1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования охраны труда при выполнении работ ремонтниками искусственных сооружений (далее - ремонтник ИССО).

В дистанциях инженерных сооружений на основе настоящей Инструкции с учетом местных условий разрабатываются инструкции по охране труда для ремонтников ИССО.

1.2. К самостоятельной работе ремонтника ИССО допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие стаж работы по профессии, связанной с движением поездов, не менее шести месяцев, прошедшие обязательный (при поступлении на работу) предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, стажировку, обучение и проверку знаний требований охраны труда, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях, обучение по электробезопасности.

Работники, назначаемые на должность ремонтника ИССО, должны пройти обучение по профессии в специализированных организациях и иметь квалификационное удостоверение по этой профессии.

К выполнению работ на высоте допускаются работники, прошедшие медицинский осмотр без противопоказаний к выполнению работ на высоте.

Работы по подъему и перемещению пролетных строений могут выполнять только обученный персонал (стропальщики).

Запрещается допускать к самостоятельной работе первозимников (работников, впервые принятых или переведенных из подразделения в подразделение внутри ОАО "РЖД", характер работы которых существенно изменился и которые впервые в зимних условиях выполняют работы, связанные с движением поездов).

1.3. В процессе работы ремонтник ИССО должен проходить все виды обучения, инструктажей и проверки знаний (по охране труда, пожарной и электробезопасности), установленные законодательством Российской Федерации, нормативными документами и другими организационно-распорядительными документами ОАО "РЖД", а также обязательные периодические медицинские осмотры.

1.4. Ремонтник ИССО в объеме своих обязанностей должен пройти обучение и проверку знаний:

Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";

Правил по охране труда при работе на высоте;

Правил по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (при проведении осмотров на скоростных и высокоскоростных линиях);

Правил по безопасному нахождению работников ОАО "РЖД" на железнодорожных путях;

должностной инструкции и других нормативных документов, устанавливающих его обязанности;

правил и инструкций по охране труда;

правил внутреннего трудового распорядка;

настоящей инструкции;

Правил электробезопасности для работников ОАО "РЖД" при обслуживании электрифицированных железнодорожных путей.

К работе с применением электроинструмента допускаются работники, имеющие группу по электробезопасности не ниже II, к работе по обслуживанию передвижной электростанции - группу по электробезопасности не ниже III.

1.5. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее - станции), территории дистанции пути Ремонтник ИССО должен соблюдать следующие требования безопасности:

переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", а при отсутствии специально оборудованных мест перехода переходить железнодорожные пути, соблюдая требования безопасности при переходе через железнодорожные пути;

соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;

следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта;

слушать объявления по громкоговорящей связи и сигналы оповещения.

1.6. При нахождении на железнодорожных путях ремонтник ИССО должен соблюдать следующие требования безопасности:

проходить вдоль путей по обочине в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;

при невозможности прохода в стороне от пути или по обочине (в тоннелях, на мостах, при разливе рек, отсутствии обочин, во время снежных заносов и в других случаях) проход по пути допускается производить с соблюдением следующих требований безопасности:

на двухпутном и многопутном участке необходимо идти навстречу движению поездов в установленном направлении (правильному направлению движения), помня о возможности следования поездов и по неправильному направлению;

на многопутных участках и перегонах, оборудованных двусторонней автоблокировкой, для определения направления движения поездов следует ориентироваться по показаниям светофоров;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники, оказавшиеся на пути следования поезда в габарите подвижного состава, должны отойти и убрать инструменты, приспособления, материалы и изделия с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, а на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч) на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода поезда. При нахождении работников на путях станций допускается отойти на середину междупутья, обеспечивающего указанные выше минимально допустимые безопасные расстояния;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, и предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотив, моторвагонный подвижной состав, вагоны), дрезина или другое транспортное средство;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава, и нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом надо проходить посередине разрыва;

обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

при проходе мостов, тоннелей, мест, где снег расчищен траншеями, работники к моменту подхода поезда должны находиться в нишах, убежищах.

1.7. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

подниматься в вагон, дрезину, мотовоз, автомотрису и другие подвижные единицы и сходить с них во время движения (до полной остановки);

находиться на подножках, лестницах и других наружных частях вагона, дрезины, мотовоза, автомотрисы и других подвижных единиц при их движении;

переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед подвижным составом;

пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент и материалы;

находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;

находиться на территории железнодорожной станции, дистанции пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или специального самоходного подвижного состава;

передвигаться внутри рельсовой колеи в попутном направлении движения поездов на перегоне (на двухпутном участке);

выходить на соседний путь и переходить пути вблизи стоящего состава на расстоянии менее 5 метров с головы или хвоста состава;

работать на железнодорожном пути без сигнальных жилетов или в жилетах, не отвечающих своему назначению (без световозвращающих вставок и обозначения принадлежности работника к соответствующему структурному подразделению или подрядной организации).

стоять на тротуаре моста у перил вне площадки-убежища во время прохода поезда;

подниматься на крышу подвижного состава, находящегося под действующими устройствами контактной сети и воздушных линий электропередач.

Запрещается использование мобильных телефонов или других портативных мультимедийных устройств, а также наушников во время следования к месту работ и обратно и во время работы.

Переговоры по личным мобильным телефонам допускаются только во время перерывов в работе и нахождении работника на расстоянии не менее 3 м от крайнего рельса при скорости движения до 140 км/ч и не менее 6 м при следовании пассажирского поезда со скоростью более 140 км/ч.

Пользоваться личными мобильными телефонами разрешается только в случаях крайней необходимости, связанных с:

обеспечением безопасности движения;

предотвращением террористических и противоправных действий;

пожарами на объектах инфраструктуры ОАО "РЖД";

несчастными случаями с работниками и/или гражданами.

1.8. Выходя на путь из помещений, стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава с обеих сторон к месту перехода.

1.9. После выхода из помещения в темное время суток необходимо остановиться и выждать некоторое время пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

1.10. Ремонтник ИССО должен знать:

требования охраны труда;

правила внутреннего трудового распорядка;

требования системы информации "Работник на пути";

безопасные методы и приемы выполнения поручаемой работы, правила применения средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ) и коллективной защиты;

правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станции, структурного подразделения, негабаритные места;

правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД";

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения возникшего препятствия для движения поездов и места производства путевых работ;

требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;

сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

правила применения и использования первичных средств пожаротушения;

способы оказания первой помощи пострадавшим;

место расположения аптечки или сумки первой помощи с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;

требования настоящей Инструкции.

Каждый ремонтник ИССО при работе в тоннеле должен знать правила применения противогазов и респираторов, правила ухода за ними, и простейшие способы проверки их работоспособности и исправности.

1.11. Ремонтник ИССО должен:

выполнять только входящую в его обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;

применять безопасные приемы выполнения работ;

применять средства индивидуальной и коллективной защиты и содержать в исправном состоянии и чистоте приспособления, инструмент, инвентарь, спецодежду, спецобувь и другие СИЗ;

при работе в составе бригады следить за сигналами и распоряжениями мастера (бригадира) и выполнять его команды;

выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, объявлений по громкоговорящей связи, световых и звуковых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, водителями специального самоходного подвижного состава, составителями поездов;

быть предельно внимательным в местах движения транспорта;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;

проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

соблюдать требования охраны труда, электробезопасности, пожарной безопасности.

При получении травмы, заболевании, ухудшении своего здоровья, в том числе проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления) работник должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

В случае получения травмы другим работником следует прекратить работу, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему и немедленно сообщить о несчастном случае руководителю работ или вышестоящему руководителю.

О любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, работник должен немедленно известить руководителя работ или вышестоящего руководителя.

1.12. Работники, допускаемые к работам на высоте должны пройти обучение, стажировку и проверку знаний Правил по охране труда при работе на высоте и иметь удостоверение о допуске к работам на высоте соответствующей группы по безопасности работ на высоте:

1 группа - распространяется на работников, допускаемых к работам на высоте в составе бригады или под непосредственным контролем работника, назначенного приказом работодателя;

2 группа - распространяется на работников, выполняющих функции страхующего, мастеров, бригадиров, руководителей стажировки, а также работников, назначаемых по наряду-допуску на производство работ на высоте ответственными исполнителями работ на высоте;

3 группа - распространяется на работников, назначаемых работодателем ответственными за безопасную организацию и проведение работ на высоте, а также за проведение инструктажей; работников, проводящих обслуживание и периодический осмотр средств индивидуальной защиты; работников, выдающих наряды-допуски; ответственных руководителей работ на высоте, выполняемых по наряду-допуску.

1.13. Ремонтнику ИССО запрещается:

приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от мастера (бригадира) инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

приближаться к находящимся под напряжением проводам или частям контактной сети и воздушных линий электропередач на расстояние ближе 2 м;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;

пользоваться средствами индивидуальной защиты с истекшим сроком их годности и испытаний;

наступать на электрические провода и кабели;

находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.14. Во время работы на ремонтника ИССО могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущиеся машины и механизмы;

повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов;

повышенный уровень шума на рабочем месте;

повышенный уровень вибрации;

повышенный уровень инфразвуковых колебаний;

повышенный уровень ультразвука;

повышенная или пониженная влажность воздуха;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенный уровень статического электричества;

отсутствие или недостаток естественного света;

недостаточная освещенность рабочей зоны;

острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли (пола).

химически опасные и вредные производственные факторы;

физические перегрузки;

нервно-психические перегрузки.

КонсультантПлюс: примечание.

Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам см. в Справочной информации.

1.15. Ремонтник ИССО должен обеспечиваться следующими средствами индивидуальной защиты:

комплектом "Путеец-Л";

сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве или ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве;

плащом для защиты от воды;

перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;

очками защитными открытыми или щитком защитным лицевым;

каска защитная;

респиратор противогазоаэрозольный;

жилетом сигнальным со световозвращающими полосами 2 класса защиты.

При выполнении работ на тоннельных участках дополнительно:

костюмом для защиты от воды прорезиненным или комплектом для защиты от воды;

каской защитной с фонарем шахтерским;

наушниками противошумными;

сапогами резиновыми или сапогами резиновыми рыбацкими;

респиратором противогазоаэрозольным;

перчатками резиновыми или перчатками из полимерных материалов;

противогазом фильтрующим.

При выполнении работ на высоте дополнительно: страховочная привязь.

При выполнении работ по водоборьбе, очистке лотков, подкюветов, дренажей, прорезей, галерей, штолен дополнительно:

сапоги резиновые рыбацкие;

костюм для защиты от воды прорезиненный;

перчатки резиновые или перчатки из полимерных материалов.

Зимой дополнительно:

комплектом для защиты от пониженных температур "Путеец" (по климатическим поясам);

полушубком (по климатическим поясам) или полупальто на меховой подкладке (по климатическим поясам), или курткой на меховой подкладке (по климатическим поясам);

шапкой-ушанкой со звукопроводными вставками (по климатическим поясам);

подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску) - по климатическим поясам шапкой трикотажной;

рукавицами утепленными (по климатическим поясам), или перчатками утепленными (по климатическим поясам), или перчатками утепленными с защитным покрытием, нефтеморозостойкими (по климатическим поясам);

сапогами юфтевыми утепленными на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом;

сапогами кожаными утепленными "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом климатических поясах или валенками (сапогами валяными) с резиновым низом в III, IV и особом климатических поясах.

При выполнении работ на тоннельных участках дополнительно: свитером полушерстяным.

По условиям выполнения отдельных видов работ ремонтнику ИССО должны выдаваться другие соответствующие средства индивидуальной защиты.

При выполнении обязанностей сигналиста ремонтник ИССО должен обеспечиваться специальными нарукавниками для отличия от других членов бригады.

СИЗ, выдаваемые работнику должны соответствовать полу, росту, размерам, а также характеру и условиям выполняемой им работы.

В целях обеспечения своевременной стирки и химчистки специальной одежды допускается выдавать два комплекта специальной одежды на удвоенный срок носки (порядок выдачи регламентируется распорядительным документом руководителя структурного подразделения).

Работники, занятые на работах, связанных с загрязнением, обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами согласно Типовым нормам бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 N 1122н, и Методическим рекомендациям по выбору и применению смывающих и обезвреживающих средств для работников ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 17.12.2012 N 2587р.

В районах распространения гнуса, комаров, мошки ремонтник ИССО с целью защиты от них должен обеспечиваться репеллентами (средствами защиты), имеющими санитарно-эпидемиологические заключения, выданные в установленном порядке, а также противомоскитными сетками и спецодеждой, обеспечивающими защиту от укусов насекомых.

Спецодежда и спецобувь должны быть подобраны по росту и размеру и не должны стеснять движений при работе.

Сигнальные жилеты должны быть со световозвращающими полосами и нанесенными трафаретами, указывающими принадлежность к соответствующему структурному подразделению региональной дирекции.

Работник, получающий СИЗ (противогаз, защитные очки, респиратор, каску защитную, наушники противошумные, страховочную привязь), при проведении первичного и повторных инструктажей по охране труда должен получить инструктаж по правилам пользования и простейшим способам проверки работоспособности и исправности этих СИЗ, а также пройти тренировку по их применению.

1.16. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить отдельно в шкафах гардеробной. Уносить спецодежду за пределы дистанции инженерных сооружений (участка) запрещается. Зимняя спецодежда в летний период должна быть сдана на хранение в кладовую.

В отдельных случаях там, где по условиям работы указанный порядок не может быть соблюден (при невозможности сдачи на хранение по объективным причинам - удаленность, позднее прибытие на станцию, отсутствие в дистанции инженерных сооружений (околотке) соответствующих гардеробных и в других случаях), спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты могут оставаться в нерабочее время у ремонтника ИССО, если это предусмотрено в соответствующих коллективных договорах и соглашениях или в правилах внутреннего трудового распорядка дистанции пути.

1.17. Ремонтник ИССО должен следить за исправностью спецодежды и спецобуви, своевременно сдавать ее в стирку и ремонт, а также содержать шкафы для хранения личной одежды и спецодежды в чистоте и порядке.

1.18. Ремонтник ИССО должен выполнять следующие требования пожарной безопасности:

курить только в установленных и приспособленных для этого местах;

не подходить с открытым огнем к подвижному составу, путевым машинам, легковоспламеняющимся материалам и емкостям с легковоспламеняющимися жидкостями;

не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих материалов.

1.19. Работник должен знать и соблюдать правила личной гигиены.

Принимать пищу следует в столовых или специально отведенных для этого помещениях, имеющих соответствующее оборудование. Воду пить только кипяченую или бутилированную. Запрещается пользоваться водой для питья из случайных источников.

Перед едой необходимо тщательно вымыть руки водой с мылом или очищающими пастами, разрешенными к применению.

1.20. Работник должен немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).

1.21. Ремонтник ИССО, допустивший нарушение требований законодательных и нормативных документов ОАО "РЖД", содержащих требования охраны труда, пожарной, экологической и промышленной безопасности, настоящей инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.