Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция по охране труда предназначена для машинистов железнодорожных строительных машин при работе машины для оздоровления земляного полотна с интегрированной установкой для переработки (рециклинга) щебня AHM 800R (далее - Инструкция) устанавливает основные требования безопасности труда для обслуживающего персонала машины для оздоровления земляного полотна с интегрированной установкой для переработки (рециклинга) щебня AHM 800R (далее - машина).

1.2. В структурных подразделениях разрабатывают инструкцию по охране труда с учетом местных условий (организационных форм эксплуатации техники, мест и условий базирования, особенностей производственной базы для ее эксплуатации и ремонта и т.п.) и требований:

Правил по охране труда, экологической, промышленной и пожарной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД" ПОТ РЖД-4100612-ЦП-ЦДРП-022-2013;

Инструкции по охране труда для машинистов железнодорожных строительных машин ИОТ РЖД-4100612-ЦДРП-036-2012;

настоящей Инструкции;

руководства по эксплуатации.

1.3. За машиной приказом по структурному подразделению закрепляется постоянный обслуживающий персонал: старший машинист и семь машинистов (далее - машинисты).

1.4. К самостоятельной работе на машине допускаются работники не моложе 18 лет при наличии удостоверения на право обслуживания машины, не имеющие медицинских противопоказаний и прошедшие в установленном порядке:

медицинские осмотры (предварительный, периодический);

вводный инструктаж по охране труда;

первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, с практическим показом безопасных приемов и методов работы;

стажировку на рабочем месте;

инструктаж по пожарной безопасности;

обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;

обучение и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности;

обучение в специализированных организациях на выполнение данной работы и имеющие квалификационное удостоверение по профессии;

обучение и проверку знаний по электробезопасности и имеющие группу по электробезопасности не ниже III;

проверку знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации; Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации (в объеме должностных обязанностей) согласно нормативным документам, действующим в ОАО "РЖД", должностных инструкций, инструкции по охране труда с учетом местных условий.

1.5. К выполнению работ на высоте допускаются машинисты не имеющие медицинских противопоказаний и обученные безопасному выполнению работ в соответствии с Правилами по охране труда при работе на высоте.

1.6. Машинисты во время проведения вводного инструктажа, должны пройти обучение по изучению порядка действий при возникновении чрезвычайной (аварийной) ситуации и оказанию первой помощи пострадавшим.

1.7. Машинистам запрещается находиться на работе и выполнять работу в состоянии алкогольного, токсического, наркотического опьянения.

1.8. Машинисты должны знать:

устройство и принцип действия оборудования машины и ее компонентов, правила их эксплуатации и ремонта;

безопасные методы выполнения поручаемой работы;

Трудовой кодекс Российской Федерации в объеме должностных обязанностей;

Правила нахождения на железнодорожных путях, маршруты служебных проходов по территории станций, структурного подразделения, негабаритные места;

телефоны экстренных служб;

правила внутреннего трудового распорядка;

Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;

Инструкцию по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации;

Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации;

Правила по охране труда, экологической и промышленной безопасности при техническом обслуживании и ремонте объектов инфраструктуры путевого комплекса ОАО "РЖД";

Правила по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО "РЖД" (при проведении работ на скоростных и высокоскоростных линиях);

Правила по охране труда при работах на высоте;

видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения места возникшего препятствия для движения поездов;

типы первичных средств пожаротушения (огнетушителей) и порядок приведения их в действие;

требования безопасности при использовании систем пожаротушения;

правила применения и использования противопожарного оборудования и инвентаря;

действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы и меры защиты от их воздействия;

требования электробезопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии и правила личной гигиены;

сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;

требования безопасности при эксплуатации тормозных и сцепных устройств;

порядок действий при передаче информации по системе "Работник на пути";

правила пользования средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

место расположения медицинской аптечки;

требования настоящей Инструкции.

1.9. Машинисты должны:

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха;

соблюдать требования безопасности при следовании на работу, с работы при нахождении на железнодорожных путях, при подъеме, сходе с машины;

выполнять только входящую в их обязанности работу или работу, порученную руководителем работ или старшим машинистом машины;

применять безопасные приемы выполнения работ;

носить во время работы специальную одежду, специальную обувь, содержать ее в исправном состоянии и чистоте, а при необходимости пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты;

соблюдать правила личной гигиены и производственной санитарии;

соблюдать требования электробезопасности;

соблюдать требования пожарной безопасности, обладать практическими навыками использования противопожарного оборудования и инвентаря;

руководствоваться в работе требованиями запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта;

следить за исправностью ходовой части, систем, механизмов, предохранительных узлов, средств связи и осветительных приборов с соблюдением мер безопасности;

следить за наличием медицинской аптечки, систем и средств пожаротушения и СИЗ;

оказывать первую помощь пострадавшим;

принимать меры, направленные на предотвращение аварийных ситуаций, и знать порядок действий при их возникновении;

закреплять подвижной состав от самопроизвольного ухода поезда на маршруты следования железнодорожного подвижного состава.

Машинистам запрещается:

допускать пребывание на машине посторонних лиц;

исполнять обязанности в болезненном или утомленном состоянии;

пользоваться мобильными телефонами и другими мультимедийными устройствами во время производства работ и нахождения на железнодорожном пути;

приступать к выполнению новой, не связанной с их прямыми обязанностями, работы без получения от руководителя целевого инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

пользоваться неисправными СИЗ;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования, находящимся под напряжением;

наступать на электрические провода и кабели;

оставлять машину без присмотра с работающим дизелем;

прикасаться к выхлопной трубе при работающем или только что остановленном дизеле;

включать оборудование, вращающиеся части которого не защищены ограждающими сетками или щитками;

держать открытыми подвагонные ящики с высоковольтной аппаратурой и аккумуляторными батареями, распределительные щиты и пульты управления находящиеся под напряжением;

ремонтировать и регулировать радиооборудование, электрическое оборудование, системы кондиционирования воздуха, блок навигационного управления и системы безопасности;

находиться на машине вне зон, предназначенных для наблюдения за работой машины и прохода.

1.10. В процессе трудовой деятельности машинисты должны систематически повышать свои практические и теоретические знания по охране труда, пожарной и электробезопасности и проходить:

обучение по охране труда в установленные сроки;

повторные инструктажи по охране труда, правилам пользования и способам проверки исправности СИЗ с тренировкой навыков их применения - не реже 1 раза в 3 месяца;

внеплановые инструктажи по охране труда;

повторный инструктаж по пожарной безопасности - не реже 1 раза в 6 месяцев;

проверку знаний по электробезопасности - ежегодно;

очередную и при необходимости внеочередную проверку знания требований охраны труда в установленном порядке.

1.11. Режимы труда и отдыха машинистов должны устанавливаться в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов, утвержденных приказом МПС России от 5 марта 2004 г. N 7, а также правилами внутреннего трудового распорядка.

1.12. Во время работы на машинистов могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:

движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав);

подвижные части оборудования и рабочие органы машины;

перемещающиеся материалы верхнего строения пути;

повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;

повышенная температура воздуха рабочей зоны;

недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток;

превышение предельно-допустимых концентраций по химическим факторам и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия;

выполнение работ на высоте;

воздействие электрического тока высокого напряжения.

1.13. Машинисты должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ (в соответствии с нормами, утвержденными приказом Минздравсоцразвития России от 22.10.2008 N 582н пункт 346):

комплект "Механик-Л";

ботинки или сапоги юфтевые на маслобензостойкой подошве;

плащ для защиты от воды;

перчатки комбинированные или перчатки с полимерным покрытием;

перчатки диэлектрические дежурные;

боты диэлектрические дежурные;

очки защитные открытые;

наушники противошумные;

нарукавники из полимерных материалов;

каска защитная;

жилет сигнальный 2 класса защиты;

костюм для защиты от пониженных температур "Механик";

шапка-ушанка со звукопроводными вставками;

рукавицы или перчатки утепленные, или перчатки утепленные с защитным покрытием, нефтеморозостойкие;

сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве в I и II климатических поясах;

подшлемник для защиты от пониженных температур со звукопроводными вставками (под каску);

сапоги кожаные утепленные "СЕВЕР ЖД" в III, IV и особом климатических поясах или валенки (сапоги валяные) с резиновым низом.

Выдаваемые специальная одежда и обувь, СИЗ должны быть подобраны по росту, размерам и не сковывать движения работника.

Дополнительно работникам должны выдавать защитные и регенерирующие кремы, очищающие пасты для рук при выполнении работ, связанных с трудно смываемыми смазками, маслами и нефтепродуктами.

1.14. Машинисты должны соблюдать правила личной гигиены:

личная и специальная одежда и обувь должны храниться раздельно в специально оборудованных для этого работодателем санитарно-бытовых помещениях, в отдельных шкафчиках;

содержать места для хранения спецодежды в чистоте и порядке;

следить за исправностью личной одежды и обуви (их обеспечение, хранение, ремонт, стирка и химчистка осуществляется за счет средств работодателя);

использовать разрешенные к применению очищающие пасты, после работ с вредными веществами;

тщательно мыть руки с мылом перед приемом пищи;

принимать пищу только в оборудованных для этого местах;

для питья использовать воду из специально предназначенных для этой цели емкостей.

Запрещается:

принимать пищу и хранить пищевые продукты на рабочих местах и пользоваться для питья водой из случайных источников;

хранить на машине специальную одежду и обувь.

1.15. В случае возникновения любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, получения травмы, появления признаков отравления, ухудшения состояния здоровья машинист должен сообщить о происшествии машинисту локомотива (в пути следования), руководителю работ и непосредственному руководителю и приступить к оказанию первой помощи.

Пострадавшие работники должны обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение.

1.16. Машинист должен сообщать руководителю работ и непосредственному руководителю обо всех нарушениях настоящей Инструкции, обнаруженных неисправностях оборудования, механизмов, инвентаря, инструментов, приспособлений, средств пожаротушения, СИЗ. При обнаружении любых неисправностей радио и электрооборудования или возникновении короткого замыкания, машинист должен отключить все потребители электроэнергии, кроме цепей аварийного освещения, сигнальных хвостовых фонарей и сигнализации нагрева букс, и сообщить руководителю работ.

1.17. При нахождении на железнодорожных путях машинисты должны соблюдать следующие требования безопасности:

должны быть одеты в сигнальные жилеты со световозвращающими полосами с нанесенным трафаретом, указывающим принадлежность к структурному подразделению;

проходить вдоль путей в стороне от пути или по обочине земляного полотна на расстоянии не ближе 2,5 м от крайнего рельса или посередине междупутья, если его ширина более 4100 мм, обращая внимание на движущиеся по смежным путям подвижные составы;

переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы шпал и масляные пятна на шпалах, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося подвижного состава;

при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, разрешается, при наличии, пользоваться переходными площадками вагонов. Перед подъемом и при спуске с площадки необходимо предварительно убедиться в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем начать подъем на переходную площадку вагона, следует убедиться в отсутствии разрешающего показания светофора и звуковых сигналах, подаваемых перед отправлением состава. При подъеме на переходную площадку и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону, при этом руки должны быть свободны от каких-либо предметов. Перед спуском с переходной площадки вагона следует осмотреть место схода на предмет отсутствия посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе, в темное время суток место схода необходимо осветить фонарем. Перед спуском с переходной площадки вагона в междупутье необходимо убедиться в отсутствие движущегося по смежному пути подвижного состава;

проходить между расцепленными единицами подвижного состава, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м, при этом следует идти посередине разрыва;

обходить подвижной состав, стоящий на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;

обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

в случае нахождения между движущимися по смежным путям подвижными составами, следует немедленно присесть или лечь на землю параллельно путям, дождаться проследования или остановки подвижного состава по одному из путей и лишь после этого снова идти по междупутью;

при обнаружении (визуальном или звуковом) приближающегося подвижного состава работники должны сойти с путей на обочину земляного полотна (в ниши, убежища), а при отсутствии достаточного места - на обочину смежного пути, на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения поездов до 120 км/ч, не менее 4 м от крайнего рельса при установленных скоростях движения 121 - 140 км/ч, а на скоростных и высокоскоростных участках железной дороги (при установленных скоростях более 140 км/ч) на расстояние не менее 5 м от крайнего рельса за 10 минут до прохода поезда.

Запрещается:

становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;

ходить внутри рельсовой колеи и по концам шпал;

переходить стрелочные переводы, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;

переходить или перебегать через пути перед движущимся подвижным составом;

пролезать под стоящим подвижным составом, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент, приборы и материалы;

находиться в междупутье при движении подвижных составов по смежным путям, расстояние между которыми менее 4100 мм;

садиться и проезжать на подножках подвижного состава;

прислоняться к стоящему подвижному составу;

стоять на настиле у перил моста вне площадки убежища во время прохода поезда;

находиться на территории железнодорожной станции, дистанций пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава.

1.18. При следовании на работу и с работы, к месту стоянки машины или передвижениях по территории железнодорожной станции машинистам следует соблюдать следующие требования:

проход к месту стоянки машины должен осуществляться согласно маршруту служебного прохода, разработанному установленным порядком;

переходить железнодорожные пути по установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход", по пешеходным мостам и настилам, тоннелям, переездам, путепроводам;

проходить по железнодорожному мосту или тоннелю, убедившись в том, что к нему не приближается подвижной состав;

проходить по мосту по исправным тротуарам или настилам;

выходя из помещения, или иного ярко освещенного места в ночное время, остановиться и выждать, пока глаза привыкнут к темноте;

смотреть под ноги, чтобы видеть препятствия;

следить за передвижением подвижных составов и выходить на путь, убедившись в их отсутствии;

следить за состоянием проходящего подвижного состава для своевременного обнаружения нарушений его габарита из-за волочения проволоки, смещения груза, неисправных, изогнутых, и оторванных лестниц, подножек;

учитывать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов.

1.19. Машинисты должны соблюдать следующие общие требования электробезопасности:

не наступать на электрические провода и кабели;

не касаться оголенных проводов, корпусов шкафов с включенным электрооборудованием;

не включать электрооборудование с неисправным заземлением;

использовать при обслуживании электрооборудования диэлектрические перчатки, боты, коврик, инструмент с двухслойной, трехслойной изоляцией.

Запрещается на электрифицированных участках железных дорог:

приближаться к находящимся под напряжением и не огражденным проводам или частям контактной сети на расстояние менее 2 м;

прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам, независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет;

приближаться к оборванным проводам контактной сети, воздушной линии электропередачи на расстояние менее 8 м.

1.20. Машинисты должны выполнять следующие требования пожарной безопасности:

пройти обучение со сдачей зачета на умение пользоваться средствами пожаротушения, имеющимися на машине. Без соответствующей подготовки и сдачи зачета машинист к работе не допускается.

следить за исправностью систем пожарной сигнализации и пожаротушения;

содержать огнетушители в постоянной готовности к применению;

своевременно приводить в действие систему пожаротушения;

следить за тем, чтобы места электрических соединений имели надежный контакт, соединения проводов были надежно изолированы и закреплены.

следить, чтобы на электрооборудование не попадало топливо и масло;

уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения и СИЗ, знать места их расположения.

уметь пользоваться окном "аварийный выход" и навесной спасательной лестницей ССС-К;

следить за отсутствием утечек в топливной, масляной и выхлопной системах силовой установки;

содержать в чистоте помещения кабины, производить очистку рабочих органов, открытых участков электрических кабелей и межвагонных соединений, трубопроводов и рукавов высокого давления, светосигнальных и осветительных приборов от загрязнителей.

Запрещается:

эксплуатировать машину при наличии течи в топливных, масляных и гидравлических системах;

держать открытым топливный бак, производить заправку и очистку топливного бака при работающем дизеле;

перевозить горюче-смазочные материалы и взрывоопасные вещества;

очищать горючими жидкостями кузов, детали и агрегаты;

допускать скопление грязи и ветоши, пропитанной горючими веществами;

отогревать и освещать открытым огнем системы машины;

применять электробытовые приборы и потребители электроэнергии, не предусмотренные электрической схемой машины (не включенные в перечень разрешенных к применению);

оставлять временные и свободно висящие провода;

пользоваться самодельными вставками или плавкими вставками с завышенными от номинального значения токовыми показателями;

пользоваться временной или неисправной электропроводкой;

проводить переоборудование электрической сети машины без проекта переоборудования;

загромождать проходы предметами, препятствующими использованию огнетушителей и свободному выходу из кабины;

сушить специальную одежду в неустановленных местах;

тушить пожар в самоспасателях;

курить в кабине и вблизи машины.

разведение открытого огня вблизи машины;

любые работы, связанные с возможностью искрообразования в местах разлива нефтепродуктов, технического спирта и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также в местах возможной утечки горючих газов.

1.21. Ответственность за правильную эксплуатацию машины и за соблюдение требований охраны труда во время ее работы и обслуживания несет старший машинист.

Машинисты, не выполняющие требования настоящей Инструкции, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.22. В случае возникновения опасности для жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда (например, из-за отсутствия СИЗ, сигналистов или квалифицированного руководителя работ, наличие которых обязательно во время производства работ), машинисты имеют право отказаться от выполнения работ до устранения такой опасности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(п. 1.22 введен распоряжением ОАО "РЖД" от 12.05.2017 N 907р)