0.3.1 Общие положения

Настоящий стандарт направлен на применение "процессного подхода" при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. Конкретные требования, признанные важными для внедрения процессного подхода, включены в подраздел 4.4.

Понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы способствует результативности и эффективности организации в достижении намеченных результатов. Этот подход позволяет организации управлять взаимосвязями и взаимозависимостями между процессами системы, так что общие результаты деятельности организации могут быть улучшены.

Процессный подход включает в себя систематическое определение и менеджмент процессов и их взаимодействия таким образом, чтобы достигать намеченных результатов в соответствии с политикой в области качества и стратегическим направлением организации. Менеджмент процессов и системы как единого целого может достигаться при использовании цикла PDCA (0.3.2) совместно с особым вниманием к риск-ориентированному мышлению (0.3.3), нацеленных на использование возможностей и предотвращение нежелательных результатов.

Применение процессного подхода в системе менеджмента качества позволяет:

a) понимать и постоянно выполнять требования;

b) рассматривать процессы с точки зрения добавления ими ценности;

c) достигать результативного функционирования процессов;

d) улучшать процессы на основе оценивания данных и информации.

Рисунок 1 дает схематичное изображение любого процесса и иллюстрирует взаимосвязь элементов процесса. Контрольные точки мониторинга и измерения, необходимые для управления, являются специфическими для каждого процесса и будут варьироваться в зависимости от соответствующих рисков.

┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐ ┌ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┐

Точка начала Точка окончания

└ ─ ─ ─┬─ ─ ─┘ └ ─ ─ ─ ┬ ─ ─ ─ ┘

┌────────────────┐ (───────────) ─┼──────────────\│(───────────) ┌─────────────────┐

│Источники входов│ ( Входы ) \ Деятельность \( Выходы ) │ Получатели │

│ │ ( ) / /( ) │ выходов │

├────────────────┤ (───────────) ────────────────/ (───────────) ├─────────────────┤

ПРЕДЫДУЩИЕ МАТЕРИЯ, /\ МАТЕРИЯ, ПОСЛЕДУЮЩИЕ

│ПРОЦЕССЫ, │ │ЭНЕРГИЯ, │ │ │ЭНЕРГИЯ, │ │ПРОЦЕССЫ, │

например, ИНФОРМАЦИЯ, │ ИНФОРМАЦИЯ, например,

│поставщика │ │например, в│ │ │например, в│ │потребителя │

(внутреннего или форме │ форме (внутреннего или

│внешнего), │ │материалов,│ │ │продукции, │ │внешнего), других│

потребителя, ресурсов, │ услуги, соответствующих

│других │ │требований │ │ │решения │ │заинтересованных │

соответствующих └─ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ └─ ─ ─ ─ ─ ─┘ сторон

│заинтересованных│ /\ │ /\ └ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

сторон │ │ │ /\

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┘ │ │ │ │

/\ │ ┌──────────┴──────────┐ │ │

│ │ │ Возможные средства │ │ │

└───────────────┴────┤ управления, а также ├────┴─────────────────┘

│контрольные точки для│

│ мониторинга и │

│измерений результатов│

│ деятельности │

└─────────────────────┘

Рисунок 1 - Схематичное изображение элементов процесса