3.3.3. Анализ развития отраслевой кластерной структуры и политики
3.3.3. Анализ развития отраслевой кластерной структуры
и политики
Кластерная структура автомобильной промышленности Российской Федерации имеет ярко выраженный характер (рисунок 12).
Развитие действующих кластерных форм и государственная поддержка кластерных инициатив - один из приоритетов развития экономики Российской Федерации, определенный базовыми документами стратегического развития страны, в том числе Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Кластерная политика в приложении к автомобильной и автокомпонентной отрасли реализуется в настоящее время по нескольким направлениям (рисунок 18).
Анализ действующего законодательства и программ развития регионов размещения автопроизводителей, сформированных на основании характерных признаков, определенных в приложении к "Методическим рекомендациям по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации" от 26.12.2008 N 20636-АК/Д19, позволил выделить такие формы кластерного развития, как инновационные территориальные кластеры, центры кластерного развития малого и среднего бизнеса, а также отдельные объекты инфраструктуры кластерного развития - промышленные парки и технопарки.
При этом четко определенным на законодательном уровне является только статус особых экономических зон (Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации").
В настоящее время сформированы две особые экономические зоны промышленно-производственного типа с основной ориентацией на автомобилестроение: особая экономическая зона (далее - ОЭЗ) "Алабуга" в Республике Татарстан и ОЭЗ "Тольятти" в Самарской области, а также две ОЭЗ промышленно-производственного типа (далее - ППТ) "Липецк" и "Людиново" Калужской области, на территории которых расположены производства автокомпонентов.
┌────────────────────┐
│Российской Федерации│
└────────────────────┘
┌────────────────────┐
│ кластеры │
└──────────┬─────────┘
│
┌────────────────────────────┬───────────┴───────┬─────────────────────────────────────┐
│ │ │ │
┌─────┴─────────┐ ┌───────┴───────┐ ┌──────┴──────┐ ┌────────────┴───────┐
│ Инновационные │ │ Особые │ │ Центры │ │Индустриальные парки│
│территориальные│ │ экономические │ │ кластерного │ │ (по инициативе │
│ кластеры │ │ зоны │ │ развития │ │субъектов Российской│
└┬──────────────┘ └┬──────────────┘ └┬────────────┘ │ Федерации) │
│ │ │ └┬───────────────────┘
│ │ │ ┌──────────────────────────┐ │ ┌───────────────────┐
│ ┌─────────────────────┐ │ ┌────────────┐ │ │ ОАО "Агентство │ │ │В Калужской области│
│ │Камский инновационный│ ├─┤ "Тольятти" │ ├─┤инновационного развития - │ ├─┤ ("Грабцево") │
├─┤ территориально- │ │ └────────────┘ │ │Центр кластерного развития│ │ └───────────────────┘
│ │ производственный │ │ │ │ Калужской области │ │ ┌───────────────────┐
│ │ кластер │ │ ┌────────────┐ │ └──────────────────────────┘ │ │ В Ленинградской │
│ └─────────────────────┘ ├─┤ "Алабуга" │ │ ┌──────────────────────────┐ └─┤ области (проект) │
│ ┌─────────────────────┐ │ └────────────┘ │ │Центр кластерного развития│ └───────────────────┘
│ │ Нижегородский │ │ │ │Санкт-Петербурга субъектов│
│ │ индустриальный │ │ ┌───────────────┐ ├─┤ малого и среднего │
└─┤инновационный кластер│ │ │Калининградская│ │ │ предпринимательства │
│ в области │ └─┤область (проект│ │ └──────────────────────────┘
│автомобилестроения │ │автомобильного │ │ ┌──────────────────────────┐
│ и нефтехимии │ │ кластера) │ │ │Центр кластерного развития│
└─────────────────────┘ └───────────────┘ └─┤ и кластерных инициатив │
│ Самарской области │
└──────────────────────────┘
Рисунок 19 - Структура реализации кластерной политики
Российской Федерации в области автомобилестроения
Существующее на текущий момент многообразие форм кластерного развития и отсутствие четко выраженной государственной политики в этом вопросе не позволяют однозначно сделать вывод о наибольшей эффективности каждой из выявленных форм (таблица 5).
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 ноября 2011 г., а также решений Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям Минэкономразвития России, на основе конкурсного отбора в рамках деятельности Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства (далее - ГЧП) в инновационной сфере при Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям был сформирован перечень пилотных проектов инновационных территориальных кластеров (в числе которых: Камский инновационный территориально-производственный кластер Республики Татарстан и Нижегородский индустриальный инновационный кластер в области автомобилестроения и нефтехимии), получивших государственную поддержку реализации программ их развития.
Межведомственной комиссии по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию на заседании 29 мая 2013 г. (протокол N 17-АК) одобрены Методические материалы по разработке и реализации программы развития инновационного территориального кластера.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей