3.6. Термины, относящиеся к требованиям

3.6.1. объект (object), сущность (entity), элемент (item): Что-либо воспринимаемое или воображаемое.

Пример - Продукция (3.7.6), услуга (3.7.7), процесс (3.4.1), лицо, организация (3.2.1), система (3.5.1), ресурс.

Примечание - Объекты могут быть материальными (например, двигатель, лист бумаги, алмаз), нематериальными (например, коэффициент конверсии, план проекта) или воображаемыми (например, будущее положение организации).

[Источник: ИСО 1087-1:2000, 3.1.1, измененный]

3.6.2. качество (quality): Степень соответствия совокупности присущих характеристик (3.10.1) объекта (3.6.1) требованиям (3.6.4).

Примечания

1. Термин "качество" может применяться с прилагательными, такими, как плохое, хорошее или превосходное.

2. Термин "присущий", являющийся противоположным термину "присвоенный", означает имеющийся в объекте.

3.6.3. градация (grade): Категория или класс, соответствующие различным требованиям (3.6.4) к объекту (3.5.1), имеющему одинаковое функциональное применение.

Пример - Класс авиабилета или категория гостиницы в справочнике гостиниц.

Примечание - При определении требования к качеству (3.6.5) градация обычно устанавливается.

3.6.4. требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Примечания

1. Слова "обычно предполагается" означают, что это общепринятая практика организации (3.2.1) и заинтересованных сторон (3.2.3), что рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.

2. Установленным является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.8.6).

3. Для обозначения конкретного вида требования могут применяться определяющие слова, например такие, как требование к продукции (3.7.6), требование к менеджменту качества (3.3.4), требование потребителя (3.2.4), требование к качеству (3.6.5).

4. Требование может быть сформировано разными заинтересованными сторонами или самой организацией.

5. Для достижения высокой удовлетворенности потребителя (3.9.2) может потребоваться удовлетворить ожидание потребителя, даже если оно не установлено, не является предполагаемым или обязательным.

6. Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в Приложении к Сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Исходное определение было модифицировано посредством добавления примечаний 3 - 5.

3.6.5. требование к качеству (quality requlrement): Требование (3.6.4), относящееся к качеству (3.6.2).

3.6.6. законодательное требование (statutory requirement): Обязательное требование (3.6.4), установленное законодательным органом.

3.6.7. нормативное правовое требование (regulatory requirement): Обязательное требование (3.6.4), установленное органом, уполномоченным законодательным органом.

3.6.8. информация о конфигурации продукции (product configuration Information): Требование (3.6.4) или другая информация по проектированию, производству, верификации (3.8.12), функционированию и обслуживанию продукции (3.7.6).

[Источник: ИСО 10007:2003, 3.9, измененный]

3.6.9. несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.6.4).

Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в Приложении SL к Сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.

3.6.10. дефект (defect): Несоответствие (3.6.9), связанное с предназначенным или установленным использованием.

Примечания

1. Различие между понятиями "дефект" и "несоответствие" является важным, так как имеет подтекст юридического характера, особенно связанный с вопросами ответственности за продукцию (3.7.6) и услуги (3.7.7).

2. Использование, предполагаемое потребителем (3.2.4), может зависеть от характера информации (3.8.2), такой, как инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию, предоставляемые поставщиком (3.2.5).

3.6.11. соответствие (conformity): Выполнение требования (3.6.4).

Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в Приложении SL к Сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Исходное определение было модифицировано посредством добавления примечания 1.

3.6.12. возможность (capability): Способность объекта (3.6.1) получить выход (3.7.5), который будет соответствовать требованиям (3.6.4) к этому выходу.

Примечание - В области статистики понятие возможности процесса (3.4.1) определено в ИСО 3534-2.

3.6.13. прослеживаемость (traceability): Возможность проследить историю, применение или местонахождение объекта (3.6.1).

Примечания

1. Прослеживаемость применительно к продукции (3.7.6) или услуге (3.7.7) может относиться:

- к происхождению материалов и комплектующих;

- истории создания;

- распределению и местонахождению продукции или услуги после поставки.

2. В области метрологии принято определение, приведенное в Руководстве ИСО/МЭК 99:2007.

3.6.14. надежность (dependability): Способность функционировать как и когда необходимо.

[Источник: МЭК 60050-192, измененный - Примечания были удалены]

3.6.15. инновация (innovation): Новый или измененный объект (3.6.1), создающий или перераспределяющий ценность.

Примечания

1. Деятельность, результатом которой является инновация, как правило, управляема.

2. Инновация, как правило, значима своим эффектом.