1. Общие требования охраны труда
1.1. Настоящая Инструкция по охране труда для машиниста и помощника машиниста снегоуборочного самоходного поезда ПСС-1К (далее - Инструкция) устанавливает основные требования безопасности труда для машиниста и помощника машиниста (далее - машинист и помощник) при работе на снегоуборочном самоходном поезде ПСС-1К (далее - поезд) и его обслуживании.
1.2. В структурных подразделениях разрабатывают инструкцию с учетом местных условий (организационных форм эксплуатации техники, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для ее эксплуатации и ремонта и т.п.) и требований:
Правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД" ПОТ РЖД-4100612-ЦП-ЦДРП-022-2013;
Инструкции по охране труда для машинистов железнодорожных строительных машин ИОТ РЖД-4100612-ЦДРП-036-2012;
1.3. За поездом приказом по структурному подразделению закрепляется постоянный обслуживающий персонал: машинист и помощник машиниста.
1.4. К самостоятельной работе на поезде допускаются работники не моложе 18 лет, при наличии удостоверения на право обслуживания поезда, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие в установленном порядке:
медицинские осмотры (предварительный, периодический);
вводный инструктаж по охране труда;
первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, с практическим показом безопасных приемов и методов работы;
инструктаж по пожарной безопасности;
обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;
обучение и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности;
обучение в специализированных организациях на выполнение данной работы и имеющие квалификационное удостоверение по профессии;
обучение и проверку знаний по электробезопасности с присвоением группы по электробезопасности не ниже III;
проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (в объеме должностных обязанностей) согласно нормативным документам, действующим в ОАО "РЖД", должностным инструкциям, инструкциям по охране труда, разработанным с учетом местных условий.
1.5. К выполнению работ на высоте допускаются машинисты, не имеющие медицинских противопоказаний и обученные безопасному выполнению работ в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте.
1.6. Машинист должен иметь шестой, а помощник пятый квалификационный разряд.
1.7. Машинист и помощник во время проведения вводного инструктажа, должны пройти обучение по изучению порядка действий при возникновении чрезвычайной (аварийной) ситуации и оказанию первой помощи пострадавшим.
1.8. Машинисту и помощнику запрещается находиться на работе и выполнять работу в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения.
1.9. Машинист и помощник должны знать:
устройство и принцип действия оборудования поезда и его компонентов, правила их эксплуатации, обслуживания и ремонта в объеме должностных обязанностей;
безопасные методы выполнения поручаемой работы;
Трудовой кодекс Российской Федерации в объеме должностных обязанностей;
Правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станций, структурного подразделения, негабаритные места;
правила внутреннего трудового распорядка;
способы оказания первой помощи пострадавшим;
Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Инструкцию по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации;
Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации;
Правила по охране труда, экологической и промышленной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";
Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);
Правила по охране труда при работах на высоте;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения места возникшего препятствия для движения поездов;
типы первичных средств пожаротушения (огнетушителей) и порядок приведения их в действие;
требования безопасности при эксплуатации тормозных и сцепных устройств;
требования безопасности при использовании систем пожаротушения;
требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;
порядок действий при передаче информации по системе "Работник на пути";
сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;
правила пользования средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);
место расположения медицинской аптечки;
требования настоящей Инструкции.
1.10. Машинист и помощник обязаны:
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;
соблюдать требования безопасности при следовании на работу, с работы при нахождении на железнодорожных путях, при подъеме или сходе с машины;
выполнять только входящую в их обязанности работу или работу, порученную руководителем работ;
применять безопасные приемы выполнения работ;
носить во время работы специальную одежду, специальную обувь, содержать ее в исправном состоянии и чистоте, а при необходимости пользоваться СИЗ;
соблюдать правила личной гигиены и производственной санитарии;
соблюдать требования электробезопасности;
соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;
руководствоваться в работе требованиями запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых составителями поездов и другими машинистами железнодорожного транспорта;
следить за исправностью ходовой части, систем, механизмов, предохранительных узлов, средств связи и осветительных приборов с соблюдением мер безопасности;
следить за наличием медицинской аптечки, систем и средств пожаротушения и СИЗ;
оказывать первую помощь пострадавшим;
принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций и знать порядок действий при их возникновении;
закреплять подвижной состав от самопроизвольного ухода поезда на маршруты следования железнодорожного подвижного состава;
Машинисту и помощнику запрещается:
допускать пребывание на поезде посторонних лиц;
исполнение обязанностей в болезненном или утомленном состоянии;
пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами во время производства работ и нахождения на железнодорожном пути;
приступать к выполнению новой, не связанной с их прямыми обязанностями, работы без получения от руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;
пользоваться неисправными СИЗ;
оставлять поезд с работающим дизелем без присмотра;
прикасаться к выхлопной трубе при работающем или только что остановленном дизеле;
включать оборудование, вращающиеся части которого, не защищены ограждающими сетками или щитками;
держать открытыми подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты и пульты управления, находящиеся под напряжением;
ремонтировать и регулировать электрическое оборудование, радиооборудование, блок навигационного управления и системы безопасности.
1.11. В процессе работы машинист и помощник должны систематически повышать свои практические и теоретические знания по охраны труда, пожарной и электробезопасности и проходить:
обучение по охране труда в установленные сроки;
повторные инструктажи по охране труда, правилам пользования и способам проверки исправности СИЗ с тренировкой навыков их применения - не реже 1 раза в 3 месяца;
внеплановые инструктажи по охране труда;
повторный инструктаж по пожарной безопасности - не реже 1 раза в 6 месяцев;
проверку знаний по электробезопасности - ежегодно;
очередную и при необходимости внеочередную проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.
1.12. Режимы труда и отдыха машиниста и помощника должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденным приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7, а также с правилами внутреннего трудового распорядка.
1.13. Во время работы на машиниста и помощника могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся железнодорожный подвижной состав, (далее - подвижной состав), транспортные средства, вращающиеся части оборудования;
повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;
повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
пониженная температура воздуха рабочей зоны;
пониженная температура поверхностей оборудования и инструмента;
превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;
воздействие электрического тока высокого напряжения.
1.14. Машинист и помощник должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ (в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н, пункт 346):
ботинки или сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве;
перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;
перчатки диэлектрические дежурные;
боты диэлектрические дежурные;
нарукавники из полимерных материалов;
жилет сигнальный 2 класса защиты;
костюм для защиты от пониженных температур "Механик";
шапка-ушанка со звукопроводными вставками;
рукавицы или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;
сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;
подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску);
сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом климатических поясах или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом;
полушубок или полупальто на меховой подкладке, или куртка на меховой подкладке.
Выдаваемые специальная одежда и обувь, СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения работника.
Дополнительно машинисту и помощнику поезда должны выдавать защитные и регенерирующие кремы, очищающие пасты для рук при выполнении работ, связанных с трудносмываемыми смазками, маслами и нефтепродуктами.
1.15. Машинист и помощник должны соблюдать правила личной гигиены:
личная и специальная одежда и обувь должны храниться раздельно в специально оборудованных для этого работодателем санитарно-бытовых помещениях, в отдельных шкафчиках;
содержать места для хранения спецодежды в чистоте и порядке;
следить за исправностью специальной одежды и обуви (их обеспечение, хранение, ремонт, стирка и химчистка осуществляется за счет средств работодателя);
использовать разрешенные к применению очищающие пасты, после работ с вредными веществами;
тщательно мыть руки с мылом перед приемом пищи;
принимать пищу только в оборудованных для этого местах;
для питья использовать воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.
принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах и пользоваться для питья водой из случайных источников;
хранить на поезде специальную одежду и обувь.
1.16. В случае возникновения любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья машинист или помощник должен сообщить о происшествии машинисту тягово-энергетической секции (далее - ТЭС) и непосредственному руководителю во время транспортировки поезда ТЭС и поездному диспетчеру или дежурному по станции, руководителю работ и непосредственному руководителю во время работы поезда и приступить к оказанию первой помощи.
Пострадавшие работники должны обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.
1.17. Машинист или помощник должны сообщать руководителю обо всех нарушениях настоящей Инструкции и обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, средств пожаротушения, СИЗ. При обнаружении любых неисправностей радио и электрооборудования или возникновении короткого замыкания, машинист должен отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей и сигнализации нагрева букс, и сообщить машинисту ТЭС и руководителю работ.
1.18. При выполнении работ и нахождении на железнодорожных путях машинисты и помощники, должны соблюдать следующие требования безопасности:
быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению;
проходить вдоль путей по обочине в стороне от пути или по обочине земляного полотна не ближе 2,5 м от крайнего рельса или посередине междупутья, если его ширина более 4100 мм, обращая внимание на движущиеся по смежным путям подвижные составы;
переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;
при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается, при наличии, пользоваться переходными площадками вагонов. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место схода на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, в темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствие движущегося по смежному пути подвижного состава;
проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;
обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки;
в случае нахождения между движущимися по смежным путям подвижными составами, следует немедленно присесть или лечь на землю параллельно путям, дождаться проследования или остановки подвижного состава по одному из путей и лишь после этого снова идти по междупутью;
при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники должны сойти с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, а на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч) на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода поезда.
становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;
переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;
переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;
пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под подвижным составом инструмент, приборы и материалы;
находиться в междупутье при движении подвижных составов по смежным путям, расстояние между которыми менее 4100 мм;
садиться и проезжать на подножках подвижного состава;
прислоняться к незакрепленному стоящему подвижному составу;
стоять на настиле у перил моста, вне площадки убежища, во время прохода подвижного состава;
находиться на территории железнодорожных станций, дистанций пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава.
1.19. При следовании на работу и с работы к месту стоянки поезда или передвижениях по территории железнодорожной станции или предприятия машинисту и помощнику следует соблюдать следующие требования:
проход к месту стоянки поезда должен осуществляться согласно маршруту служебного прохода, разработанным установленным порядком;
переходить железнодорожные пути по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", по пешеходным мостам и настилам, тоннелям, переездам, путепроводам;
проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается подвижной состав;
проходить по мосту по исправным тротуарам или настилам;
остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте, выходя из помещения или иного ярко освещенного места в ночное время;
смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;
следить за передвижением подвижных составов и выходить на путь, убедившись в их отсутствии;
следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых и оторванных лестниц, подножек;
учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.
1.20. Машинист и помощник должны соблюдать следующие общие требования электробезопасности:
не наступать на электрические провода и кабели;
не касаться оголенных проводов, корпусов шкафов с включенным электрооборудованием;
не включать электрооборудование с неисправным заземлением;
при обслуживании электрооборудования использовать диэлектрические перчатки, боты, коврик, инструмент с двухслойной, трехслойной изоляцией.
Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:
приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;
прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;
приближаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи на расстояние менее 8 м.
1.21. Машинист и помощник должны выполнять следующие требования пожарной безопасности:
пройти обучение со сдачей зачета на умение пользоваться средствами пожаротушения, имеющимися на поезде. Без соответствующей подготовки и сдачи зачета машинист и помощник к работе не допускаются;
своевременно приводить в действие систему пожаротушения;
следить за отсутствием утечек в топливной, масляной и выхлопной системах силовой установки;
следить за исправностью систем пожарной сигнализации и пожаротушения;
содержать огнетушители в постоянной готовности к применению;
следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, соединения проводов были надежно изолированы и закреплены.
следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо и масло;
уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и СИЗ, знать места их расположения;
уметь пользоваться боковыми окнами в качестве аварийного выхода и навесной спасательной лестницей ССС-К;
содержать в чистоте внутренние помещения поезда.
эксплуатировать поезд при наличии течи в топливных, масляных и гидравлических системах;
держать открытым топливный бак, производить заправку и очистку топливного бака при работающем дизеле;
перевозить горюче-смазочные материалы и взрывоопасные вещества;
очищать горючими жидкостями кузов, детали и агрегаты;
промывать детали и узлы в бензине, керосине или других растворителях без специальных перчаток и в неположенном месте;
допускать скопление ветоши, пропитанной горючими веществами;
отогревать и освещать открытым огнем системы поезда;
применять электробытовые приборы и потребители электроэнергии, не предусмотренные электрической схемой поезда (не включенные в перечень разрешенных к применению);
оставлять временные и свободно висящие провода;
тушить пожар в самоспасателях;
применять самодельные предохранители вместо плавких вставок или плавкими вставками с завышенными от номинального значения токовыми показателями;
пользоваться временной или неисправной электропроводкой;
проводить переоборудование электрической сети поезда без проекта переоборудования;
загромождать проходы предметами, препятствующими использованию огнетушителей и свободному выходу из кабины;
курить в кабине и вблизи поезда.
1.22. Ответственность за правильную эксплуатацию поезда и за соблюдение требований охраны труда во время его работы и обслуживания несет машинист.
Машинист и помощник, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
1.23. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (например, из-за отсутствия СИЗ или квалифицированного руководителя работ, наличие которых обязательно во время производства работ), машинист и помощник имеют право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
(п. 1.23 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 12.05.2017 N 907р)
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей