Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для бригад, осуществляющих сопровождение транспортируемого подвижного состава (новых при получении с завода-изготовителя, в ремонт и из ремонта, для производства путевых работ) (далее - Инструкция) устанавливает основные требования безопасности труда для бригад, осуществляющих сопровождение транспортируемого подвижного состава (новых при получении с завода изготовителя, в ремонт и из ремонта, для производства путевых работ) (далее - ТрПС).

1.2. Приказом по структурному подразделению организуется бригада для сопровождения ТрПС из числа машинистов с правом управления данным ТрПС, один из машинистов назначается старшим.

1.3. ТрПС транспортируется следующими основными способами:

отдельным локомотивом, в составе хозяйственного поезда или другой единицей специального железнодорожного подвижного состава (далее - локомотив);

погруженным на платформу;

своим ходом.

1.4. Бригада в процессе сопровождения ТрПС должна находиться в вагоне сопровождения или в кабине ТрПС.

1.5. В структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД" разрабатывают инструкцию по охране труда с учетом местных условий (организационных форм эксплуатации техники, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для ее эксплуатации и ремонта и т.п.) и требований:

Правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД" ПОТ РЖД-4100612-ЦП-ЦДРП-022-2013;

настоящей Инструкции;

руководства по эксплуатации ТрПС.

1.6. К самостоятельной работе в составе бригады допускаются лица, не моложе 18 лет, работающие в ОАО "РЖД" в качестве машиниста ТрПС и прошедшие в установленном порядке обязательный предварительный (при поступлении на работу) медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, противопожарный инструктаж, обучение, и проверку знаний требований охраны труда, электробезопасности (в объеме своих обязанностей), согласно нормативным документам, действующим в ОАО "РЖД", должностным инструкциям, инструкции по охране труда с учетом местных условий.

1.7. Членам бригады запрещается находиться на работе и выполнять работу в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.

1.8. Члены бригады должны знать:

устройство и принцип действия оборудования ТрПС и его компонентов, правила их эксплуатации, обслуживания и ремонта в объеме своих обязанностей;

безопасные методы выполнения поручаемой работы;

Трудовой кодекс Российской Федерации в объеме своих должностных обязанностей;

правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станций, структурного подразделения, негабаритные места;

телефоны экстренных служб;

правила внутреннего трудового распорядка;

способы оказания первой помощи пострадавшим;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Инструкцию по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации;

Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации;

Правила по охране труда, экологической и промышленной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);

Правила по охране труда при работах на высоте;

требования настоящей Инструкции;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения места возникшего препятствия для движения поездов;

типы первичных средств пожаротушения (огнетушителей) и порядок приведения их в действие;

требования безопасности при эксплуатации тормозных и сцепных устройств;

требования безопасности при использовании систем пожаротушения;

телефоны экстренных служб;

требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;

порядок действий при передаче информации по системе "Работник на пути";

сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;

правила пользования средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

место расположения медицинской аптечки;

правила личной гигиены.

1.9. Члены бригады должны:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

соблюдать требования безопасности при следовании на работу, с работы при нахождении на путях, при подъеме сходе с ТрПС или вагона сопровождения;

выполнять только входящую в их обязанности работу;

применять безопасные приемы выполнения работ;

соблюдать правила личной гигиены и производственной санитарии;

соблюдать требования электробезопасности;

соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

сохранять в исправном состоянии (кроме случаев транспортировки неисправного ТрПС) и содержать в чистоте оборудование и инвентарь;

носить во время работы специальную одежду, специальную обувь, содержать ее в исправном состоянии и чистоте, а при необходимости пользоваться СИЗ;

при транспортировании ТрПС своим ходом руководствоваться требованиями нормативных документов, принятых в ОАО "РЖД";

при сопровождении ТрПС в вагоне сопровождения бригада должна содержать в исправном состоянии и чистоте оборудование и инвентарь вагона сопровождения;

следить за исправностью ходовой части, систем, механизмов, предохранительных узлов, средств связи и осветительных приборов на ТрПС или вагоне сопровождения с соблюдением мер безопасности;

следить за наличием медицинской аптечки, систем и средств пожаротушения и СИЗ;

оказывать первую помощь пострадавшим;

принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций и знать порядок действий при их возникновении;

закреплять подвижной состав от самопроизвольного ухода сопровождаемое ТрПС или вагона сопровождения на маршруты следования железнодорожного подвижного состава.

Запрещается:

допускать пребывание на ТрПС и в вагоне сопровождения посторонних лиц;

исполнять обязанности в болезненном или утомленном состоянии;

пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами во время производства работ и нахождения на железнодорожном пути;

пользоваться неисправными СИЗ;

держать открытыми подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты и пульты управления, находящиеся под напряжением.

Кроме того, при транспортировании ТрПС своим ходом бригаде запрещается:

ремонтировать и регулировать электрическое оборудование, радиооборудование, блок навигационного управления и системы безопасности;

оставлять ТрПС с работающим двигателем без присмотра;

прикасаться к выхлопной трубе при работающем или только что остановленном дизеле;

включать оборудование, вращающиеся части которого не защищены ограждающими сетками или щитками.

1.10. Режимы труда и отдыха членов бригады должен устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденных приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7, а также с правилами внутреннего трудового распорядка с учетом местных особенностей работы.

1.11. Во время работы на бригаду могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), подвижные части оборудования ТрПС;

повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

повышенная или пониженная температура воздуха;

повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования и инструмента;

повышенный уровень шума и вибрации (при сопровождении ТрПС в переоборудованных крытых грузовых вагонах, кабине ТрПС или своим ходом);

возможно, превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно-фиброгенного действия;

выполнение работ на высоте;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток.

1.12. Бригада обеспечивается специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ (в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н) по основной профессии.

1.13. В случае возникновения любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья работники должны сообщать о происшествии машинисту локомотива и непосредственному руководителю и приступить к оказанию первой помощи.

При транспортировании ТрПС своим ходом члены бригады должны сообщать о происшествиях поездному диспетчеру или дежурному по станции.

Пострадавшие работники должны обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

1.14. Обо всех выявленных нарушениях настоящей Инструкции и обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, средств пожаротушения и СИЗ работники должны сообщать непосредственному руководителю (в случае обнаружения до начала транспортирования, после прибытия или при движении своим ходом), а также машинисту локомотива (в случае обнаружения в пути). При обнаружении любых неисправностей радио- и электрооборудования или возникновении короткого замыкания бригада должна сообщить руководителю работ и отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей, при транспортировке своим ходом дополнительно запрещается отключать сигнализацию нагрева букс.

1.15. Бригада должна соблюдать правила личной гигиены:

при длительном сопровождении личная и специальная одежда и обувь должны храниться раздельно в оборудованных для этого местах вагона сопровождения;

содержать места для хранения спецодежды в чистоте и порядке;

использовать разрешенные к применению очищающие пасты, после работ с вредными веществами;

тщательно мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

для питья использовать воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается принимать пищу, хранить пищевые продукты на рабочих местах и пользоваться для питья водой из случайных источников.

1.16. При нахождении на железнодорожных путях бригада должна соблюдать следующие требования безопасности:

быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению;

проходить вдоль путей по обочине в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса или посередине междупутья, если его ширина более 4100 мм, обращая внимание на движущиеся по смежным путям подвижные составы;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масленые пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается, при наличии, пользоваться переходными площадками вагонов. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагон, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место схода на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, в темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствие движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м при этом следует идти посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;

в случае нахождения между движущимися по смежным путям подвижными составами, следует немедленно присесть или лечь на землю параллельно путям, дождаться проследования или остановки подвижного состава по одному из путей и лишь после этого снова идти по междупутью;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники должны сойти с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, а на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч) на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода поезда.

Запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить внутри рельсовой колеи и по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;

находиться в междупутье при движении подвижных составов по смежным путям, расстояние между которыми менее 4100 мм;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста, вне площадки убежища, во время прохода подвижного состава;

находиться на территории железнодорожных станций, дистанций пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава.

1.17. При следовании к месту стоянки ТрПС или передвижениях по территории железнодорожной станции следует соблюдать следующие требования:

проход к месту стоянки ТрПС должен осуществляться согласно маршруту служебного прохода, разработанным установленным порядком;

переходить железнодорожные пути по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", по пешеходным мостам и настилам, тоннелям, переездам, путепроводам;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается подвижной состав;

проходить по мосту по исправным тротуарам или настилам;

остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте, выходя из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижных составов и выходить на путь, убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.

1.18. Бригада должна соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не наступать на электрические провода и кабели;

не касаться оголенных проводов, корпусов шкафов с включенным электрооборудованием;

не включать электрооборудование с неисправным заземлением;

при обслуживании электрооборудования использовать диэлектрические перчатки, боты, коврик, инструмент с двухслойной, трехслойной изоляцией.

Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:

приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

приближаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи на расстояние менее 8 м.

1.19. Бригада должна выполнять следующие требования пожарной безопасности:

содержать огнетушители в постоянной готовности к применению;

своевременно приводить в действие систему пожаротушения;

убедиться в исправности систем пожарной сигнализации и пожаротушения;

убедиться в том, что на электрооборудование не попадало топливо и масло;

следить за отсутствием утечек в топливной, масляной и выхлопной системах силовой установки;

уметь пользоваться боковыми окнами в качестве аварийного выхода и навесной спасательной лестницей ССС-К;

уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и СИЗ и знать места их расположения.

Запрещается:

перевозить горюче-смазочные материалы и взрывоопасные вещества;

держать открытым топливный бак, производить заправку и очистку топливного бака при работающем дизеле;

отогревать и освещать открытым огнем системы ТрПС;

применять электробытовые приборы и потребители электроэнергии, не предусмотренные электрической схемой ТрПС (не включенные в перечень разрешенных к применению);

загромождать проходы предметами, препятствующими использованию огнетушителей и свободному выходу из кабины;

сушить специальную одежду на дизеле;

эксплуатировать ТрПС при наличии течи в топливных, масляных и гидравлических системах;

пользоваться самодельными вставками или плавкими вставками с завышенными от номинального значения токовыми показателями;

пользоваться временной или неисправной электропроводкой;

проводить переоборудование электрической сети ТрПС без проекта переоборудования;

тушить пожар в самоспасателях;

курить в кабине и вблизи ТрПС и вагона сопровождения.

1.20. Ответственность за правильную транспортировку ТрПС и за соблюдение требований охраны труда во время транспортировки несет старший в бригаде.

Члены бригады, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.