ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 апреля 1998 г. N 7200/97

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение от 01.10.96, Постановление апелляционной инстанции от 14.02.97 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А-2069(УС) и Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.04.97 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Акционерное общество открытого типа "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к Управлению Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании недействительным его решений от 16.08.95 N 106/95 и от 22.02.96 N 106/95 о применении финансовых санкций.

Решением от 01.10.96 исковые требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 14.02.97 решение оставлено без изменения.

Федеральный арбитражный суд Уральского округа Постановлением от 18.04.97 оставил решение и Постановление без изменения.

В протесте заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается указанные судебные акты изменить.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в ходе документальной проверки соблюдения налогового законодательства АООТ "Акционерная компания "Башнефть" Управлением Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Республике Башкортостан выявлены нарушения по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость и спецналога, о чем составлен акт от 01.08.95 и дополнение к нему от 08.02.96.

В акте отмечено, что часть полученной в 1994 году валютной выручки от реализации нефти на Украине не включалась в оборот, облагаемый налогом на добавленную стоимость и спецналогом, а направлялась в инвестиционный фонд нефтяной компании. Эта часть составляла разницу между фактической стоимостью нефти и стоимостью, исчисленной по средней цене внутреннего рынка в пересчете валюты по действующему курсу Центрального банка Российской Федерации.

На основании акта проверки налоговой инспекцией принято решение от 16.08.95 N 106/95 о взыскании с акционерного общества доначисленных сумм налогов, штрафов в размере 100 и 10 процентов - всего 30531261800 рублей.

В связи с дополнением к акту проверки от 08.02.96 налоговым органом принято новое решение от 22.02.96 N 106/95, которым ко взысканию предъявлена сумма 37796126800 рублей, состоящая из доначисленных налогов на день составления акта (01.08.95) и штрафа в размере 100 процентов.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, судебные инстанции исходили из того, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.93 N 522-р, срок действия которого продлен на 1994 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.01.94 N 27-р, установлен объект налогообложения при поставках нефти на экспорт, определяемый из объема реализации по средней цене продукции на внутреннем рынке. На этом основании судебные инстанции пришли к выводу, что разница между суммой переведенной в рубли валюты по действующему курсу Банка России, полученной за реализованную на Украине нефть, и средней стоимостью этой продукции на внутреннем рынке, направляемая в инвестиционный фонд нефтяной компании, не относящийся к фонду целевого назначения, не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость и спецналогом.

Данные выводы являются ошибочными, не основанными на законе.

Так, Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (статья 1) установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам отнесены к компетенции органов государственной власти.

Согласно пункту 5 статьи 19 Закона федеральные налоги (к которым относится и налог на добавленную стоимость), в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов, и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей ее территории.

Как следует из статьи 10 Закона, по налогам могут устанавливаться льготы в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения считаются обороты по реализации всех товаров как собственного производства, так и приобретенных на стороне.

Согласно статье 4 данного Закона облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) исходя из применяемых цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. В облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, полученные предприятиями за реализуемые ими товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли.

Исключений из общего правила по определению облагаемого налогом оборота, как и льгот в виде изъятия из обложения определенных элементов объекта налога указанным Законом и другими законодательными актами Российской Федерации не установлено.

Следовательно, акционерное общество обязано исчислять и уплачивать налог на добавленную стоимость в установленном законодательством порядке, то есть из всей суммы валютной выручки, полученной от реализации нефти, независимо от того, что часть ее отражалась на счете реализации, а часть направлена в инвестиционный фонд предприятия.

Исключение из налогооблагаемого оборота сумм, направленных истцом в инвестиционный фонд, обоснованно квалифицировано налоговой полицией как неучет объекта налогообложения, в связи с чем правомерно применена ответственность, предусмотренная подпунктом "а" пункта 1 статьи 13 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.04.93 N 522-р, на которое сослались судебные инстанции, дано поручение Министерству финансов Российской Федерации уточнить порядок переоценки валютных счетов и статей бухгалтерского баланса нефтегазодобывающих и геолого - разведочных предприятий, осуществляющих поставки для государственных нужд. В отношении инвестиционных фондов предприятий указано, что эти фонды образуются в соответствии с действующим законодательством.

Данное распоряжение и изданное в его исполнение письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.93 не касается вопросов, связанных с обложением налогом на добавленную стоимость и спецналогом.

Специальный порядок образования инвестиционных фондов, отличный от порядка образования фондов целевого назначения (за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия), действующим законодательством не установлен.

Признание судами недействительным решения налоговой полиции от 22.02.96 N 106/95 является обоснованным, поскольку пересчет валютной выручки в рублевый эквивалент исходя из курса, установленного Банком России, на день поступления выручки на счет налогоплательщика, а не на день составления акта проверки произведен неправомерно. Курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте не имеют отношения к обложению налогом на добавленную стоимость и спецналогом.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решением от 01.10.96, Постановление апелляционной инстанции от 14.02.97 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А-2069(УС) и Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 18.04.97 по тому же делу отменить в части признания недействительным решения Управления Департамента налоговой полиции Российской Федерации по Республике Башкортостан от 16.08.95 N 106/95 о взыскании с акционерного общества открытого типа "АНК "Башнефть" доначисленных налога на добавленную стоимость и спецналога, а также штрафа в размере 100 процентов от доначисленных налогов. В иске в этой части отказать.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ