3.4. Анализ развития производства автомобильных компонентов

В 2012 году суммарный объем первичного рынка автомобильных компонентов и вторичного (запасных частей) составил более 1,4 трлн. рублей (рисунок 19). Однако необходимо отметить, что в связи с активным ростом сборочных производств на территории России первичный рынок автокомпонентов развивается быстрее вторичного. При общем увеличении с 2008 года по 2012 год объемов первичного и вторичного рынка почти в два раза доля рынка автомобильных компонентов за тот же период возросла на 11,8% и в 2012 году составила 55,2% от общего рынка. При сохранении автопроизводителями текущего уровня локализации доля первичного рынка автомобильных компонентов будет продолжать увеличиваться и к 2020 году составит 61,7%. При увеличении локализации до 80% доля рынка автомобильных компонентов возрастет до 68% от общего объема, что будет соответствовать мировой практике, согласно которой соотношение первичного рынка ко вторичному составляет 70%/30%.

00000022.png

Рисунок 20 - Динамика и прогноз рынка автокомпонентов

и запасных частей в период 2008 - 2020 годов

При общем росте объема рынка автомобильных компонентов сохраняется тенденция превышения темпов роста импорта над ростом локального производства, что обусловлено наращиванием доли сборочных предприятий международных автопроизводителей с невысокими долей и темпами локализации на фоне стабильных объемов производства локальных марок и более высокими темпами делокализации отечественных автопроизводителей (рисунок 20).

00000023.png

Рисунок 21 - Динамика локального производства и импорта

автомобильных компонентов

Высокая доля импорта комплектующих и сырья, состояние логистической инфраструктуры в стране и низкий уровень качества производимых в России компонентов делают практически невозможным на сегодняшний день их прямой экспорт. Поэтому основным видом экспорта автомобильных компонентов в настоящее время является их экспорт в составе готовых транспортных средств, осуществляемый в основном отечественными автопроизводителями. Производство локализованных зарубежных автопроизводителей в основной массе направлено на покрытие внутренней потребности российского рынка. Текущий уровень экспорта автомобилей пока еще не достиг докризисных показателей. Основными экспортными рынками являются страны - члены Таможенного союза и СНГ. Помимо этого, такие отечественные компании, как ОАО "КАМАЗ" и ОАО "АвтоВАЗ", развивают сборочные производства в других странах (Индия и Египет), что дает возможность дополнительного экспорта компонентов в составе сложных узлов и агрегатов.

Российский рынок автомобильных компонентов представлен производителями всех уровней. Примерно четверть от их общего числа составляют производители первого уровня, представленные в абсолютном большинстве локализованными зарубежными производителями и совместными предприятиями, доля которых пока несущественна. Свое производство в Российской Федерации уже организовали 25 глобальных групп производителей автомобильных компонентов. Уровень диверсификации производства локализованных компонентов составляет в среднем 2 - 4 категории продукции.

В первую очередь автопроизводителями были локализованы более простые группы компонентов, не требующие наличия развитой технологической базы (таблица 6).

Производители автомобильных компонентов, действующие в режиме "промышленной сборки", стараются максимально повысить уровень локализации собственного производства, но на сегодняшний день темпы локализации автомобильных компонентов значительно сократились, а в некоторых случаях дальнейшая локализация полностью прекратилась. Несмотря на это, у производителей автомобильных компонентов существуют планы до 2020 года дополнительно локализовать производство следующих компонентов по группам:

- Двигатель и его компоненты: блок цилиндров; головка блока цилиндров; коленчатый вал;

- Система выпуска отработанных газов: приемная труба; нейтрализатор; сцепление и его компоненты;

- Рулевая система: рулевое колесо; рулевая колонка; тяги, наконечники;

- Тормозная система: усилитель; главный цилиндр; тормозные колодки.

00000024.png

Таблица 7 - Перечень компонентов, локализованных

рядом производителей

Отдельно необходимо отметить тенденцию к делокализации отечественных автопроизводителей на российском рынке, что можно объяснить ростом технического уровня производимых моделей автомобилей, которому отечественные производители автомобильных компонентов не всегда могут соответствовать. С учетом действия специальных пошлин для поставки комплектующих в рамках режима "промышленной сборки", это приводит к увеличению доли импорта некоторых узлов и агрегатов.

Анализ структуры российских производителей автомобильных компонентов показал, что доля совместных предприятий в общей численности производителей первого, второго и третьего уровней незначительна и существенно уступает доле локализованных международных компаний в первом уровне и отечественных предприятий во втором и третьем уровнях (рисунок 21).

Сценарий "Партнерство" выглядит наиболее эффективным вариантом развития российских производителей автомобильных. Для реализации данного сценария необходимо учитывать позитивные и негативные факторы, оказывавшие влияние на деятельность совместных отечественных и зарубежных предприятий, приведенные в таблице 7.

00000025.png

Рисунок 22 - Структура производителей

автомобильных компонентов