Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации на решение от 19.07.96 и Постановление апелляционной инстанции от 09.09.96 Арбитражного суда Вологодской области по делу N К2-11/1723.
Заслушав и обсудив доклад судьи и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, поддержавшего протест, Президиум установил следующее.
Акционерное общество открытого типа "Фирма "Вагрон" обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Вологодской области о признании недействительным его предписания от 17.05.96 N 2/14-849 (с изменениями от 04.07.96 N 7/8-1105) о применении финансовых санкций в виде взыскания сумм доначисленных акцизов, налога на добавленную стоимость, спецналога, штрафов и пеней на общую сумму 311429716744 рубля.
Решением от 19.07.96 исковые требования удовлетворены частично. Признано недействительным предписание налоговой полиции в части взыскания 83107328372 рублей штрафа в размере 100 процентов. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 09.09.96 решение оставлено без изменения.
В кассационной инстанции законность и обоснованность решения и постановление не проверялись.
В протесте заместителя Генерального прокурора Российской Федерации предлагается указанные судебные акты изменить: в части исчисления неуплаченных акцизов, налога на добавленную стоимость, спецналога и пеней отменить и дело в этой части направить на новое рассмотрение.
Президиум считает, что протест подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, при проверке Управлением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Вологодской области соблюдения налогового законодательства акционерным обществом открытого типа "Фирма "Вагрон" за период с 01.01.94 по 31.12.95 выявлено занижение подлежащих внесению в бюджет акцизов, налога на добавленную стоимость и спецналога.
По результатам проверки составлен акт от 12.08.96, в котором указано на неправомерное применение налогоплательщиком льгот, предусмотренных статьей 3 Закона Российской Федерации "Об акцизах" и пунктом 1 "а" статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Акционерным обществом, производящим ликероводочную продукцию, не уплачены в бюджет акцизы, налог на добавленную стоимость и спецналог с продукции, реализованной в счет экспортных контрактов, заключенных с инофирмами, так как товар, предназначенный к отправке на экспорт, не пересек границу Российской Федерации и был реализован на ее территории.
На основании акта налоговой полицией выдано предписание от 17.05.96 N 2/14-849 (с изменениями от 04.07.96 N 7/8-1105) о применении финансовых санкций в виде взыскания сумм доначисленных акцизов, налога на добавленную стоимость, спецналога, штрафов в размере 100 процентов этих же сумм и пеней на общую сумму 311429716744 рубля.
Судебные инстанции, отказывая в иске, исходили из того, что в соответствии с Законами Российской Федерации "Об акцизах" и "О налоге на добавленную стоимость" налогоплательщик освобождается от уплаты акцизов, налога на добавленную стоимость и спецналога в случае экспорта товаров (работ, услуг). Признаком экспорта товаров, дающим право на налоговую льготу, является фактическое пересечение грузом границы Российской Федерации. Факт пересечения грузом границы истцом не доказан. Посуда и гофрокороба не являются возвратной тарой, следовательно, их стоимость не должна исключаться из налогооблагаемого оборота. Акцизы, налог на добавленную стоимость и спецналог в стоимость экспортного товара не включались, поэтому эти налоги не должны исключаться из налогооблагаемой базы.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об акцизах" (в редакции до 01.02.96) и инструкцией Госналогслужбы России от 17.07.95 N 36 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" (ранее от 09.12.91 N 2) объектом обложения акцизами у предприятий, производящих и реализующих подакцизные товары, являлась стоимость подакцизных товаров, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз.
Согласно Закону Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" и Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (ранее от 09.12.91 N 1) объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из свободных (рыночных) цен и тарифов без включения в них налога на добавленную стоимость. При исчислении облагаемого оборота по товарам, с которых взимаются акцизы, в него включается сумма акциза. Реализация товаров производится по свободным отпускным ценам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость.
Объект налогообложения, облагаемый оборот и сроки уплаты спецналога согласно Указу Президента Российской Федерации от 22.12.93 N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" определяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Истцом не представлены доказательства, что при реализации алкогольной продукции в отпускную цену были включены акциз, налог на добавленную стоимость и спецналог.
Исчисление акцизов, налога на добавленную стоимость и спецналога при "лжеэкспорте" исключением сумм этих налогов из стоимости реализованного товара расчетным путем законодательством не предусмотрено.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в облагаемый оборот не включается стоимость многооборотной тары. Стоимость тары согласно калькуляциям включена истцом в себестоимость продукции. Договорами и контрактами залоговая цена на тару и порядок ее возврата не установлены. Фактический возврат тары не производился. Поэтому стоимость тары также не подлежала исключению из отпускной цены.
Налоговая полиция произвела расчет налогооблагаемой базы по акцизам и исчислила суммы акцизов, налога на добавленную стоимость и спецналога в порядке и по методике, предусмотренными вышеназванными законами и инструкциями.
Расчет взыскиваемых акцизов, налога на добавленную стоимость и спецналога исследован и проверен арбитражным судом.
При таких обстоятельствах для отмены судебных актов в части расчетов и направления дела на новое рассмотрение оснований не имеется.
Указом Президента Российской Федерации от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" установлено, что с 20.05.96 Госналогслужбой России не осуществляется взимание пеней по задолженности по налогам перед федеральным бюджетом, возникшей на этот момент у предприятий и организаций. Пени, исчисленные на 20.05.96, фиксируются в специальной отчетности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и проценты на них не начисляются.
Поскольку нарушение, связанное с порядком исчисления налогов и повлекшее задержку их перечисления в бюджет, выявлено в результате проверки налоговой полицией до 20.05.96, пени, исчисленные на 20.05.96, должны были быть зафиксированы в лицевом счете налогоплательщика.
Поэтому судебные акты в части отказа в иске о признании недействительным предписания налоговой полиции о взыскании пеней являются неправомерными и подлежат отмене, а исковые требования в этой части - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение от 19.07.96 и Постановление апелляционной инстанции от 09.09.96 Арбитражного суда Вологодской области по делу N К2-11/1723 изменить.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Вологодской области от 17.05.96 N 2/14-849 (с изменениями от 04.07.96 N 7/8-1105) о взыскании пеней по задолженности по акцизам, налогу на добавленную стоимость и спецналогу.
В остальной части судебные акты оставить без изменения.
Арбитражного Суда
Российской Федерации
В.Ф.ЯКОВЛЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей