3.9. Термины, относящиеся к потребителям

3.9.1. обратная связь (feedback) <удовлетворенность потребителя>: Мнения, комментарии и выражения заинтересованности в продукции (3.7.6), услуге (3.7.7) или процессе (3.4.1) обработки претензий.

[Источник: ИСО 10002:2014, 3.6, измененный - Термин "услуга" был включен в определение]

3.9.2. удовлетворенность потребителя (customer satisfaction): Восприятие потребителем (3.2.4) степени выполнения его ожиданий.

Примечания

1. Ожидания потребителя могут быть не известны организации (3.2.1) или даже самому потребителю, пока продукция (3.7.6) или услуги (3.7.7) не будут ему поставлены/оказаны. Для достижения высокой удовлетворенности потребителя необходимо выполнять ожидание потребителя, даже если оно не установлено или не является обычно предполагаемым или обязательным.

2. Претензии (3.9.3) являются показателем низкой удовлетворенности потребителя, но их отсутствие не обязательно предполагает высокую удовлетворенность потребителя.

3. Даже если требования (3.6.4) потребителя были с ним согласованы и выполнены, это не обязательно обеспечивает высокую удовлетворенность потребителя.

[Источник: ИСО 10004:2012, 3.3, измененный - Примечания были изменены]

3.9.3. претензия (complaint) <удовлетворенность потребителя>: Выражение организации (3.2.1) неудовлетворенности ее продукцией (3.7.6) или услугой (3.7.7), или непосредственно процессом (3.4.1) управления претензиями в ситуациях, где явно или неявно ожидается ответ или решение.

[Источник: ИСО 10002:2014, 3.2 измененный - Термин "услуга" был включен в определение]

3.9.4. обслуживание потребителя (customer service): Взаимодействие организации (3.2.1) с потребителем (3.2.4) на всех стадиях жизненного цикла продукции (3.7.6) или услуги (3.7.7).

[Источник: ИСО 10004:2012, 3.5, измененный - Термин "услуга" был включен в определение]

3.9.5. правила достижения удовлетворенности потребителя (customer satisfaction code of conduct): Обещания, данные потребителю (3.2.4) организацией (3.2.1) относительно ее поведения, направленного на повышение удовлетворенности потребителя (3.9.2), и соответствующие меры их обеспечения.

Примечания

1. Меры обеспечения могут включать в себя цели (3.7.1), условия, ограничения, контактную информацию (3.8.2) и процедуры (3.4.5) обращения с претензиями (3.9.3).

2. В ИСО 10001:2007 термин "правила" используется взамен термина "правила достижения удовлетворенности потребителя".

[Источник: ИСО 10001:2007, 3.1, измененный - Термин "правила" был удален как допустимый термин, примечание 2 было изменено]

3.9.6. спорный вопрос (dispute) <удовлетворенность потребителя>: Несогласие с претензией (3.9.3), переданное ПУСВ-провайдеру (3.2.7).

Примечание - Некоторые организации (3.2.1) предоставляют своим потребителям (3.2.4) возможность выразить неудовлетворенность вначале ПУСВ-провайдеру. В таком случае выражение неудовлетворенности становится претензией после передачи его в организацию для рассмотрения и становится спорным вопросом, если его не удается урегулировать внутри организации без участия ПУСВ-провайдера. Многие организации предпочитают, чтобы потребители сообщали в первую очередь им о любой неудовлетворенности, прежде чем начинать урегулировать спорные вопросы вне организации.

[Источник: ИСО 10003:2007, 3.6, измененный]