МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 20 мая 2014 г. N 14-06458/14

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрев обращение, поступившее из Минэкономразвития России, учитывая информацию, представленную ФГБУ "ФКП Росреестра", сообщает следующее.

По результатам рассмотрения заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в связи с образованием многоконтурного земельного участка путем раздела земельного участка, представляющего собой единое землепользование, с кадастровым номером, органом кадастрового учета принято решение об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимости (далее - Решение) на основании пункта 2 части 5 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре).

Одной из причин отказа послужило в том числе наличие в государственном кадастре недвижимости ареста, наложенного на преобразуемый земельный участок с кадастровым номером, о чем имеется запись в разделе "Заключение кадастрового инженера" представленного межевого плана.

Согласно приложенной к обращению копии постановления Тверского районного суда г. Москвы данным судом наложен арест на земельный участок с кадастровым номером, а также запрет собственнику земельного участка на распоряжение имуществом в виде заключения договоров купли-продажи, аренды, залога и иных сделок, предметом которых является отчуждение или обременение данного имущества.

В соответствии со статьей 1 Закона о кадастре государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

Целью государственного кадастрового учета объектов недвижимости является последующая государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на данный объект недвижимости.

При этом статьей 80 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества, и применяются в том числе для сохранности имущества.

Кроме того, исходя из норм действующего законодательства, запрет распоряжения - это ограничение прав собственника в течение определенного срока не совершать какие-либо действия с имуществом, которые могут привести к его отчуждению.

При этом арест, наложенный судом в качестве обеспечительной меры, по нашему мнению, не дает возможности в целом распоряжаться объектом недвижимого имущества, в отношении которого он наложен, в том числе осуществления его раздела или иных преобразований.

Данный вывод также следует, например, из определения Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.2013 по делу N 41-23979/12 "Об обеспечении иска".

При этом отмечаем, что в соответствии со статьей 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Дополнительно информируем, что в соответствии с частью 13 статьи 27 Закона о кадастре решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета.

Начальник Управления

методического обеспечения

и анализа в сфере регистрации

прав и кадастрового учета

Н.С.ЛЕЩЕНКО