МНЕНИЕ

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

С.Д. КНЯЗЕВА

Вопрос об условиях участия в выборах граждан, имеющих или имевших судимость, неоднократно ставился перед Конституционным Судом Российской Федерации, который прежде последовательно указывал, что ее наличие может учитываться федеральным законодателем как при определении требований, предъявляемых к субъектам пассивного избирательного права, так и при закреплении порядка выдвижения кандидатов на выборные должности. Так, в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П им была сформулирована концептуальная правовая позиция, согласно которой правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; создавая соответствующие правовые механизмы, государство вправе предъявлять повышенные требования к репутации лиц, замещающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе использовать для достижения указанных целей определенные ограничения пассивного избирательного права.

Исходя из этого установленная оспариваемыми гражданином А.В. Барсуковым законоположениями обязанность кандидата сообщать в подаваемом в избирательную комиссию заявлении сведения о имеющейся или имевшейся судимости не может рассматриваться как лишенная разумного обоснования и выходящая за рамки законодательной дискреции.

Согласуется содержащееся в статьях 2 (подпункт 58) и 33 (пункт 2.1) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" правовое регулирование, предписывающее кандидатам осуществлять "раскрытие" информации о своей судимости, и с международно-правовыми нормами, что, в частности, находит подтверждение в Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 года), обращающей особое внимание на то, что подлинные выборы могут иметь место лишь в атмосфере, обеспечивающей выявление свободно выраженной воли народа, и, как следствие, немыслимы при отсутствии свободного доступа избирателей к информации о кандидатах (статья 9). Схожим образом и Руководящие принципы относительно выборов (Венеция, 5 - 6 июля 2002 года) связывают критерии свободного голосования с тем, что государства, соблюдая обязанность быть беспристрастными, должны заботиться о предоставлении избирателям возможности ознакомиться со списками кандидатов и отдельными кандидатами, участвующими в выборах (пункт 3.1).

Конституционная характеристика свободных выборов в качестве высшего непосредственного выражения власти народа (Конституция Российской Федерации, статья 3, часть 3) возлагает на федерального законодателя задачи поиска и нормативного закрепления таких избирательных процедур, которые в наибольшей степени отвечали бы интересам осознанного и ответственного волеизъявления избирателей, поскольку демократическая природа выборов сама по себе не может гарантировать их защиту от манипулирования электоральными настроениями граждан, в том числе в интересах проникновения на публичные выборные должности кандидатов, утаивших от избирателей криминальные факты своей биографии. С этой точки зрения возложение на кандидата обязанности указать в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о судимости (в случае если она снята или погашена - также сведения о дате снятия или погашения судимости), по сути, не может дискредитировать ни избирательный процесс в целом, ни отдельных его участников (субъектов).

Адресованное статьей 33 (пункт 2.1) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" всем кандидатам предписание довести до избирательных комиссий сведения о судимости не препятствует реализации пассивного избирательного права со стороны соответствующей категории граждан, а, выступая непременным условием его осуществления, лишь обязывает их сообщить определенный объем информации об определенных фактах их прошлого уголовно-противоправного поведения. Этим оно принципиально отличается от установленных подпунктами "а", "а.1", "а.2" и "б" пункта 3.2 статьи 4 названного Федерального закона ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных в отношении граждан, судимых за тяжкие и (или) особо тяжкие преступления, а также преступления экстремистской направленности. Тем не менее не стоит упускать из виду, что неисполнение (либо ненадлежащее исполнение) такой обязанности является основанием для отказа в регистрации (отмены регистрации) кандидата, а потому оспоренные законоположения могут оказывать существенное влияние на выдвижение и регистрацию кандидатов.

Соответственно, в силу статей 1 (часть 1), 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2), 18 и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации законодатель должен таким образом формулировать нормы, обязывающие граждан, претендующих на электоральный статус кандидата, сообщать сведения о наличии у них судимости, чтобы они в полной мере отвечали вытекающему из принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства требованию определенности, ясности и непротиворечивости правового регулирования. В противном случае любая, даже малейшая законодательная "оплошность" (двусмысленность, недосказанность, несогласованность и т.п.) будет создавать юридические предпосылки для дезориентации участников электоральных правоотношений и произвольного применения правил, опосредующих порядок осуществления права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

Устанавливая обязанность кандидата сообщать сведения о судимости, подпункт 58 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" относит к ним данные о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Из буквального содержания этой нормы следует, что она закрепляет объем сведений, которые кандидат должен сообщить в своем заявлении о согласии баллотироваться, если у него когда-либо имелась судимость. Ее адекватное восприятие позволяет утверждать, что предназначение оспоренных законоположений состоит в предписании лицу, когда-либо имевшему судимость, обязанности сообщить в заявлении о согласии на свое выдвижение кандидатом сведения о номере (номерах) и наименовании (наименованиях) статьи (статей) кодекса (закона), на основании которых он был осужден, а если судимость снята или погашена - также сведения о дате снятия или погашения судимости. Это означает, что, не решая вопрос о том, кто именно признается имеющим (имевшим) судимость, статьи 2 (подпункт 58) и 33 (пункт 2.1) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по существу, рассчитаны исключительно на установление правовых последствий судимости в электоральной сфере. В своей совокупности они лишь требуют предоставления сведений о судимости от тех, у кого она когда-либо имелась, и, устанавливая закрытый перечень таких сведений, предполагают недопустимость испрашивания иной информации (дате вынесения приговора, виде и размере назначенного наказания и т.д.).

Отсутствие в законодательстве о выборах дефиниции судимости вполне укладывается в логику отраслевой структуры российского права, а стало быть, она - равно как иные уголовно-правовые категории, используемые избирательным законодательством (тяжкие и особо тяжкие преступления, лишение свободы и др.), - может быть осмыслена только с опорой на Уголовный кодекс Российской Федерации. Поэтому о судимости едва ли оправданно говорить без анализа статьи 86 "Судимость" данного Кодекса, согласно которой лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости (часть 1); лицо, освобожденное от отбывания наказания, считается несудимым (часть 2).

Как уже отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, по своей правовой природе институт судимости как уголовно-правового средства в первую очередь имеет значение для реализации уголовной ответственности; выявление его подлинного смысла невозможно вне связи с предметом регулирования уголовного законодательства; уголовно-правовые последствия судимости направлены на достижение целей уголовной ответственности и наказания, усиления исправительного воздействия на осужденного, предупреждения новых преступлений; вместе с тем в российской правовой системе не исключены и общеправовые - не связанные с уголовно-правовыми отношениями - последствия судимости, которые могут проявлять себя в административном, трудовом, семейном и иных отраслях права и заключаться в установлении ограничительных условий для реализации тех или иных прав и свобод (постановления от 19 марта 2003 года N 3-П и от 10 октября 2013 года N 20-П). В контексте приведенных правовых позиций очевидно, что при многообразии юридических последствий судимости, которые могут устанавливаться нормами различной отраслевой принадлежности, сама судимость обладает уголовно-правовой идентичностью, не предполагающей - даже в минимальной степени - своей диверсификации.

С учетом же уголовно-правового определения судимости, закрепленного в статье 86 УК Российской Федерации, и принимая во внимание, что любые попытки иной ее интерпретации не находят в действующей системе правового регулирования какого-либо легального (нормативного) подтверждения, оспоренные заявителем законоположения не могут быть квалифицированы как распространяющие обязанность исполнения требований статьи 33 (пункт 2.1) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на лиц, освобожденных при вынесении обвинительного приговора от наказания, в том числе вследствие акта об амнистии.

История развития отечественного избирательного законодательства после принятия Конституции Российской Федерации свидетельствует, что вопрос об условиях участия в выборах в качестве кандидатов граждан, имеющих судимость, решался в нем по-разному. На начальном этапе (1993 - 2002) оно не предусматривало никаких особенностей реализации пассивного избирательного права со стороны таких лиц. Граждане, имевшие судимость, в том числе неснятую или непогашенную, могли выдвигаться кандидатами на выборах на общих основаниях; сообщение ими сведений о судимости не требовалось; доведение до избирателей соответствующей информации оставалось уделом соперников и средств массовой информации.

С принятием Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" отношение к участию в выборах в качестве избирателей ранее судимых граждан изменилось: на них была возложена обязанность указывать в заявлении о согласии баллотироваться сведения о судимости, если таковая не снята или не погашена; снятие и погашение судимости освобождало лицо от необходимости отражения в избирательных документах информации об имевшейся у него в прошлом судимости. Что же касается граждан, считающихся согласно статье 86 (часть вторая) УК Российской Федерации несудимыми, то они, и в этом наблюдалось полное единодушие всех правоприменителей, не обременялись соответствующей обязанностью, так как иное не только прямо противоречило бы отсутствию у них судимости, но и, более того, порождало бы необходимость бессрочного - в отличие от граждан со снятой (погашенной) судимостью - информирования избирателей о фактах вынесения в отношении них обвинительного приговора.

Внесенные Федеральным законом от 21 февраля 2014 года N 19-ФЗ в статьи 2 и 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" изменения, касающиеся условий участия в выборах ранее судимых граждан, заметно "осложнили" их электоральное положение. В соответствии с этими изменениями от граждан, реализующих пассивное избирательное право, в настоящее время требуется указывать в заявлении о согласии баллотироваться сведения о когда-либо имевшихся судимостях, даже если эти судимости сняты или погашены; в случае снятия или погашения судимости ими дополнительно должна указываться дата такого снятия или погашения.

Сопоставление действующей редакции оспоренных законоположений с предшествующим ей законодательным текстом показывает, что в плане обозначения сведений о судимости они - если абстрагироваться от нововведений, связанных со снятой (погашенной) судимостью, - не претерпели никаких корректировок, которые позволяли бы прийти к выводу, согласно которому от граждан, считающихся несудимыми в соответствии со статьей 86 (часть вторая) УК Российской Федерации, сегодня - в том или ином виде - требуется исполнение предусмотренной статьей 33 (пункт 2.1) Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязанности.

На этом, по большому счету, можно было бы остановиться. Однако, как хорошо известно, при применении правовых норм значение имеет не только их содержание, но и интерпретация, в особенности усилиями полномочных субъектов юрисдикционной деятельности. Не случайно статья 74 (часть вторая) Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" прямо предписывает Конституционному Суду оценивать проверяемые законоположения исходя как из буквального их смысла, так и из смысла, придаваемого им официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также с учетом их места в системе правовых норм.

Знакомство с практикой организации и проведения выборов показывает, что в применении оспоренных законоположений по отношению к гражданам, считающимся несудимыми (часть вторая статьи 86 УК Российской Федерации), к сожалению, наблюдаются серьезные разногласия. Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации в подготовленном для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Методическом письме по отдельным вопросам организации проверок достоверности сведений о судимости кандидатов и наличия у них пассивного избирательного права от 5 мая 2015 года ориентируют организаторов выборов на то, что если лицо освобождено от наказания на основании акта об амнистии до вступления обвинительного приговора суда в законную силу, то оно считается несудимым и указывать сведения о судимости в заявлении о согласии баллотироваться ему не требуется.

Суды общей юрисдикции, включая Верховный Суд Российской Федерации, напротив, руководствуются тем, что обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) имплицитно предполагает необходимость сообщения в заявлении о согласии баллотироваться обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора, поскольку избирателям должна быть доступна информация о всех случаях, когда он был признан виновным в совершении преступления, даже если вынесение обвинительного приговора не повлекло применения наказания и наступления уголовно-правового состояния судимости.

В результате в решениях избирательных комиссий и судебных актах легко можно обнаружить примеры прямо противоположных, взаимоисключающих трактовок оспоренных законоположений, благодаря чему в одних российских регионах такие граждане, как А.В. Барсуков, не допускаются к участию в выборах в качестве кандидатов, если не укажут в заявлении о согласии баллотироваться сведения о вынесенном в отношении них обвинительном приговоре, а в других - спокойно реализуют свое пассивное избирательное право без указания соответствующих сведений. При таких обстоятельствах положения подпункта 58 статьи 2 и пункта 2.1 статьи 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выглядят - применительно к конституционным параметрам качества закона в правовом государстве - далеко не безупречно и вследствие этого нуждаются в проверке на соответствие Конституции Российской Федерации, главным образом ее статьям 1 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1) и 32 (часть 2). Иначе обеспечение действительного равенства перед законом и судом граждан, считающихся согласно статье 86 (часть вторая) УК Российской Федерации несудимыми, в случае их участия в выборах в качестве кандидатов может быть поставлено под сомнение.

В заключение, предвидя возможные упреки в проявлении излишней "заботы" об электоральных правах представителей криминального сообщества, хотел бы специально подчеркнуть, что вовсе не отвергаю возможности требовать от упомянутых в статье 86 (часть вторая) УК Российской Федерации граждан в качестве условия осуществления пассивного избирательного права предоставления сведений о всех фактах вынесения в отношении них обвинительного приговора. Если федеральный законодатель сочтет это целесообразным, он может обязать кандидатов указывать в заявлении о согласии баллотироваться на выборах - наряду со сведениями о судимости - и эту информацию. Но до тех пор, пока такое требование ясно и недвусмысленно не отражено ни в оспоренных, ни в других статьях Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предъявление к лицам, считающимся согласно статье 86 (часть вторая) УК Российской Федерации несудимыми, претензий по поводу умолчания о соответствующих фактах не основано на законе, а стало быть, не может рассматриваться как согласующееся с конституционными принципами правового государства, верховенства права, юридического равенства и поддержания доверия к закону и действиям публичной власти.