Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение

к приказу ФМС России

от 17.02.2016 N 51

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО

КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ФМС РОССИИ

1. Настоящее Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового контроля в системе ФМС России <1>, устанавливает порядок организации и осуществления в ФМС России, <2> как главном распорядителе (распорядителе) средств федерального бюджета, главном администраторе (администраторе) доходов федерального бюджета, главном администраторе (администраторе) источников финансирования дефицита федерального бюджета <3>, а также в территориальных органах ФМС России, представительствах ФМС России за рубежом и федеральных казенных учреждениях, подведомственных ФМС России, внутреннего финансового контроля.

--------------------------------

<1> Далее - "Положение".

<2> Далее - "центральный аппарат Службы".

<3> Далее - "главный администратор (администратор) средств федерального бюджета".

2. Внутренний финансовый контроль направлен:

а) на соблюдение установленных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главным администратором средств федерального бюджета, подведомственными ему администраторами средств федерального бюджета и получателями средств федерального бюджета <1>;

--------------------------------

<1> Далее - "внутренние стандарты".

б) на подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования средств федерального бюджета.

3. Формами проведения внутреннего финансового контроля являются следующие контрольные действия:

а) проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов и процедур;

б) авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

в) сверка данных;

г) сбор и анализ информации о результатах выполнения внутренних бюджетных процедур.

4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:

составление и представление документов главному администратору средств федерального бюджета, администратору средств федерального бюджета, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета;

составление и представление документов в Министерство финансов Российской Федерации, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета, в том числе реестра расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований;

составление и представление документов в Федеральное казначейство, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам бюджета, расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета;

составление, утверждение и ведение бюджетной росписи ФМС России;

составление и направление документов в Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство, необходимых для формирования и ведения сводной бюджетной росписи бюджета, а также для доведения (распределения) бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств ФМС России;

составление, утверждение и ведение бюджетных смет и (или) составление (утверждение) свода бюджетных смет;

составление и исполнение бюджетной сметы;

принятие в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;

осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в федеральный бюджет, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в федеральный бюджет (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о страховых взносах);

процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;

составление и представление бюджетной отчетности и сводной бюджетной отчетности;

исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам подведомственных ФМС России федеральных казенных учреждений;

распределение лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям средств федерального бюджета;

осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;

осуществление предусмотренных правовыми актами о предоставлении (осуществлении) бюджетных инвестиций действий, направленных на обеспечение соблюдения их получателями условий, целей и порядка их предоставления;

осуществление предусмотренных правовыми актами о выделении в распоряжение главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета ассигнований, предназначенных для погашения источников финансирования дефицита бюджета, действий, направленных на обеспечение адресности и целевого характера использования указанных ассигнований.

5. В целях поддержания в актуальном состоянии контрольной среды финансовым подразделением центрального аппарата Службы, финансовыми подразделениями территориальных органов ФМС России, федеральных казенных учреждений, подведомственных ФМС России, а также уполномоченными должностными лицами представительств ФМС России за рубежом проводится мониторинг этой среды, состоящей:

из приказов и иных документов по вопросам осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;

из формуляров, реестров и классификаторов, как совокупности структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции ФМС России в процессе осуществления бюджетных полномочий;

из документов, устанавливающих права формирования финансовых и бухгалтерских документов.

6. Должностные лица, ответственные за результат выполнения внутреннего финансового контроля, осуществляют внутренний финансовый контроль в отношении внутренних бюджетных процедур в соответствии с картой внутреннего финансового контроля (приложение N 2 к настоящему Положению).

7. Карта внутреннего финансового контроля является подготовительным документом к проведению внутреннего финансового контроля. Формирование, утверждение и актуализация карт внутреннего финансового контроля осуществляется в соответствии с приложениями N 1 и N 2 к настоящему Положению.

Формирование (актуализация) карты внутреннего финансового контроля осуществляется в финансовом подразделении центрального аппарата Службы, финансовых подразделениях территориальных органов ФМС России, федеральных казенных учреждений, подведомственных ФМС России, а также уполномоченными должностными лицами представительств ФМС России за рубежом.

8. Внутренний финансовый контроль осуществляется с соблюдением указанных в картах внутреннего финансового контроля периодичности, методов контроля и способов контроля.

9. Методами осуществления контрольных действий в центральном аппарате Службы, территориальных органах ФМС России, представительствах ФМС России за рубежом и федеральных казенных учреждениях, подведомственных ФМС России, являются самоконтроль, контроль по уровню подчиненности, контроль по уровню подведомственности.

Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностными лицами финансового подразделения центрального аппарата Службы, финансовых подразделений территориальных органов ФМС России, федеральных казенных учреждений, подведомственных ФМС России, а также уполномоченными должностными лицами представительств ФМС России за рубежом путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и процедурам и должностным регламентам, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.

Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителями финансовых подразделений центрального аппарата Службы, территориальных органов ФМС России, федеральных казенных учреждений, подведомственных ФМС России, их заместителями и (или) начальниками отделов (заместителями начальников отделов) финансовых подразделений центрального аппарата Службы, территориальных органов ФМС России, федеральных казенных учреждений, подведомственных ФМС России, а также руководителями представительств ФМС России за рубежом путем авторизации операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), осуществляемых подчиненными должностными лицами.

Контроль по уровню подведомственности осуществляется сплошным или выборочным способом в отношении процедур и операций, совершенных территориальными органами ФМС России, представительствами ФМС России за рубежом и федеральными казенными учреждениями, подведомственными ФМС России путем:

проведения проверок, направленных на установление соответствия представленных в ФМС России документов требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренним стандартам и процедурам;

сбора и анализа информации о своевременности составления и представления документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур, точности и обоснованности информации, отраженной в указанных документах, а также законности совершения отдельных операций.

Результаты таких проверок оформляются заключением с указанием необходимости внесения исправлений и (или) устранения недостатков (нарушений) при их наличии в установленный в заключении срок либо разрешительной надписью на представленном документе.

10. Выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению <1> отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля.

--------------------------------

<1> Далее - "результаты внутреннего финансового контроля".

11. Ведение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля (приложение N 3 к настоящему Положению) осуществляется в финансовом подразделении центрального аппарата Службы, финансовых подразделениях территориальных органов ФМС России, федеральных казенных учреждений, подведомственных ФМС России, а также уполномоченными должностными лицами представительств ФМС России за рубежом.

Регистры (журналы) учета результатов внутреннего финансового контроля формируются и брошюруются уполномоченными должностными лицами в хронологическом порядке. На обложке указывается: наименование подразделения; название и порядковый номер папки (дела); отчетный период: год и месяц; начальный и последний номера журналов операций; количество листов в папке (деле).

Хранение регистров (журналов) внутреннего финансового контроля осуществляется способами, обеспечивающими их защиту от несанкционированных исправлений, утраты целостности информации в них и сохранность самих документов.

Соблюдение требований к хранению регистров (журналов) внутреннего финансового контроля обеспечивается должностным лицом, ответственным за их формирование, до момента их сдачи на архивное хранение.

В случае пропажи или уничтожения регистров (журналов) внутреннего финансового контроля приказом ФМС России, территориального органа ФМС России, представительства ФМС России за рубежом или федерального казенного учреждения, подведомственного ФМС России, создается комиссия для расследования и установления причин.

Регистры (журналы) внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению в установленном главным администратором средств федерального бюджета, администратором средств федерального бюджета порядке, в том числе с применением автоматизированных информационных систем.

12. Финансовым подразделением центрального аппарата Службы ежеквартально проводится анализ организации и осуществления в территориальных органах ФМС России, представительствах ФМС России за рубежом и федеральных казенных учреждениях, подведомственных ФМС России, внутреннего финансового контроля на основании отчетов о результатах внутреннего финансового контроля, составляемых территориальными органами ФМС России, представительствами ФМС России за рубежом и федеральными казенными учреждениями, подведомственными ФМС России, в соответствии со сведениями, включенными в регистры (журналы) внутреннего финансового контроля и карты внутреннего финансового контроля.

13. Отчеты о результатах внутреннего финансового контроля направляются территориальными органами ФМС России, представительствами ФМС России за рубежом и федеральными казенными учреждениями, подведомственными ФМС России, в финансовое подразделение центрального аппарата Службы ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В отчет о результатах внутреннего финансового контроля включаются позиции предусмотренные графами 1 - 9 регистра (журнала) внутреннего финансового контроля (приложение N 3 к настоящему Положению).

14. Итоги рассмотрения отчетов о результатах внутреннего финансового контроля финансовым подразделением центрального аппарата Службы ежеквартально представляются руководителю ФМС России (заместителю руководителя) для принятия им решений с указанием сроков их выполнения, направленных:

а) на обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;

б) на изменение карт внутреннего финансового контроля в целях увеличения способности процедур внутреннего финансового контроля снижать вероятность возникновения событий, негативно влияющих на выполнение внутренних бюджетных процедур;

в) на актуализацию системы формуляров, реестров и классификаторов как совокупности структурированных документов, позволяющих отразить унифицированные операции в процессе осуществления бюджетных полномочий главного администратора (администратора) средств федерального бюджета;

г) на уточнение прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий, а также регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

д) на изменение внутренних стандартов и процедур, в том числе учетной политики центрального аппарата Службы, территориальных органов ФМС России, представительств ФМС России за рубежом, а также федеральных казенных учреждений, подведомственных ФМС России;

е) на уточнение прав по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к записям в регистры бюджетного учета;

ж) на проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам, допустившим нарушения при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

з) на ведение эффективной кадровой политики в центральном аппарате Службы, территориальных органах ФМС России, представительствах ФМС России за рубежом и федеральных казенных учреждениях, подведомственных ФМС России;

и) на устранение конфликта интересов у должностных лиц, осуществляющих внутренние бюджетные процедуры.

При принятии решений руководителем ФМС России (заместителем руководителя) по итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля учитывается информация, указанная также:

в актах, заключениях, представлениях и предписаниях органов государственного финансового контроля;

в отчетах внутреннего финансового аудита, представленных руководителю ФМС России (заместителю руководителя).