V. Организация оказания экстренной помощи атомным станциям при возникновении радиационно опасных ситуаций
V. Организация оказания экстренной помощи атомным станциям
при возникновении радиационно опасных ситуаций
17. Эксплуатирующая организация должна планировать и обеспечивать выполнение организационных и технических мер по ослаблению, локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций и оказанию экстренной помощи АС.
18. В эксплуатирующей организации должна быть создана группа оказания экстренной помощи АС (далее - группа ОПАС). Эксплуатирующая организация должна обеспечить функционирование группы ОПАС для оказания научно-технической и консультативной поддержки при организации и осуществлении мер по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций на АС.
19. Руководитель и заместитель (заместители) руководителя группы ОПАС назначаются уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по представлению эксплуатирующей организации.
20. С целью выполнения анализа, прогноза развития и масштабов последствий радиационно опасных ситуаций, выработки рекомендаций по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ при оказании экстренной помощи АС эксплуатирующая организация должна привлекать для формирования группы ОПАС и участия в ее работе проектные, научные, конструкторские, ремонтные и другие организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для эксплуатирующей организации.
21. Для оказания научно-технической поддержки группе ОПАС эксплуатирующая организация должна обеспечить создание и функционирование центров технической поддержки (далее - ЦТП) на базе организаций, участвующих в формировании и работе группы ОПАС.
ЦТП по направлению своей деятельности должны решать следующие задачи:
анализ радиационно опасных ситуаций на АС, идентификация причин их возникновения и прогнозы возможных путей развития;
оценка степени повреждения оборудования и конструкций реактора (реакторной установки), состояния критических функций безопасности и физических барьеров АС;
разработка вариантов возвращения АС в контролируемое состояние и мероприятий по ликвидации радиационно опасных ситуаций и их последствий;
анализ и прогнозы развития радиационно опасных ситуаций и их последствий для АС, персонала, населения и окружающей среды;
подготовка рекомендаций по защите персонала;
подготовка рекомендаций по оказанию медицинской помощи персоналу, в том числе в зависимости от полученной дозы облучения;
подготовка предложений по защите населения с учетом состояния АС и результатов мониторинга компонентов окружающей среды;
проведение необходимых расчетов, подготовка предложений:
по замене вышедшего из строя оборудования;
по сохранению/восстановлению работоспособности систем, зданий и сооружений АС.
22. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать постоянную готовность группы ОПАС к выполнению функций аварийного реагирования.
23. Для обеспечения постоянной готовности группы ОПАС к выполнению своих функций у каждого члена группы ОПАС должен быть дублер.
24. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать:
финансирование мероприятий по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения при радиационно опасных ситуациях;
оснащение группы ОПАС материальными ресурсами, транспортными средствами, средствами связи, а также проектной, нормативной и технической документацией;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для обеспечения мероприятий по локализации и ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций;
финансирование создания и функционирования центров технической поддержки.
25. В эксплуатирующей организации для координации противоаварийной деятельности должен быть создан и функционировать кризисный центр (далее - КЦ).
специально оснащенные помещения;
персонал, обеспечивающий работу КЦ, включая дежурно-диспетчерскую службу эксплуатирующей организации.
информационное взаимодействие между участниками аварийного реагирования;
функционирование единого для всех участников аварийного реагирования информационного пространства, где в режиме реального времени обеспечивается предоставление данных о состоянии всех блоков АС, радиационной и метеорологической обстановке в районе площадки АС, СЗЗ и зоне наблюдения.
28. Эксплуатирующая организация должна обеспечивать оснащение КЦ:
системой автоматизированного оповещения;
программно-техническими комплексами для работы группы ОПАС.
29. Для организации проведения работ по аварийному реагированию эксплуатирующая организация должна разработать и утвердить документы (положения, инструкции), определяющие:
организацию оповещения участников аварийного реагирования в случаях радиационно опасных ситуаций;
организацию оказания экстренной помощи АС;
порядок формирования, задачи и функции группы ОПАС;
регламент работы и режимы функционирования КЦ, аварийных центров АС, центров технической поддержки;
порядок имущественного, транспортного, медико-санитарного обеспечения и обеспечения средствами связи КЦ, группы ОПАС;
перечень необходимой технической документации и порядок обеспечения КЦ технической документацией для каждого блока АС.
30. До завоза ядерного топлива на АС руководством АС должна быть образована из состава руководителей и персонала АС комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и обеспечению пожарной безопасности АС (далее - КЧСПБО) для выполнения функций координационного органа при осуществлении противоаварийных действий на АС в условиях радиационно опасных ситуаций.
31. На АС должны функционировать внутренний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями на территории АС) и внешний (в составе защищенного пункта управления противоаварийными действиями в городе при АС) аварийные центры (далее - АЦ), служащие местом сбора и работы участников аварийного реагирования КЧСПБО и группы ОПАС после ее прибытия на аварийную АС.
32. Размещение и техническое оснащение АЦ должно быть предусмотрено проектом АС.
специально оснащенные помещения;
персонал, обеспечивающий функционирование АЦ.
34. Помещения АЦ должны быть защищены от внешних радиационных и иных техногенных и (или) природных воздействий для обеспечения безопасности персонала, выполняющего работы по аварийному реагированию и находящегося в этих помещениях.
35. АЦ должны иметь технические возможности для обеспечения информационного взаимодействия с КЦ, организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию, и органами местного самоуправления.
36. В АЦ должно быть предусмотрено наличие:
систем обеспечения жизнедеятельности;
средств связи с участниками аварийного реагирования;
технических средств, обеспечивающих поступление, обработку, отображение, регистрацию информации о технологических параметрах АС и радиационной обстановке на площадке АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;
средств связи с блочными пунктами управления (блочными щитами управления), резервными пунктами управления (резервными щитами управления) блоками АС, начальниками смен цехов (служб) АС, а также с организациями, осуществляющими действия по аварийному реагированию;
технических средств, необходимых для функционирования АЦ в условиях радиационно опасной ситуации;
технической документации для всех блоков данной АС;
средств аварийного электроснабжения АЦ.
37. На момент завоза ядерного топлива на АС материальные и технические средства, необходимые для обеспечения функционирования АЦ, должны быть полностью укомплектованы, а в дальнейшем находиться всегда в наличии в состоянии готовности к применению. Использование этих средств допускается только при осуществлении аварийного реагирования и при проведении учений и тренировок.
38. Руководство АС должно обеспечивать содержание, техническое обслуживание и ремонт АЦ, комплектование АЦ технической документацией.
39. Подразделение радиационной безопасности АС должно быть оснащено таким образом, чтобы в условиях радиационно опасных ситуаций на АС для целей аварийного реагирования выполнять:
контроль радиационной обстановки на территории площадки АС, в СЗЗ и зоне наблюдения;
анализ проб компонентов окружающей среды (например, воздуха, воды, почвы);
контроль и учет индивидуальных доз облучения работников (персонала) и лиц, привлекаемых к работам по локализации аварии и ликвидации ее последствий.
40. Оповещение населения производится с использованием локальной системы оповещения АС (далее - ЛСО). Запуск ЛСО осуществляется в автоматизированном режиме с одного из пультов управления, расположенных на рабочих местах начальника смены станции, а также в защищенных пунктах управления противоаварийными действиями, расположенных на территории промплощадки АС и в городе при АС. Пульт управления ЛСО может устанавливаться на рабочем месте другого должностного лица (оператора), назначенного приказом (распоряжением) директора АС.
41. Для поддержания в постоянной готовности к работе автоматизированной ЛСО должны проводиться регламентные и контрольные проверки ее работоспособности.
42. Необходимо обеспечивать четкое разграничение между сообщениями, передаваемыми о реальных ситуациях, и сообщениями в целях проверок и тренировок. Сообщения, передаваемые в целях проверок и тренировок, должны иметь однозначно трактуемое название ("Проверка", "Учение", "Тренировка").
43. Работники (персонал) АС и все лица, находящиеся на площадке АС и в СЗЗ, должны быть заранее проинструктированы о действиях после получения сигнала оповещения о введении на АС состояний "Аварийная готовность" и/или "Аварийная обстановка" при радиационно опасной ситуации.
44. Для осуществления проверок практических навыков и готовности к выполнению действий аварийного реагирования, а также всех организационных взаимосвязей эксплуатирующая организация и руководство АС должны обеспечивать организацию и проведение в установленные сроки противоаварийных учений и тренировок.
45. Противоаварийные учения с участием группы ОПАС и привлечением сил и средств ликвидации последствий радиационно опасных ситуаций должны проводиться эксплуатирующей организацией не реже одного раза в год согласно утвержденному эксплуатирующей организацией графику проведения противоаварийных учений.
46. Противоаварийные тренировки на АС с участием группы ОПАС и привлечением организаций, указанных в пунктах 20 и 21 настоящего Положения, должны проводиться по сценариям радиационных аварий согласно ежегодно разрабатываемому графику.
(п. 46 в ред. Приказа Ростехнадзора от 11.10.2016 N 415)
(см. текст в предыдущей редакции)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей