Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. На стоянках, в пути следования и при работе поезда могут возникнуть следующие основные аварии и аварийные ситуации:

возгорание, которое может привести к пожару или взрыву;

сход подвижного состава с рельсов;

саморасцепка поезда в пути следования;

обрыв контактного провода;

обрыв ленты конвейера;

дорожно-транспортное происшествие (ДТП);

наезд на человека.

4.2. Действия машиниста и помощника при возникновении аварии или аварийной ситуации:

прекратить работу в случае возникновения угрозы жизни и своему здоровью, а также угрозы жизни и здоровью остальных членов бригады;

сообщить о случившемся руководителю работ, поездному диспетчеру или дежурному по станции, далее выполнять их указания;

принять меры по устранению аварии или аварийной ситуации с целью предупреждения несчастных случаев;

принять участие в оказании первой помощи пострадавшему, используя имеющуюся медицинскую аптечку и подручные средства.

4.2.1. Действия при обнаружении задымления на поезде, появлении запаха дыма или открытого огня.

При управлении движением из ТЭС машинист поезда должен:

сообщить машинисту ТЭС и руководителю работ о возгорании.

При управлении из головной машины машинист должен:

остановить поезд в случае следования по перегону или при производстве путевых работ. Исключается остановка в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию людей и препятствующих тушению пожара;

подать сигнал пожарной тревоги (серия из одного длинного и двух коротких) одновременно с остановкой поезда;

сообщить поездному диспетчеру или дежурному по станции и руководителю работ (одновременно с остановкой поезда и подачей сигнала) для вызова пожарной охраны, указав место остановки (километр, пикет, путь);

привести в действие систему пожаротушения;

отключить электроэнергию;

произвести остановку дизеля (при его работе).

После этого машинист и помощник должны:

принять меры к эвакуации работников из опасной зоны;

покинуть опасную зону при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью, надев, в случае необходимости, СПИ-20 или ГДЗК;

при возможности произвести расцепку горящей части поезда от не горящей;

зафиксировать поезд ручным тормозом и башмаками;

закрыть двери и окна перед тушением пожара;

по возможности приступить к тушению пожара средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. После прибытия пожарного подразделения на место происшествия руководствоваться указаниями командного состава этого подразделения.

При тушении соблюдать следующие требования:

тушить горящие предметы водой, воздушно-пенными огнетушителями можно только после указания руководителя работ о том, что напряжение с контактной сети снято, и она заземлена;

тушить электрооборудование можно только воздушно-эмульсионные, углекислотными или порошковыми огнетушителями;

запрещается держаться за раструб углекислотного огнетушителя во время тушения (опасность отморожения рук).

4.2.2. При отцепке не горящей части поезда от горящей машинист должен подавать машинисту ТЭС сигналы, оградить свой и соседний железнодорожный путь на перегоне по указанию машиниста или руководителя работ в соответствии с Инструкцией по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации.

Закреплять отставленную и загоревшуюся части поезда необходимо в соответствии с Инструкцией по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации.

4.2.3. Машинист и помощник в случае обрыва цепи или ленты конвейера должны:

нажать кнопку экстренной остановки конвейера;

сообщить о случившемся руководителю работ и машинисту ТЭС;

принять меры к временному закреплению цепи для обеспечения возможности транспортировки поезда.

4.2.4. Машинист или помощник, при обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, а также свисающих с них посторонних предметов, обязан:

сообщить о случившемся другим работникам, руководителю работ и машинисту ТЭС;

оградить любыми подручными средствами и принять меры к недопущению приближения людей к оборванным проводам, касающимся земли, на расстояние менее 8 м;

оградить это место, как место препятствия, если оборванные провода контактной сети, линии электропередачи или их элементы выходят за габарит приближения строений и могут быть задеты при проходе поезда.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода в зоне растекания тока замыкания на землю (зоне "шаговых напряжений"), выходить из нее, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь, мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать ступни ног по земле, не отрывая их одну от другой.

4.2.5. При сходе с рельсов поезда и при устранении других аварийных последствий на месте аварии:

сообщить о сходе по радиостанции руководителю работ, идущим вслед подвижным составам и путевому диспетчеру или дежурному по станции;

сообщить место схода (километр, путь, пикет);

сообщить о наличии пострадавших;

сообщить о расположении, степени повреждения поезда;

сообщить о наличии габарита по соседнему пути;

сообщить о состоянии контактной сети;

охарактеризовать место схода (откос, болотистая местность и т.д.)

не допускать к месту схода посторонних лиц;

оградить место схода согласно Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации;

при обнаружении неприятного запаха от разлива или запыленности от рассыпания неизвестных, предположительно опасных или вредных веществ из подвижного состава, обойти данное место так, чтобы ветер не нес на работников пары или частицы этих веществ;

Запрещается:

курение;

разведение открытого огня и любые работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах утечки горючих газов.

4.2.6. Если на железнодорожном пути, который входит в маршрут движения подвижного состава, находится человек или автотранспортное средство машинист и помощник обязаны:

подавать оповестительный сигнал до того момента, пока человек или автотранспортное средство не покинет опасную зону;

применить экстренное торможение в случае возникновения угрозы наезда или столкновения (человек не реагирует на подаваемые звуковые сигналы, автотранспортное средство не покидает опасную зону).

4.2.7. В случае столкновения с автотранспортным средством машинист обязан:

сообщить о причинах остановки по радиосвязи дежурному по станции или поездному диспетчеру и машинистам встречных и попутных подвижных составов, находящихся на перегоне;

сообщить после осмотра места происшествия о наличии пострадавших, необходимости вызова скорой помощи, наличии габарита соседнего пути;

осмотреть подвижной состав и по возможности устранить неисправности, а при невозможности устранения сообщить об этом дежурному по станции или поездному диспетчеру;

затребовать при невозможности дальнейшего следования вспомогательный локомотив или восстановительный поезд (если в этом есть необходимость);

согласовать с дежурным по станции или поездным диспетчером порядок дальнейших действий в случае, если имеются пострадавшие, жертвы или нарушен габарит.

4.2.8. При наезде на человека машинист обязан:

сообщить о причинах остановки по радиосвязи поездному диспетчеру, дежурному по станции и машинистам встречных и попутных подвижных составов, находящихся на перегоне;

направить на место происшествия помощника, который обязан определить состояние пострадавшего и в случае, если пострадавший жив, оказать первую помощь, а в случае смертельного исхода, тело пострадавшего вынести за габарит подвижного состава и доложить машинисту о принятых мерах;

после получения информации от помощника о положении на месте происшествия, дальнейшие действия согласовать с дежурным по станции или поездным диспетчером, в случае остановки подвижного состава в пределах станции;

вызвать при необходимости через дежурного по станции или поездного диспетчера скорую помощь или, в зависимости от обстоятельств, доставить пострадавшего до станции.

4.2.9. При других авариях и аварийных ситуациях необходимо руководствоваться регламентом взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО "РЖД", деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО "РЖД".