.03.2018 N 551-р)
В целях усиления и расширения влияния российской культуры в иностранных государствах предусматривается в том числе:
расширение ареала изучения и распространения русского языка в мире;
создание благоприятной институциональной среды для расширения сферы влияния российской культуры и русского языка в иностранных государствах, включая деятельность русских школ и культурных центров;
развитие приграничного и межрегионального культурного сотрудничества;
противодействие искажению российской истории и пересмотру взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;
использование культурного потенциала России в интересах многостороннего международного сотрудничества;
продвижение международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, в том числе посредством продвижения российских фильмов, сериалов (включая анимационные), литературы и музыки в иностранных государствах;
защита в международных организациях и иностранных государствах права народов Российской Федерации на сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей;
популяризация туристской привлекательности России и создание инфраструктурных условий для въездного туризма;
расширение сотрудничества профессиональных научных и культурных сообществ, институтов и организаций в сфере реализации совместных проектов по изучению и представлению в иностранных государствах российской культуры, истории, литературы, а также в сфере образования и реализации совместных творческих проектов;
поддержка деятельности в иностранных государствах специалистов в области русского языка и литературы, других языков народов Российской Федерации;
содействие организациям соотечественников, проживающих за рубежом, в реализации проектов, направленных на сохранение и развитие российской духовной, культурной и языковой среды;
использование возможностей интернет-сайтов и социальных сетей для презентации российской культуры, искусства и творчества народов России;
поддержка сетевых образовательных проектов, реализуемых в том числе общественными организациями, а также федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина", иными государственными и негосударственными образовательными центрами;
обеспечение иностранным читателям широкого доступа к российской прессе и современной российской литературе;
содействие расширению сотрудничества российских организаций культуры с организациями культуры иностранных государств.
В целях сохранения единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России предусматривается в том числе:
продвижение статуса культуры как национального приоритета;
содействие укреплению гражданской идентичности и единству многонационального народа Российской Федерации;
стимулирование и поощрение государством творческого осмысления и продвижения в культурной деятельности традиционных для российского общества нравственных ценностей, традиций и обычаев;
стимулирование и поощрение реализации целей и задач государственной культурной политики, предусмотренных Основами государственной культурной политики и Стратегией.
В целях активизации культурного потенциала территорий и сглаживания региональных диспропорций предусматривается в том числе:
выравнивание региональных диспропорций в уровнях обеспеченности объектами культуры, финансирования и условиях доступности культурных благ для широких слоев населения;
использование культурного и туристского потенциалов территорий, обладающих этнокультурным многообразием и спецификой;
брендинг территорий и создание условий для развития внутреннего, въездного, в том числе познавательного, этнического и паломнического туризма;
разработка и реализация программ поддержки культурной инфраструктуры малых городов и сельских поселений, содействующих развитию городской и сельской культурной среды;
содействие развитию культурного потенциала через подготовку и проведение мероприятий, посвященных празднованию на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации и юбилейных дат выдающихся деятелей культуры;
формирование чувства сопричастности территории для обеспечения укорененности и преемственности поколений;
обеспечение местного населения рабочими местами в сфере культуры, а также развитие народных промыслов и креативных индустрий;
гастрольная деятельность, направленная на выравнивание возможностей доступа жителей разных регионов к культурным благам.
В целях повышения роли институтов гражданского общества как субъектов культурной политики предполагается в том числе:
повышение роли профессиональных союзов, ассоциаций и самоорганизаций профессиональных и творческих сообществ, общественных советов при органах государственной власти;
повышение роли экспертных советов и общественной экспертизы в процессе отбора и принятия решений по вопросам, относящимся к поддержке творческой деятельности;
дальнейшее совершенствование механизма поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций путем предоставления на конкурсной основе субсидий из федерального и региональных бюджетов;
стимулирование и поощрение участия в культурной деятельности институтов гражданского общества, представляющих интересы и права объектов культурной политики;
использование инновационных информационных и коммуникационных технологий в целях повышения доступности культурных благ, объектов культурного наследия, продукции творческих индустрий;
достижение задач и реализация соответствующих Стратегии направлений Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции развития циркового дела в Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, Концепции развития концертной деятельности в области академической музыки в Российской Федерации на период до 2025 года, иных концептуальных документов и программ в разных областях культурной деятельности.
В целях повышения социального статуса семьи как общественного института, обеспечивающего воспитание и передачу от поколения к поколению традиционных для российского народа ценностей, предполагается в том числе:
возрождение традиций семейного воспитания, утверждение в общественном сознании традиционных семейных ценностей, повышение социального статуса семьи, социального престижа многодетности, налаживание диалога между поколениями в масштабах общества;
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
преподавание в школе основ семейной культуры;
популяризация внутреннего познавательного и паломнического семейного туризма;
стимулирование, в том числе через систему скидок и льгот, семейного посещения музеев, театров и иных культурных учреждений;
стимулирование и популяризация изучения истории семьи и рода, в том числе путем исследования архивных документов;
создание стимулов для семейного творчества как на любительском, так и на профессиональном уровне, популяризация семейных династий в культуре;
достижение задач и реализация соответствующих направлений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.
В целях содействия формированию гармонично развитой личности, способной к активному участию в реализации государственной культурной политики, предполагается в том числе:
создание условий и возможностей для всестороннего развития, творческой самореализации, непрерывности образования;
содействие приобретению разнообразных компетенций;
поддержка ценностно ориентированных воспитания, образования, культурной деятельности;
содействие участию в реализации государственной культурной политики в качестве ее субъекта;
обеспечение соответствия общеобразовательных программ по русскому языку, языкам народов России, русской литературе и литературе народов Российской Федерации, истории, иным гуманитарным дисциплинам в школе и в системе высшего образования положениям Основ государственной культурной политики и Стратегии;
создание условий и стимулов для совершенствования знания русского литературного языка, истории России, развития способности понимать и ценить искусство и культуру;
совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию граждан с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства, развитие научного и методического сопровождения патриотического воспитания граждан;
развитие военно-патриотического воспитания граждан, повышение престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах;
создание условий для вовлечения молодежи в волонтерские движения, приобщения к отечественной истории, культуре, увековечению памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, реставрационным и археологическим работам, изучению фольклора и народного творчества;
осуществление просветительской, патриотической и военно-патриотической работы среди молодежи, в том числе на базе музеев, многофункциональных культурных центров, клубных учреждений в субъектах Российской Федерации;
изучение и популяризация, в том числе через медиапроекты, истории отечественной культуры и отечественной истории, включая военную историю, историю народов России и российского казачества;
развитие сети образовательных организаций дополнительного образования детей (детских школ искусств по видам искусств);
формирование информационной грамотности граждан, в том числе путем повышения качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
повышение этической и эстетической ценности распространяемых государственными телеканалами и радиостанциями продуктов;
поддержка развития организаций в сфере книготорговли (книгораспространения) и распространения печатных средств массовой информации;
формирование единого российского информационного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знаний и сферам творческой деятельности;
создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В целях сохранения культурного наследия и создания условий для развития культуры предполагается в том числе:
принятие мер законодательного и стимулирующего характера для привлечения частного капитала в культуру, в том числе в строительство и ремонт объектов культуры, реставрацию и восстановление объектов культурного наследия, на поддержку образовательных и просветительских проектов;
стимулирование заинтересованности физических и юридических лиц в сохранении объектов культурного наследия при передаче их в пользование (аренду) и собственность;
повышение ответственности пользователей и собственников объектов культурного наследия за нарушения требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия, включая безвозмездное изъятие (конфискацию) находящегося в их собственности объекта или одностороннее расторжение договора пользования (аренды);
развитие механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере охраны культурного наследия, в том числе путем создания историко-культурных заповедников, управление которыми возможно на основе концессионного соглашения, в целях привлечения дополнительных ресурсов для сохранения и благоустройства историко-культурных территорий и развития культурно-познавательного туризма;
активизация действий по разработке и актуализации зон охраны объектов культурного наследия, включая определение характерных точек их границ, а также режимов использования территорий и градостроительных регламентов в установленных границах для ранее утвержденных зон охраны объектов культурного наследия;
определение перечня исторических поселений, разработка историко-культурных планов сохранения исторических поселений, а также определение их границ и предметов охраны;
обеспечение постоянного мониторинга состояния объектов культурного наследия;
разработка региональных целевых программ сохранения объектов культурного наследия, предусматривающих в том числе инвентаризацию, мониторинг состояния, реставрацию объектов культурного наследия и разработку проектов их территорий и зон охраны;
популяризация культурного наследия России, в том числе среди молодежи;
сохранение традиций и создание условий для развития всех видов народного искусства и творчества, поддержка народных художественных промыслов и ремесел;
развитие системы профессионального образования (в том числе в сфере академической музыки, оперного и балетного искусства, драматического театра), обеспечивающей высокий профессиональный уровень и конкурентоспособность российских исполнителей на международном уровне;
совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере культуры (включая специалистов органов охраны памятников истории и культуры), образования, массовых коммуникаций;
развитие инфраструктуры культуры с учетом отраслевых документов стратегического планирования и документов стратегического планирования субъектов Российской Федерации (в том числе стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации), необходимости сглаживания региональных диспропорций, а также обеспечения инфраструктурного развития ключевых учреждений культуры;
создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в культуру с использованием различных механизмов государственно-частного партнерства, включая создание нормативной базы для заключения соглашений в отношении интеллектуальной, творческой деятельности в сфере культуры, а также создание возможности проведения реставрационных работ и работ по реставрации с приспособлением для современного использования объектов культурного наследия, правовых условий для привлечения частного капитала, информирование инвесторов о потенциальных объектах, строительство, реставрация или реконструкция которых могут быть осуществлены с привлечением частного капитала, в том числе на принципах государственно-частного партнерства;
развитие материально-технической базы музыкальной культуры, включая переоборудование старых и строительство новых специализированных акустических концертных залов большой вместимости для повышения экономической эффективности концертной деятельности;
развитие гастрольной деятельности в области академического музыкального искусства в России;
стимулирование развития киносетей в крупных городах и малых городах при одновременном содействии увеличению доли российских фильмов в отечественном прокате;
развитие и поддержка анимационной отрасли как одной из наиболее быстро растущих областей киноиндустрии, в том числе посредством формирования из крупных анимационных студий индустриального ядра анимационной отрасли, развитие авторской анимации, расширение и защита каналов сбыта анимационной продукции, расширение сотрудничества со смежными отраслями (образование, культура, спорт) и развитие технологической базы;
создание условий для возвращения лидирующих позиций российского цирка на международной арене, обеспечение к 2020 году полной самоокупаемости цирковых организаций;
реализация на базе государственно-частного партнерства инвестиционных проектов, способствующих формированию многофункциональных культурно-образовательных центров, региональных филиалов крупнейших федеральных музейных и театральных учреждений;
разработка и реализация комплекса взаимосвязанных мер, направленных на сохранение культурного наследия, в том числе разработка планов сохранения исторических поселений, а также определение границ и предметов охраны исторических поселений, модернизация инженерных сетей и благоустройство, развитие туристского, культурного и институционального потенциала, создание благоприятных условий жизни в исторических поселениях, привлечение инвестиций и разработка стратегических планов устойчивого развития исторических поселений в целях определения экономических механизмов сохранения их исторической среды как ресурса развития территории поселений.
В целях формирования новой модели культурной политики предполагается в том числе:
обеспечение межведомственного, межуровневого и межрегионального взаимодействия в реализации государственной культурной политики;
реализация ценностно ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей;
стимулирование создания институтов развития в сфере культуры;
существенное увеличение доли внебюджетных инвестиций в совокупных расходах на культуру, в том числе посредством государственно-частного партнерства, а также стимулирование благотворительной деятельности, меценатства и иных альтернативных механизмов финансирования культуры;
содействие развитию культурной индустрии;
гармоничное сочетание интересов национальной безопасности, единства культурного пространства и этнокультурного многообразия страны;
создание системы мониторинга и системы качественных и количественных показателей.
В целях формирования информационного пространства знаний предполагается в том числе обеспечение формирования Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также доступа к ним максимально широкого круга пользователей.
(абзац введен распоряжением Правительства РФ от 30.03.2018 N 551-р)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей