VIII. Правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах

VIII. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ВОЙСК (СИЛ)

В ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТАХ

72. Правовое обеспечение действий войск (сил) в вооруженных конфликтах, в том числе при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, организуется в целях соблюдения в этих условиях законодательства Российской Федерации и норм международного гуманитарного права.

Оно осуществляется путем:

изучения норм международного гуманитарного права личным составом;

проведения правовой экспертизы проектов боевых и иных документов;

консультирования командиров (начальников) по вопросам применения норм международного гуманитарного права с учетом выполнения конкретных боевых задач;

оказания содействия командованию в организации взаимодействия с местными органами власти и гуманитарными организациями, осуществляющими деятельность в районах действия войск (сил).

73. Командиры (начальники) всех степеней в своей служебной деятельности руководствуются общепризнанными принципами и нормами международного права, исходя из которых они обязаны:

а) в ходе подготовки к боевым действиям:

организовывать изучение подчиненным личным составом норм международного гуманитарного права и принимать в нем личное участие, обращая внимание на то, что за грубые (серьезные) нарушения норм международного гуманитарного права законодательством Российской Федерации предусматривается привлечение виновных к уголовной ответственности;

постоянно поддерживать правопорядок и высокую воинскую дисциплину, гарантирующие соблюдение подчиненными норм международного гуманитарного права, в том числе обеспечение защиты жертв вооруженных конфликтов;

избегать размещения военных объектов в густонаселенных районах или вблизи от них и предусматривать все возможные меры для защиты гражданского населения;

предусматривать организацию такого размещения медицинских учреждений, при котором их безопасность не будет находиться под угрозой при нападении на военные объекты;

привлекать в ходе оперативной (боевой) подготовки должностных лиц юридической службы к исполнению обязанностей, которые возлагаются на юридического советника в период вооруженного конфликта;

контролировать наличие у военнослужащих удостоверений личности или военных билетов с отметкой о прохождении обязательной государственной дактилоскопической регистрации, опознавательного медальона (жетона), удостоверения о принадлежности к медицинскому персоналу;

предусматривать систему мер по организации розыска, регистрации и передаче сведений о пропавших без вести;

обеспечивать наличие в подчиненных воинских частях (подразделениях) необходимых международных средств опознавания (отличительных эмблем, знаков и средств подачи сигналов опознавания), а также текстов законодательных актов Российской Федерации и международно-правовых актов, определяющих поведение военнослужащих - участников боевых действий;

контролировать подготовку медицинского персонала и должностных лиц юридической службы к выполнению задач, возлагаемых на них международным гуманитарным правом;

обеспечивать возможность осуществления должностными лицами юридической службы обязанностей юридических советников, в том числе проведения ими правовой экспертизы проектов разрабатываемых боевых и иных документов, а также участия в принятии решений;

б) в условиях боевых действий:

подавать личный пример в соблюдении норм международного гуманитарного права;

обеспечивать соблюдение личным составом норм международного гуманитарного права и выполнение обязанностей, налагаемых на него этими нормами;

принимать меры по предупреждению нарушений норм международного гуманитарного права. В случае выявления нарушений этих норм принимать меры по пресечению указанных нарушений и рассматривать в пределах своей компетенции вопросы о привлечении к ответственности лиц, их совершивших. О серьезных (грубых) нарушениях докладывать вышестоящему командиру (начальнику);

оказывать уважение, покровительство и содействие национальным обществам Красного Креста (Красного Полумесяца) и Международному Комитету Красного Креста в выполнении ими гуманитарных функций в целях обеспечения защиты и оказания помощи жертвам вооруженных конфликтов.

74. Командир (начальник) для решения вопросов применения норм международного гуманитарного права в ходе боевых действий и при выполнении задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности при необходимости привлекает юридических советников, функции которых выполняют должностные лица юридической службы.

75. Должностное лицо юридической службы при выполнении обязанностей юридического советника осуществляет:

а) подготовку по указанию командира (начальника) заключений о соответствии разрабатываемых проектов боевых и иных документов нормам международного гуманитарного права;

б) разъяснение по вопросам применения норм международного гуманитарного права в условиях решения конкретных боевых задач;

в) проведение по указанию командира (начальника) занятий с офицерами, а также проверку знаний ими норм международного гуманитарного права;

г) участие:

в мероприятиях по контролю за соблюдением норм международного гуманитарного права личным составом;

в учете и анализе нарушений норм международного гуманитарного права, совершаемых противником;

в деятельности командования воинской части по вопросам обращения с военнопленными и задержанными гражданскими лицами;

в рассмотрении поступающих от гражданского населения жалоб, связанных с действиями личного состава при выполнении поставленных задач;

во взаимодействии должностных лиц воинской части в районах боевых действий либо на оккупированной территории с представителями Организации Объединенных Наций, местных органов власти, национальными обществами Красного Креста (Красного Полумесяца), Международного Комитета Красного Креста, других организаций, выполняющих гуманитарные функции в интересах жертв вооруженных конфликтов;

д) разъяснение личному составу приказов и директив командиров (начальников) по вопросам применения норм международного гуманитарного права;

е) поддержание тесных связей с местными органами власти и правоохранительными органами в интересах обеспечения бесконфликтных отношений личного состава с гражданским населением.

76. При организации и ведении боевых действий должностное лицо юридической службы консультирует командира (начальника) о выборе такого варианта решения, который, обеспечивая выполнение поставленной боевой задачи, представляет наименьшую опасность для гражданского населения и гражданских объектов. При этом право командира в выборе способов (методов) и средств ведения боевых действий ограничивается нормами международного гуманитарного права.

При принятии решения командир может снять иммунитет с объектов (изменить статус объекта), пользующихся защитой в соответствии с нормами международного гуманитарного права, или использовать гражданские объекты для выполнения поставленной боевой задачи исключительно только в случае военной необходимости, предусмотренной нормами международного гуманитарного права.

77. При осуществлении контроля готовности к боевым действиям командиром (начальником) с участием должностного лица юридической службы проверяются:

точность выполнения боевого приказа и распоряжений в части, касающейся соблюдения норм международного гуманитарного права;

соответствие решений, принятых подчиненными командирами (начальниками), нормам международного гуманитарного права;

знание личным составом норм международного гуманитарного права;

своевременность и качество выполнения мероприятий по избежанию или сведению к минимуму ущерба лицам и объектам, находящимся под защитой международного гуманитарного права.

78. При ведении боевых действий командирами (начальниками) постоянно уточняются сведения о наличии в районе боевых действий:

населенных пунктов и степени концентрации гражданского населения в них;

гражданских объектов, находящихся в непосредственной близости от военных объектов (целей);

объектов, находящихся под специальной защитой, особо опасных объектов и их характере.

Командир (начальник) в ходе боевых действий должен убедиться в военном характере объектов и целей и принять все возможные меры предосторожности при выборе способов и средств поражения, чтобы избежать случайных потерь среди гражданского населения и случайного ущерба гражданским объектам либо свести их к минимуму.

79. Должностное лицо юридической службы осуществляет постоянный контроль за соблюдением личным составом норм международного гуманитарного права и в случае их нарушения докладывает об этом командиру (начальнику) в целях привлечения к ответственности лиц, совершивших эти нарушения.

Одновременно командиром (начальником) совместно с должностным лицом юридической службы организуются учет и анализ нарушений норм международного гуманитарного права, совершаемых противником.

80. В ходе боевых действий и после их окончания (выполнения поставленной задачи) командир (начальник) принимает меры по розыску и подбору раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, независимо от их принадлежности, организации оказания им в кратчайшие сроки медицинской помощи и ухода, ограждению их от мародерства. Командир (начальник) может обращаться к местным жителям с призывом добровольно подбирать раненых, больных и ухаживать за ними.

81. В ходе боевых действий и после выполнения поставленной задачи командиром (начальником) осуществляется контроль за соблюдением норм международного гуманитарного права в части гуманного обращения с военнопленными при их пленении, допросе, эвакуации в сборные пункты.

82. В случае длительного расположения войск на месте должностное лицо юридической службы осуществляет правовое обеспечение взаимодействия командиров (начальников) с местными органами власти по вопросам соблюдения правил поведения и порядка передвижения гражданского населения в районах расположения войск, обозначения этих районов и при проведении других мероприятий, снижающих уровень опасности для гражданского населения.

83. После окончания боевых действий в определенном районе, как только позволит обстановка, должностное лицо юридической службы участвует в подготовке командиру (начальнику) предложений по организации сотрудничества с местными органами власти и возвращению временно перемещенного гражданского населения на прежнее место жительства, а также возврату гражданского имущества, которое временно использовалось в военных целях, его владельцам.

84. При выполнении воинскими формированиями Вооруженных Сил задач по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности должностное лицо юридической службы дает командиру (начальнику) разъяснения и готовит заключения (справки) по применению законодательства Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации и иных документов, определяющих правовой статус и мандат контингента миротворческих сил по поддержанию (восстановлению) мира, порядок взаимодействия с воинскими формированиями вооруженных сил иностранных государств, выполняющими задачи в составе миротворческих сил, местными органами власти и правоохранительными органами (в том числе по организации жизнедеятельности в местах дислокации).