II. Описание приоритетов и целей государственной политики в сфере реализации Программы
К приоритетам государственной политики в сфере управления региональными и муниципальными финансами относятся:
совершенствование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
содействие сбалансированному исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
сокращение долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и принятие мер по ограничению роста государственного долга;
создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития;
повышение качества управления финансами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;
поощрение субъектов Российской Федерации по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации, а также совершенствование механизма указанной оценки;
поощрение и распространение применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований;
проведение оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов и оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и осуществлению полномочий органов местного самоуправления, в целях устранения избыточного регулирования деятельности по осуществлению полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также недостаточности финансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;
совершенствование системы разграничения полномочий между органами публичной власти.
Совершенствование межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях осуществляется путем:
обеспечения стабильности и предсказуемости системы межбюджетных отношений, а также повышения ее открытости и прозрачности;
ускорения доведения межбюджетных трансфертов до бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
повышения гибкости предоставления межбюджетных трансфертов путем обеспечения возможности оперативного перераспределения межбюджетных трансфертов в течение всего срока реализации национальных проектов, а также возможности осуществлять за счет собственных средств бюджетов субъектов Российской Федерации дополнительные расходы на финансовое обеспечение мероприятий, софинансируемых из федерального бюджета, в целях их опережающей реализации с правом на возмещение указанных расходов в последующих периодах;
исключения при предоставлении целевых и нецелевых межбюджетных трансфертов факторов, которые могут оказать дестимулирующее влияние в случае активизации деятельности субъектов Российской Федерации по наращиванию регионального налогового потенциала;
совершенствования подходов к выравниванию субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности;
совершенствования подходов к формированию и предоставлению единой субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью повышения эффективности ее предоставления и использования;
совершенствования подходов к формированию, распределению и предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью повышения эффективности их предоставления и использования;
перевода иных межбюджетных трансфертов в субсидии как более прозрачный механизм государственной поддержки или в иные виды поддержки;
учета при предоставлении межбюджетных трансфертов перспективных экономических специализаций регионов, предусмотренных в Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;
координации достижения целей и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Содействие сбалансированному исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов осуществляется за счет:
выравнивания субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности;
сокращения разрывов дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности с учетом общего объема финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию собственных полномочий субъектов Российской Федерации;
сохранения до 2030 года механизма централизации 1 процентного пункта налога на прибыль организаций в качестве источника увеличения объемов дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.08.2023 N 1394)
(см. текст в предыдущей редакции)
оказания нецелевой финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации в течение текущего финансового года в целях содействия сбалансированному исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации;
обеспечения исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий Российской Федерации, на исполнение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию;
обеспечения компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования.
Сокращение долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и принятие мер по ограничению роста государственного долга включают в себя:
списание задолженности по бюджетным кредитам за счет дополнительного поступления налогов от реализации новых инвестиционных проектов;
выполнение субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в части снижения объема дефицита и государственного долга субъектов Российской Федерации.
Создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития осуществляются посредством:
запуска механизма финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры за счет средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов;
стимулирования субъектов Российской Федерации к предоставлению инвестиционного налогового вычета через механизм частичной компенсации из федерального бюджета соответствующих выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации;
предоставления бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
Деятельность субъектов Российской Федерации оказывает влияние на результаты реализации государственной программы "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (далее - Программа). Субъекты Российской Федерации реализуют политику в сфере управления региональными и муниципальными финансами в соответствии со следующими требованиями:
обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в том числе обеспечение достоверного прогнозирования доходов и принятие обеспеченных финансовыми источниками расходных обязательств, а также оптимизация неэффективных бюджетных расходов;
своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности, в том числе по оплате труда;
соблюдение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;
выполнение условий соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, в том числе соглашений о предоставлении бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета с учетом дополнительных соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов и соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации;
достижение значений целевых показателей эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по осуществлению переданных им полномочий Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предусмотрены субвенции, формирующие единую субвенцию;
достижение показателей эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, учитывающих национальные цели развития Российской Федерации.
Кроме того, субъекты Российской Федерации обеспечивают реализацию мероприятий по формированию эффективной системы межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях, в том числе по:
проведению эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
созданию стимулов для роста доходного потенциала и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
повышению предсказуемости предоставления целевых межбюджетных трансфертов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации;
повышению эффективности реализации переданных полномочий Российской Федерации и контроля за их исполнением;
проведению работы по сокращению просроченной кредиторской задолженности в случае ее возникновения;
выполнению обязательств по снижению уровня долговой нагрузки, принятых в рамках программы реструктуризации;
повышению качества управления региональными финансами и эффективности бюджетных расходов;
наращиванию собственного экономического (налогового) потенциала территорий субъектов Российской Федерации, в том числе с применением механизмов стимулирования из федерального бюджета;
направлению средств, высвобождаемых в результате реструктуризации бюджетных кредитов, на финансирование бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры;
распространению применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления и решению вопросов местного значения муниципальных образований;
обеспечению формирования сбалансированных бюджетов закрытых административно-территориальных образований, обеспечению устойчивого и своевременного финансирования социально значимых расходных обязательств закрытых административно-территориальных образований, выполнению обязательств по развитию и поддержке социальной и инженерной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований, на финансирование которой привлекаются средства из федерального бюджета и местных бюджетов;
совершенствованию законодательства субъекта Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также по вопросам организации местного самоуправления.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей