Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 18 апреля 2016 г. N 317

ПРАВИЛА

ОТБОРА ПРОЕКТОВ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ МЕРОПРИЯТИЙ

("ДОРОЖНЫХ КАРТ") НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановления Правительства РФ от 31.08.2023 N 1415)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Настоящие Правила определяют порядок конкурсного отбора проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (далее соответственно - проекты, "дорожные карты") для предоставления поддержки реализации проектов за счет средств субсидий из федерального бюджета на финансовое обеспечение затрат на реализацию проектов и на обеспечение информационной, организационно-технической и экспертно-аналитической поддержки реализации Национальной технологической инициативы (далее соответственно - отбор, субсидии).

2. Проекты представляют собой систему взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию направлений "дорожных карт" и (или) на решение задач обеспечения технологического лидерства и (или) технологического суверенитета Российской Федерации.

3. В процедуре отбора участвуют:

а) высший орган управления автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы" (далее - высший орган управления);

б) проектный офис Национальной технологической инициативы (далее - проектный офис);

в) комиссия по отбору, создаваемая проектным офисом (далее - комиссия);

г) Министерство науки и высшего образования Российской Федерации;

д) федеральные органы исполнительной власти, ответственные за реализацию одобренных "дорожных карт" (далее - ответственные федеральные органы исполнительной власти);

е) проектный комитет Национальной технологической инициативы (далее - проектный комитет);

ж) экспертный совет при высшем органе управления (далее - экспертный совет);

з) рабочие группы по разработке и реализации "дорожных карт";

и) иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации.

4. Высший орган управления:

а) утверждает следующие документы:

методические указания по описанию проектов;

методические указания по разработке "дорожных карт";

положение о проектном комитете и его состав (включая сопредседателей);

положение о рабочих группах по разработке и реализации "дорожных карт" и их составы (включая соруководителей);

порядок мониторинга и управления изменениями проектов;

порядок формирования, согласования и одобрения задания на проведение отбора;

порядок проведения экспертизы и формирования заключений по проектам в целях отбора, включающий в том числе порядок присвоения статуса проекта Национальной технологической инициативы проектам, в отношении которых финансирование за счет средств субсидий не запрашивается;

положение об экспертном совете при высшем органе управления и его состав (включая соруководителей);

иные документы в рамках реализации Национальной технологической инициативы, в том числе полномочия по утверждению которых предусмотрены постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, документами межведомственной рабочей группы по разработке и реализации Национальной технологической инициативы при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России (далее - межведомственная рабочая группа);

б) одобряет задание на проведение отбора;

в) осуществляет иные полномочия в сфере реализации Национальной технологической инициативы, закрепленные за высшим органом управления постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также документами, утвержденными (одобренными) межведомственной рабочей группой, и иными документами, регулирующими реализацию Национальной технологической инициативы.

5. Проектный офис:

а) утверждает положение о комиссии и ее состав (включая сопредседателей);

б) является организатором отбора и осуществляет организационно-техническое, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение отбора, включая организацию экспертизы заявок на участие в отборе (далее - заявка);

в) осуществляет разработку и согласование документов, внесение изменений в документы, указанные в подпункте "а" пункта 4 настоящих Правил;

г) разрабатывает объявление о проведении отбора (далее - объявление) и документацию об отборе в целях реализации "дорожных карт" (далее - документация об отборе) с учетом задания на проведение отбора, одобренного высшим органом управления;

д) осуществляет иные полномочия в сфере реализации Национальной технологической инициативы, закрепленные за проектным офисом постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, документами, утвержденными (одобренными) межведомственной рабочей группой, а также документами, утвержденными высшим органом управления, и иными документами, регулирующими реализацию Национальной технологической инициативы.

6. В состав комиссии включаются представители проектного офиса, автономной некоммерческой организации "Платформа Национальной технологической инициативы", Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, ответственных федеральных органов исполнительной власти, профильных организаций, а также иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций (при необходимости).

7. Комиссия:

а) утверждает документацию об отборе;

б) осуществляет отбор.

8. Проектный комитет:

а) осуществляет согласование проекта задания на проведение отбора;

б) принимает участие в экспертизе заявок (в случае принятия соответствующего решения комиссией);

в) осуществляет присвоение статуса проекта Национальной технологической инициативы проектам, в отношении которых финансирование за счет средств субсидий не запрашивается;

г) осуществляет иные полномочия в сфере реализации Национальной технологической инициативы, закрепленные за проектным комитетом постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, документами, утвержденными (одобренными) межведомственной рабочей группой, а также документами, утвержденными высшим органом управления.

9. Экспертный совет при высшем органе управления участвует в экспертизе задания на проведение отбора в части технологического фокуса задания на проведение отбора, а также принимает участие в экспертизе заявок (в случае принятия соответствующего решения комиссией).

В состав экспертного совета при высшем органе управления включаются в том числе представители научного сообщества, образовательных организаций высшего образования, институтов развития и экспертных организаций, а также Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.

10. Рабочие группы по разработке и реализации "дорожных карт" участвуют в разработке и согласовании задания на проведение отбора.

11. Отбор представляет собой публичную процедуру по выбору проектов, соответствующих требованиям, установленным в задании на проведение отбора, проводимую в порядке, установленном настоящими Правилами и документацией об отборе, в целях предоставления поддержки реализации проектов, набравших наибольшее количество баллов по итогам проведения оценки заявок по каждому заданию на проведение отбора, за счет средств субсидий.

Отбор осуществляется в целях:

а) реализации "дорожных карт";

б) решения задач обеспечения технологического лидерства и (или) технологического суверенитета Российской Федерации.

12. Участниками отбора признаются физические и (или) юридические лица, подавшие заявку и документы, подтверждающие их соответствие не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки следующим требованиям:

а) участник отбора не является иностранным юридическим лицом, в том числе местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (офшорной компанией), а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля прямого или косвенного (через третьих лиц) участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов (если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации);

б) у участника отбора отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

в) у участника отбора отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная (неурегулированная) задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией;

г) участник отбора не находится в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении его не введена процедура банкротства, его деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

д) участник отбора не получает из федерального бюджета средства на поддержку реализации проекта, предложенного к реализации в рамках отбора, на основании иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

е) в реестре дисквалифицированных лиц отсутствуют сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального органа или главном бухгалтере участника отбора.

13. Отбор проводится комиссией в соответствии с одобренным высшим органом управления заданием на проведение отбора.

14. Задание на проведение отбора содержит следующую информацию:

а) наименование и направление "дорожной карты", в целях реализации которой проводится отбор, либо задача, решение которой направлено на обеспечение технологического лидерства и (или) технологического суверенитета Российской Федерации;

б) сроки реализации проектов;

в) требования к объему софинансирования реализации проектов за счет средств внебюджетных источников;

г) предельный объем поддержки реализации проектов за счет средств субсидий;

д) требования к участникам отбора, включая требования к квалификации;

е) возможные формы и условия поддержки реализации проектов, а также возможное соотношение (комбинация) форм поддержки реализации проектов с указанием предельного объема поддержки за счет средств субсидий по каждой из форм поддержки;

ж) информация о технических, технологических, организационных, правовых, ресурсных, экономических, маркетинговых характеристиках проектов или результатах их реализации, необходимая для проведения экспертной оценки проектов, с учетом специфики отбираемых проектов;

з) информация о привлечении к реализации отдельных мероприятий проектов исполнителей, определяемых без конкурсного механизма;

и) рекомендации о привлечении к реализации проектов образовательных организаций высшего образования и научных организаций в случае, если проекты направлены на создание, развитие и продвижение передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских компаний на формируемых глобальных рынках в части выполнения научно-исследовательских работ.

15. Участник отбора вправе отозвать заявку до дня подведения итогов отбора.

16. Комиссия обязана отстранить участника отбора от участия в отборе или отказаться от заключения договора о предоставлении поддержки реализации проекта (далее - договор) в случае обнаружения факта несоответствия участника отбора требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил, или представления участником отбора недостоверной информации.

17. На основании предложения проектного офиса комиссия вправе принять решение о продлении сроков, установленных пунктом 27, абзацем третьим пункта 30, пунктами 40 и 43 настоящих Правил, но не более чем на 20 рабочих дней.

В случае принятия решения, указанного в абзаце первом настоящего пункта, соответствующее уведомление размещается на официальном сайте проектного офиса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сайт в сети "Интернет") в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.

18. В целях проведения отбора проектный офис с учетом задания на проведение отбора, одобренного высшим органом управления, разрабатывает объявление и документацию об отборе.

19. Объявление должно содержать:

а) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, фамилию, имя, отчество (при наличии) ответственного должностного лица проектного офиса;

б) наименование и направление "дорожной карты", в целях реализации которой проводится отбор, либо задачу, решение которой направлено на обеспечение технологического лидерства и (или) технологического суверенитета Российской Федерации;

в) порядок предоставления участникам отбора документации об отборе;

г) срок, порядок и способ подачи заявок;

д) дату, время и место рассмотрения заявок;

е) дату, время и место проведения оценки заявок.

20. Документация об отборе должна содержать:

а) информацию, предусмотренную подпунктами "б" - "и" пункта 14 настоящих Правил;

б) требования к содержанию, способу подачи, оформлению и составу заявок, включая требования к описанию проекта, форме сметы расходов на реализацию проекта и обоснования расходов на реализацию проекта, описанию результатов реализации и целевых показателей проекта (с указанием исходных значений и целевых значений), требования к указанию в составе заявки сведений о ранее полученной поддержке реализации иных проектов и сведений об участии в иных отборах, проводимых проектным офисом, в целях получения поддержки реализации проектов, требование о представлении в составе заявки документов, подтверждающих согласие участника отбора на публикацию (размещение) на сайте в сети "Интернет" информации об участнике отбора, о подаваемой участником отбора заявке, иной информации об участнике отбора, связанной с соответствующим отбором, согласие на обработку персональных данных (для физического лица), а также о представлении в составе заявки справки, подписанной руководителем участника отбора (иным уполномоченным лицом) либо участником отбора - физическим лицом, подтверждающей соответствие участника отбора требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил, по состоянию не ранее чем за 30 календарных дней до даты подачи заявки;

в) порядок и срок отзыва заявок, порядок возврата заявок (в том числе поступивших после окончания срока подачи заявок), порядок внесения изменений в заявки;

г) порядок и срок предоставления участникам отбора разъяснений положений документации об отборе;

д) порядок рассмотрения заявок на предмет их соответствия требованиям, установленным документацией об отборе;

е) порядок рассмотрения презентационных материалов по проекту, включая презентацию и обоснование, в соответствии с пунктами 30 - 34 настоящих Правил;

ж) порядок доработки заявки при наличии соответствующих рекомендаций по итогам рассмотрения презентационных материалов по проекту;

з) порядок проведения экспертизы заявок, перечень федеральных органов исполнительной власти и организаций, привлекаемых к проведению экспертизы заявок;

и) критерии оценки заявок, указанные в пункте 41 настоящих Правил, их весовое значение в общей оценке заявки;

к) порядок проведения оценки заявок, включая правила присвоения заявкам порядковых номеров, и подведения итогов отбора;

л) порядок заключения договора;

м) иную информацию, необходимую для проведения отбора.

21. Разработанные проектным офисом объявление и документация об отборе утверждаются комиссией.

22. Отбор проводится в 2 этапа:

а) первый этап - прием заявок, их рассмотрение комиссией, а также экспертиза заявок;

б) второй этап - проведение оценки заявок и подведение итогов отбора комиссией.

23. В целях проведения первого этапа отбора проектный офис размещает на сайте в сети "Интернет" объявление и документацию об отборе не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока подачи заявок.

24. Для участия в отборе участники отбора подают заявку в проектный офис в порядке, установленном документацией об отборе.

Полученные заявки регистрируются проектным офисом в журнале приема заявок, содержащем информацию о присвоенном поступившей заявке номере, дате и времени поступления заявки, лице, подавшем заявку, а также иную необходимую информацию.

В случае подачи заявок в электронной форме регистрация заявок осуществляется информационной системой, обеспечивающей прием заявок в электронной форме.

25. Проектный офис организует прием заявок в установленный в объявлении срок, осуществляет предоставление разъяснений по документации об отборе, а также консультирование участников отбора по вопросам оформления и содержания заявок.

26. Комиссия вправе принять решение о внесении изменений в документацию об отборе не позднее чем за 5 рабочих дней до дня окончания приема заявок.

Решение о внесении изменений в документацию об отборе размещается проектным офисом на сайте в сети "Интернет" в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

При этом срок подачи заявок должен быть продлен таким образом, чтобы со дня размещения изменений, вносимых в документацию об отборе, до дня окончания срока подачи заявок срок составлял не менее 5 рабочих дней.

27. Комиссия в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня окончания приема заявок, рассматривает поступившие заявки на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об отборе, и по результатам рассмотрения принимает решение о допуске заявки к участию в отборе или об отказе в допуске заявки к участию в отборе.

28. Решение об отказе в допуске заявки к участию в отборе принимается в следующих случаях:

а) несоответствие заявки требованиям, установленным документацией об отборе;

б) несоответствие участника отбора требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил;

в) недостоверность представленной участником отбора информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе участника отбора;

г) подача участником отбора заявки после истечения дня и (или) времени, определенных для подачи заявок.

29. Результаты рассмотрения заявок фиксируются в протоколе рассмотрения заявок, в котором отражаются информация о дате, времени, месте рассмотрения заявок, об участниках отбора, заявки которых были рассмотрены, решение о допуске заявки к участию в отборе или об отказе в допуске заявки к участию в отборе с указанием причины такого отказа, в том числе положений объявления и документации об отборе, которым не соответствуют такие заявки, а также иная необходимая информация.

30. В случае если это предусмотрено документацией об отборе, комиссия вправе до направления заявок на экспертизу в соответствии с пунктами 36 и 37 настоящих Правил принять решение о рассмотрении презентационных материалов по проекту.

В случае принятия комиссией решения о рассмотрении презентационных материалов по проекту проектный офис размещает указанное решение на сайте в сети "Интернет" в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня принятия такого решения.

Рассмотрение презентационных материалов по проекту осуществляется с участием участников отбора в целях уточнения информации, содержащейся в заявках, в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня размещения проектным офисом на сайте в сети "Интернет" решения, предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта.

31. По результатам рассмотрения презентационных материалов по проекту комиссией принимается решение о направлении заявки на экспертизу.

32. Комиссия вправе выдать участнику отбора рекомендации о доработке заявки в части уточнения технических, технологических, организационных и иных характеристик результата реализации проекта, которые не противоречат заданию на проведение отбора и уточнение которых не приведет к существенному изменению характеристик результата проекта.

33. На основании рекомендаций комиссии участники отбора вправе доработать заявки в срок, установленный комиссией, или оставить заявки без изменений.

34. Результаты рассмотрения презентационных материалов по проекту фиксируются комиссией в протоколе рассмотрения презентационных материалов, который подписывается всеми членами комиссии и размещается проектным офисом на сайте в сети "Интернет" в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его подписания.

35. Заявки, в отношении которых принято решение о допуске их к участию в отборе, направляются проектным офисом на экспертизу в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня составления протокола, указанного в пункте 29 настоящих Правил, или со дня составления протокола, указанного в пункте 34 настоящих Правил.

36. Комиссия определяет экспертную организацию, осуществляющую экспертизу заявок.

При этом комиссия вправе принять решение о направлении заявок как в одну экспертную организацию, так и в несколько экспертных организаций для проведения общей либо специализированной экспертизы заявок.

37. Проектный офис направляет поступившие на экспертизу заявки в ответственные федеральные органы исполнительной власти.

Проектный офис также вправе направить поступившие на экспертизу заявки в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, отобранные проектным офисом, а также экспертный совет при высшем органе управления.

38. Ответственные федеральные органы исполнительной власти осуществляют экспертизу заявок по следующим вопросам:

а) соответствие проекта приоритетам и задачам государственной политики;

б) целесообразность реализации в рамках проекта мероприятий, предполагающих внесение изменений в нормативные правовые акты в интересах реализации соответствующих "дорожных карт";

в) информация о наличии в составе проекта мероприятий, совпадающих по содержанию, срокам реализации, форме поддержки, виду расходов или составу исполнителей с мероприятиями, предусмотренными государственными программами Российской Федерации;

г) информация о поддержке за счет иных инструментов поддержки мероприятий, аналогичных предлагаемым к реализации в рамках проекта;

д) обоснованность объемов запрашиваемой поддержки проекта;

е) обоснованность определения конкретных физических и (или) юридических лиц в качестве получателей поддержки реализации проекта (в случае наличия указанной информации в заявке либо документации об отборе).

39. По проектам, направленным на развитие экосистемы Национальной технологической инициативы, разработку новых "дорожных карт", внедрение новых механизмов развития Национальной технологической инициативы (проектам развития), заключения ответственных федеральных органов исполнительной власти и экспертных организаций не требуются.

40. Экспертиза заявок проводится в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня представления проектным офисом заявок федеральным органам исполнительной власти, экспертным органам и организациям, указанным в пунктах 36 и 37 настоящих Правил.

41. При проведении экспертизы заявок учитывается соответствие заявок следующим критериям оценки заявок:

а) соответствие предлагаемого к реализации проекта, его целей, задач, ожидаемых результатов, целевых показателей и сроков реализации направлению "дорожной карты" либо соответствие предлагаемого к реализации проекта задаче, поставленной в целях обеспечения технологического лидерства и (или) технологического суверенитета Российской Федерации, а также требованиям, установленным документацией об отборе;

б) перспективы коммерциализации результатов реализации проекта;

в) квалификация коллектива исполнителей;

г) обоснованность затрат на реализацию проекта;

д) научная обоснованность и технологическая новизна результатов реализации проекта;

е) иные критерии оценки заявок, установленные документацией об отборе.

42. В целях проведения второго этапа отбора проектный офис передает заявки и результаты проведения экспертизы заявок в комиссию в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня получения результатов проведения экспертизы от федеральных органов исполнительной власти, экспертных органов и организаций, указанных в пунктах 36 и 37 настоящих Правил.

Непредоставление федеральными органами исполнительной власти, экспертными органами и организациями, указанными в пунктах 36 и 37 настоящих Правил, результатов проведения экспертизы в срок, предусмотренный пунктом 40 настоящих Правил, не препятствует передаче заявок проектным офисом в комиссию в целях проведения оценки заявок и подведения итогов отбора на основании имеющихся документов.

По результатам экспертизы комиссия вправе выдать участникам отбора рекомендации по доработке заявок.

43. На втором этапе отбора комиссией проводятся оценка заявок и подведение итогов отбора в порядке, установленном документацией об отборе, в срок, не превышающий 20 рабочих дней со дня получения комиссией заявок и результатов экспертизы (при их наличии).

44. По каждому заданию на проведение отбора комиссия определяет проекты, набравшие наибольшее количество баллов по итогам проведения оценки заявок.

Победителем отбора признается участник отбора, проект которого набрал наибольшее количество баллов по итогам проведения оценки заявок по соответствующему заданию на проведение отбора.

45. Результаты отбора фиксируются комиссией в протоколе подведения итогов отбора, в котором отражаются информация о дате, времени и месте проведения оценки заявок, о результатах проведения оценки каждой заявки, включая значения оценки по каждому предусмотренному критерию оценки заявок, принятое на основании такой оценки решение о присвоении заявкам порядковых номеров, сведения о победителе отбора (победителях отбора), целях, сроках и результатах проектов, набравших наибольшее количество баллов по итогам проведения оценки заявок по каждому заданию на проведение отбора, о формах, об условиях и объеме поддержки проектов за счет средств субсидий, объеме софинансирования за счет средств внебюджетных источников, иная необходимая информация о проектах.

Протокол подведения итогов отбора подписывается всеми членами комиссии и размещается проектным офисом на сайте в сети "Интернет" в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его подписания.

Протокол подведения итогов отбора является основанием для начала реализации проектов, в том числе направления средств на поддержку их реализации.

46. До заключения договора победитель отбора представляет в проектный офис документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил, по состоянию на дату не ранее чем за 15 календарных дней до даты заключения договора.

Непредставление указанных документов победителем отбора в срок, установленный проектным офисом, является основанием для признания победителя отбора уклонившимся от заключения договора.

Договор заключается между проектным офисом и победителем отбора в порядке, установленном документацией об отборе.

47. По решению комиссии право заключения договора предоставляется участнику отбора, проект которого по итогам проведения оценки заявок набрал наибольшее количество баллов, следующее после количества баллов, набранных проектом победителя отбора, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

отказ победителя отбора от заключения договора либо признание победителя отбора уклонившимся от заключения договора;

установление факта несоответствия победителя отбора требованиям по итогам рассмотрения комиссией документов, представленных в соответствии с пунктом 46 настоящих Правил.

Решение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, принимается комиссией в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня отказа победителя отбора от заключения договора либо признания победителя отбора уклонившимся от заключения договора или со дня установления факта несоответствия победителя отбора требованиям, установленным пунктом 12 настоящих Правил.

48. Комиссия вправе отказаться от проведения отбора в течение первой половины установленного в документации об отборе срока для представления заявок.

При принятии комиссией решения об отказе от проведения отбора соответствующее уведомление размещается на сайте в сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.