1. Настоящее Руководство разработано и вводится в действие на основании законодательства Российской Федерации <*> и в соответствии с положениями Конвенции о международной организации гражданской авиации 1944 года.
-------------------------------
<*> Законы, Указы Президента Российской Федерации (РФ), постановления и распоряжения Правительства РФ, не противоречащие им положения ВК СССР и изданные на его основе нормативные акты, до их замены новыми, нормативные документы, регламентирующие деятельность воздушного транспорта, издаваемые Министерством транспорта России и Департаментом воздушного транспорта.
2. Руководство направлено на обеспечение безопасных коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ в соответствии с действующими законами РФ, государственными и международными нормами и правилами в области гражданской авиации.
3. Руководство определяет порядок сертификации эксплуатантов <**> воздушного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, зарегистрированных на территории России, которые предлагают или осуществляют эксплуатацию воздушных судов с целью выполнения перевозок пассажиров, грузов, почты, авиационных работ.
-------------------------------
<**> Эксплуатантом признается физическое или юридическое лицо, владеющее гражданским воздушным судном на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании и использующее его для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта.
4. Основным методом, посредством которого Государственный Полномочный орган управления гражданской авиации <***> осуществляет необходимый контроль за деятельностью эксплуатанта, является сертификация эксплуатантов и выдача сертификата - Свидетельства эксплуатанта, без которого эксплуатация гражданских воздушных судов является незаконной.
-------------------------------
<***> Государственным Полномочным органом управления гражданской авиации (далее по тексту Полномочным органом ГА) является Министерство транспорта Российской Федерации в лице Департамента воздушного транспорта.
5. Свидетельство эксплуатанта может быть аннулировано решением Полномочного органа ГА, если эксплуатант нарушит установленные нормы и требования или окажется не в состоянии выполнить их.
Настоящим Руководством устанавливается система, предусматривающая как процедуру первоначальной выдачи Свидетельства эксплуатанта (сертификата), так и последующее осуществление регулярного инспекционного контроля и государственного надзора за деятельностью эксплуатанта с продлением срока действия соответствующего свидетельства.
Копия Свидетельства эксплуатанта и специальные положения по эксплуатации должны находиться на борту каждого ВС эксплуатанта вместе с другими судовыми документами и предъявляется инспекторскому составу Государственных органов управления авиации в российских и зарубежных аэропортах.
6. Утратил силу. - Приказ ФАС РФ от 10.07.98 N 220.
(см. текст в предыдущей редакции)
7. Каждый эксплуатант, владеющий гражданским воздушным судном (ВС) на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании, для обеспечения безопасности коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ должен располагать подготовленным авиационным персоналом, необходимыми органами (подразделениями и службами, см. Приложение 1), оборудованием, средствами, договорами на обеспечение полетов для осуществления в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями <****> всех технологических процессов производственной деятельности в области летной, технической эксплуатации и обеспечения полетов.
Для получения Свидетельства эксплуатант (заявитель) принимает на работу подготовленный авиационный персонал (руководящего звена, руководства летной службы, экипажи ВС и обслуживающий персонал (бортпроводники, операторы и т.д.) инженерно - технический состав, специалистов для организации обеспечения полетов и контроля за их безопасным выполнением).
В соответствии с Приложением 6 к Чикагской конвенции эксплуатант (заявитель) представляет на согласование в Полномочный орган ГА Руководство по производству полетов и Руководство по технической эксплуатации ВС.
ВС заявителя должны быть зарегистрированы в соответствии с правилами регистрации гражданских ВС и иметь соответствующие документы и раскраску, определен порядок использования символики и товарного знака эксплуатанта, а также порядок страхования авиационного персонала, ВС и ответственности перед третьими лицами.
Должностные лица, осуществляющие функции организации летной работы, и специалисты, непосредственно связанные с обеспечением безопасности полетов, должны соответствовать установленным в ГА квалификационным требованиям, иметь специальную подготовку, подтвержденную соответствующими документами.
Руководитель, возглавляющий организацию летной работы, ответственен перед руководством эксплуатанта за организацию и выполнение полетов в соответствии с действующими документами гражданской авиации РФ и несет персональную ответственность за состояние организации летной работы и безопасности полетов своего предприятия. В его обязанности входит представлять необходимую документацию в региональные управления воздушного транспорта и отделы Полномочного органа ГА для получения права выполнения полетов с его санкции. Обязанности, права и ответственность лиц командно - летного состава определяются соответствующими положениями и должностными инструкциями.
Требования к эксплуатантам для выполнения международных полетов определяются Полномочным органом ГА в соответствии с Законодательством Российской Федерации, межгосударственными договорами о воздушном сообщении, заключенными Россией, международными стандартами и рекомендуемой практикой ИКАО.
Способность выполнять международные полеты вновь созданного эксплуатанта рассматривается при условии безаварийной работы на внутреннем рынке авиатранспортных услуг не менее 1 года.
-------------------------------
<****> Здесь и далее под установленными требованиями понимаются положения наставлений, инструкций, руководств и других нормативных актов, регулирующих эксплуатацию гражданских ВС, строительство и эксплуатацию аэропортов и гражданских аэродромов, полеты гражданских ВС, все виды их обеспечения, перевозки пассажиров, багажа, груза, почты, в том числе международные полеты и перевозки, а также использование авиации для выполнения авиационных работ.
8. Особенности сертификации авиапредприятий (эксплуатантов), арендующих ВС, изложены в главе 10.
9. Для получения Свидетельства эксплуатанта (сертификата) заявитель подает в Полномочный орган ГА через региональное управление воздушного транспорта заявку и необходимую документацию. Заявка подается по форме, указанной в Приложении 3, необходимая документация в соответствии с Приложением 4.
Региональные управления проводят предварительное рассмотрение необходимой документации на соответствие установленным требованиям, делают соответствующее заключение и направляют их в Полномочный орган ГА.
При изменении основных условий, с учетом которых было выдано Свидетельство эксплуатанта, эксплуатант обязан до начала выполнения полетов представить дополнение к заявке по форме Приложения N 3 в Полномочный орган ГА через региональное управление ВТ для рассмотрения и внесения необходимых изменений в Специальные положения по эксплуатации.
10. В процессе эксплуатации инспекторский состав Полномочного органа ГА (Департамента воздушного транспорта и региональных управлений) осуществляет контроль и инспектирование полетов, выполняемых с санкции Полномочного органа ГА.
При этом подтверждается способность и компетентность эксплуатанта в отношении безопасного и эффективного осуществления полетов и выполнения действующих в данной области правил и норм.
11. Заявитель представляет документы о страховании ответственности по возмещению ущерба, причиненного пассажирам, багажу и грузам, принятым к перевозке, ответственности за причинения ущерба третьим лицам, а также ответственности по возмещению ущерба, который может быть причинен в связи с выполнением авиационных работ.
12. Все расходы по сертификации эксплуатанта производятся заявителем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей