Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. На стоянках, в пути следования и при работе машины могут возникнуть следующие основные аварии и аварийные ситуации:

возгорание, способное привести к пожару или взрыву;

сход подвижного состава с рельсов;

обрыв ленты конвейера;

обрыв контактного провода.

4.2. Действия машинистов при возникновении аварии или аварийной ситуации:

прекратить работу в случае возникновения угрозы жизни и своему здоровью, а также угрозы жизни и здоровью остальных членов бригады;

сообщить о случившемся руководителю работ, поездному диспетчеру или дежурному по станции, в пути следования машинисту локомотива, далее выполнять их указания;

принять меры по устранению аварии или аварийной ситуации с целью предупреждения несчастных случаев;

принять участие в оказании первой помощи пострадавшему, используя имеющуюся медицинскую аптечку и подручные средства.

4.2.1. Действия при обнаружении задымления на машине, появлении запаха дыма или открытого огня:

При движении машины отдельным локомотивом машинисты должны:

сообщить машинисту отдельного локомотива о возгорании.

При стоянке или работе машины машинисты должны:

остановить машину при производстве путевых работ. Исключается остановка в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, не допускающих эвакуацию людей и препятствующих тушению пожара;

подать сигнал пожарной тревоги (серия из одного длинного и двух коротких) одновременно с остановкой машины;

сообщить поездному диспетчеру или дежурному по станции и руководителю работ (одновременно с остановкой машины и подачей сигнала) для вызова пожарной охраны, указав место остановки (километр, пикет, путь);

привести в действие систему пожаротушения;

отключить электроэнергию;

произвести остановку дизеля (при его работе).

После этого машинисты должны:

принять меры к эвакуации работников из опасной зоны;

покинуть опасную зону при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью, надев, в случае необходимости, СПИ-20 или ГДЗК;

зафиксировать машину ручным тормозом и башмаками;

закрыть двери и окна перед тушением пожара;

по возможности приступить к тушению пожара, пользуясь средствами пожаротушения, в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. После прибытия пожарного подразделения на место происшествия руководствоваться указаниями командного состава этого подразделения.

При тушении соблюдать следующие требования:

тушить горящие предметы водой, воздушно-пенными огнетушителями можно только после снятия напряжения с контактной сети и заземления;

тушить электрооборудование можно только воздушно-эмульсионными, углекислотными или порошковыми огнетушителями;

запрещается держаться за раструб углекислотного огнетушителя во время тушения (опасность отморожения рук).

4.2.2. Машинисты в случае обрыва цепи или ленты конвейера должны:

нажать кнопку экстренной остановки конвейера;

сообщить о случившемся другим работникам, машинисту тянущего локомотива и руководителю работ;

принять меры к временному закреплению цепи для обеспечения возможности транспортировки машины.

4.2.3. Машинист при обнаружении обрыва проводов или других элементов контактной сети, а также свисающих с них посторонних предметов, обязан:

сообщить о случившемся другим машинистам, руководителю работ, поездному диспетчеру или дежурному по железнодорожной станции;

оградить любыми подручными средствами и принять меры к недопущению приближения людей к оборванным проводам, касающимся земли, на расстояние менее 8 м;

оградить это место, как место препятствия, если оборванные провода контактной сети, линии электропередачи или их элементы выходят за габарит приближения строений железнодорожного пути и могут быть задеты при проходе машины.

Оказавшись на расстоянии менее 8 м от лежащего на земле оборванного провода, в зоне растекания тока замыкания на землю (зоне "шаговых напряжений"), выходить из нее, соблюдая следующие меры безопасности: соединить ступни ног вместе, не торопясь мелкими шагами, не превышающими длину стопы, передвигать ступни ног по земле, не отрывая их одну от другой.

4.2.4. При сходе с рельсов подвижного состава и при устранении других аварийных последствий на месте аварии:

сообщить о сходе по радиостанции руководителю работ, идущим вслед подвижным составам и поездному диспетчеру или дежурному по станции;

сообщить место схода (километр, путь, пикет);

сообщить о наличии пострадавших;

сообщить о расположении, степени повреждения машины;

сообщить о наличии габарита по соседнему пути;

сообщить о состоянии контактной сети;

охарактеризовать место схода (откос, болотистая местность и т.д.)

не допускать к месту схода посторонних лиц;

оградить место схода согласно Инструкции по сигнализации на железнодорожном транспорте Российской Федерации;

при обнаружении неприятного запаха от разлива или запыленности от рассыпания неизвестных, предположительно опасных или вредных веществ из подвижного состава, обойти данное место так, чтобы ветер не нес на работников пары или частицы этих веществ.

4.2.5. При других авариях и аварийных ситуациях необходимо руководствоваться регламентом взаимодействия локомотивных бригад с причастными работниками ОАО "РЖД", деятельность которых непосредственно связана с движением поездов, при возникновении аварийных и нестандартных ситуаций на инфраструктуре ОАО "РЖД".