Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Сценарии реализации Стратегии

Инерционный сценарий реализации Стратегии предусматривает сохранение основных тенденций в культурной сфере, проблем и уровня финансирования (совокупные расходы на культуру за счет всех источников, включая внебюджетные, - 0,57 процента валового внутреннего продукта). При этих условиях положение сферы культуры будет относительно стабильным, однако средств и механизмов для достижения качественных, количественных, инфраструктурных изменений, предусматриваемых Основами государственной культурной политики, недостаточно. При этом соотношение средней заработной платы в сфере культуры и средней заработной платы в среднем по экономике уже к 2018 году достигнет 100 процентов. Существует возможность формирования к 2025 году правовых и отчасти налоговых условий для более активного развития благотворительности и меценатства.

Однако имеющиеся ресурсы и региональная инфраструктура не обеспечат в качестве основания экономического процветания приоритетное культурное и гуманитарное развитие. В связи с этим существует вероятность того, что численность занятых в сфере культуры к 2030 году сократится ориентировочно на 12 - 15 процентов к уровню 2015 года.

Инерционный сценарий не позволит качественно изменить ситуацию с развитием культурной инфраструктуры и сохранением объектов культурного наследия. Фактор значительного физического износа как культурной инфраструктуры, так и объектов культурного наследия будет носить постоянный самовоспроизводящийся характер. Так, к 2030 году долю учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, возможно будет увеличить по сравнению с 2014 годом только на 16 процентов, а долю объектов культурного наследия федерального значения, состояние которых является удовлетворительным, - только на 11 - 12 процентов.

Одновременно при сохранении существующего объема финансирования и количества проводимых мероприятий будет сохраняться тенденция к снижению количества объектов, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии. Без существенного увеличения финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия можно прогнозировать дальнейшее ухудшение состояния объектов культурного наследия вплоть до их невосполнимой утраты.

Инерционный сценарий в целом не ухудшит положение федеральных театральных и концертных учреждений и позволит осуществлять их гастрольную деятельность. Однако в регионах и муниципальных образованиях инерционный сценарий будет сопровождаться дальнейшей оптимизацией сетей учреждений культурно-досугового типа и библиотек, в первую очередь в сельской местности. Региональная обеспеченность организациями культуры в соответствии с социальными нормативами и нормами будет составлять около 40 процентов, доля региональных объектов культурного наследия, находящихся в руинированном и неудовлетворительном состоянии, будет увеличиваться, региональные диспропорции будут сохранять тенденцию к росту, продолжится отток профессиональных кадров из села и малых городов в центральные регионы.

Инновационный сценарий реализации Стратегии предусматривает быстрое достижение качественно иного социального статуса культуры, ресурсно и законодательно обеспеченного уже на I этапе реализации Стратегии, кратное увеличение совокупных расходов на культуру за счет всех источников (до 1,5 процента валового внутреннего продукта до 2020 года согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года), в которых доля внебюджетных поступлений будет увеличиваться, в том числе благодаря государственно-частному партнерству, меценатству и использованию альтернативных источников финансирования культуры.

Отличительными особенностями инновационного сценария станут значительные инвестиции в человеческий капитал и систему профессионального образования, обеспечивающие лидирующие позиции российского профессионального образования в мире, существенные государственные и частные инвестиции в развитие материально-технической базы и инфраструктуру федеральных и региональных учреждений культуры, реализация крупномасштабных инвестиционных проектов (в том числе в рамках государственно-частного партнерства, для чего будут созданы законодательные условия и стимулы), а также инвестиционная привлекательность культуры на российском и международном уровнях.

При реализации этого сценария доля учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, к 2030 году составит 100 процентов, а доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, - 90 процентов. При этом численность занятых в сфере культуры будет возрастать.

Реализация этого сценария позволит достигнуть прорывных результатов фактически на всех ключевых проблемных направлениях, кардинальным образом изменить ситуацию с сохранением объектов культурного наследия и культурной инфраструктурой, в том числе в регионах Российской Федерации, к 2030 году достигнуть, а в ряде регионов превысить социальные нормативы и нормы обеспеченности организациями культуры в субъектах Российской Федерации, существенно расширить сети учреждений культуры и искусства (включая профессиональное образование) с учетом меняющихся демографических, социально-экономических особенностей и сокращающихся региональных диспропорций, а также обеспечить расширение распространения русского языка и культуры в мире.

Базовый сценарий определяется постепенным развитием имеющихся позитивных тенденций и постепенным преодолением существующих проблем, увеличением совокупных расходов на культуру за счет всех источников (к 2030 году - до 1,4 процента внутреннего валового продукта), в которых доля внебюджетных поступлений будет постепенно возрастать, повышением эффективности государственного управления и привлечением к реализации государственной культурной политики иных субъектов культурной политики, обеспечением приоритетного культурного и гуманитарного развития.

При базовом сценарии не произойдет взрывного роста, но продвижение культуры как стратегического национального приоритета, концентрация имеющихся ресурсов и постепенное подключение элементов многоканальной системы финансирования культуры на приоритетных направлениях будут способствовать заметному улучшению положения культуры, повышению качества человеческого потенциала и модернизации материально-технической базы.

Базовый сценарий с большей вероятностью может быть реализован при увеличении совокупных расходов на культуру за счет всех источников до 0,8 процента валового внутреннего продукта уже к 2020 году. Подобный сценарий позволит к 2030 году увеличить до 90 процентов долю учреждений культуры и искусства, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным. При этом доля объектов культурного наследия, находящихся в федеральной собственности, состояние которых является удовлетворительным, за указанный период составит 59 процентов. К началу 2018 года будет завершено внесение информации об объектах культурного наследия в электронную базу данных единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Базовый сценарий предполагает продвижение стратегических законодательных инициатив, направленных на стимулирование государственно-частного партнерства, существенное увеличение финансирования мероприятий по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. При этом сценарии можно прогнозировать вывод объектов культурного наследия из аварийного и руинированного состояния, увеличение количества объектов культурного наследия, находящихся в хорошем и удовлетворительном состоянии, и соответствующее сокращение количества памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии.

К 2020 году должны быть утверждены границы территории и предметы охраны 40 процентов объектов культурного наследия, мероприятия по государственной охране которых осуществляются на федеральном уровне, границы зон охраны 80 процентов объектов культурного наследия федерального значения, входящих в состав номинаций Списка всемирного наследия ЮНЕСКО, границы 75 процентов исторических поселений федерального значения, их предметы охраны, перечни исторически ценных градоформирующих объектов, а также должно быть увеличено количество российских объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, до 32 таких объектов.

К 2030 году ожидаются следующие результаты при реализации базового сценария:

вхождение в 5 стран - лидеров по количеству объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;

содействие включению трансграничных объектов государств - участников Содружества Независимых Государств в Список всемирного наследия ЮНЕСКО;

утверждение границ территории 100 процентов исторических поселений федерального значения;

обеспечение государственной охраны 100 процентов объектов культурного наследия путем утверждения границ их территории и предметов охраны.

Для обеспечения надлежащего воспитания детей в краткосрочной перспективе до 2018 года необходимо увеличить количество детских школ искусств и количество обучающихся в них детей, что позволит охватить 15 процентов детского населения страны (по сравнению с 11,8 процента в 2015 году). До 2030 года охват детей занятиями в детских школах искусств должен составить не менее 18 процентов.

В части циркового искусства базовый сценарий предполагает до 2020 года:

достижение полной самоокупаемости федеральных цирковых организаций;

увеличение до 40 процентов доли качественно новых цирковых программ и спектаклей;

повышение до 50 процентов доли федеральных государственных цирков, имеющих современную материально-техническую базу, в общем количестве федеральных государственных цирков;

увеличение до 68 процентов доли учреждений культуры и искусства, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры и искусства.

К 2030 году в сфере циркового искусства будет достигнуто:

увеличение до 90 процентов доли качественно новых цирковых программ и спектаклей;

обеспечение всех федеральных государственных цирков современной материально-технической базой;

увеличение в 1,6 раза количества цирковых представлений и в 1,7 раза количества посетивших их зрителей.

В отношении культурной инфраструктуры к 2030 году базовый сценарий позволит:

увеличить до 90 процентов долю учреждений культуры и искусства, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры и искусства;

обеспечить на 80 - 90 процентов регионы Российской Федерации организациями культуры в соответствии с социальными нормативами и нормами;

реализовать комплекс программных мер по поддержке культурной инфраструктуры села и малых городов;

обеспечить развитие инфраструктуры современного искусства, включая создание филиалов государственных центров современного искусства;

организовать виртуальные театральные площадки, виртуальные концертные залы и виртуальные музеи во всех субъектах Российской Федерации.

В области поддержки и продвижения русского языка, языков народов Российской Федерации и отечественной литературы базовый сценарий предполагает:

увеличение численности специалистов, прошедших профессиональную переподготовку по вопросам перевода произведений, созданных на языках народов России, к 2018 году в 1,5 раза, к 2030 году в 3 раза;

увеличение количества качественных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", позволяющих изучать русский язык, получать информацию о русском языке, образовании и русской культуре, к 2018 году в 10 раз, к 2030 году в 20 раз;

увеличение доли русских школ (классов) за рубежом, получивших адресную поддержку, включая поставку учебно-методических материалов на разных носителях, в общем количестве русских школ (классов) за рубежом к 2018 году в 1,5 раза, к 2030 году в 2,5 раза;

увеличение по сравнению с 2014 годом объема продажи книг в России на душу населения с 3 до 7, количества книжных магазинов на 1 млн. человек - с 14,5 до 38,2, количества специализированных объектов розничной торговли периодической печатью - с 30,1 тыс. до 50,5 тыс. объектов.

В кинематографе базовый сценарий предполагает:

увеличение доли российских фильмов в отечественном прокате к 2018 году до 25 процентов, а к 2030 году до 30 процентов;

увеличение количества кинотеатральных экранов к 2030 году до 5000;

увеличение к 2020 году среднего числа посещений киносеансов одним жителем в год до 0,8 по сравнению с 0,35 в 2012 году.

С 2016 года начинает действовать механизм государственно-частного партнерства по стимулированию создания сети кинотеатров в городах с численностью меньше 100 тыс. жителей.

Стратегия позволяет при разных экономических, нормативно-правовых условиях реализовать один из 3 сценариев. Вместе с тем наиболее реалистичным и обеспечивающим приоритетность развития сферы культуры является базовый сценарий.