III. Порядок размещения организаций социального обслуживания

III. Порядок размещения организаций

социального обслуживания

12. Порядок оптимального размещения организаций социального обслуживания включает в себя следующий алгоритм действий уполномоченного органа субъекта Российской Федерации:

(в ред. Приказа Минтруда России от 18.01.2018 N 30)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) анализ действующей системы организаций социального обслуживания, их фактической вместимости (пропускной способности);

б) определение существующего охвата получателей социальных услуг социальным обслуживанием по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская);

в) определение оптимального охвата получателей социальных услуг социальным обслуживанием по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская);

г) расчет необходимой вместимости (пропускной способности) организаций социального обслуживания;

д) определение оптимальной потребности субъекта Российской Федерации в организациях социального обслуживания;

е) определение оптимального размещения организаций социального обслуживания по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская).

13. Определение оптимальной потребности в организациях социального обслуживания осуществляется с учетом существующего в субъекте Российской Федерации количества организаций социального обслуживания, включая организации социального обслуживания субъекта Российской Федерации, негосударственные организации социального обслуживания и индивидуальных предпринимателей, предоставляющих социальные услуги получателям социальных услуг.

14. Показатели охвата получателей социальных услуг социальным обслуживанием по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и местности их предоставления (городская или сельская) определяются для организаций социального обслуживания субъекта Российской Федерации на основе следующих данных:

а) численность населения соответствующей социально-демографической группы;

б) распределение получателей социальных услуг в организациях социального обслуживания;

в) имеющиеся в субъекте Российской Федерации статистические данные за последние 3 - 5 лет о наличии очередности в организации социального обслуживания;

г) имеющиеся в субъекте Российской Федерации статистические данные за последние 3 - 5 лет о численности получателей социальных услуг, охваченных социальным обслуживанием.

15. Охват граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, социальным обслуживанием по формам социального обслуживания и местности их предоставления (городская или сельская) рассчитывается по следующим формулам:

00000001.wmz,

00000002.wmz,

где:

Онik - охват граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании i-й формой социального обслуживания в k-ой местности предоставления социальных услуг (городская или сельская местность), чел.;

Nсik - численность получателей социальных услуг, охваченных i-й формой социального обслуживания в k-ой местности оказания социальных услуг (городская или сельская местность), чел.;

Nsik - общая численность граждан, признанных нуждающимися в i-й форме социального обслуживания в k-ой местности оказания социальных услуг (городская или сельская местность), чел.

16. В целях разработки мероприятий по развитию сети организаций социального обслуживания в субъекте Российской Федерации оценка перспективных значений охвата граждан социальным обслуживанием рассчитывается по следующей формуле:

00000003.wmz,

где:

Опi - показатель перспективного охвата граждан социальным обслуживанием, %;

Nсik - численность получателей социальных услуг, охваченных i-й формой социального обслуживания в k-ой местности оказания социальных услуг (городская или сельская местность), чел.;

Nsik - численность граждан, признанных нуждающимися в i-й форме социального обслуживания в k-ой местности оказания социальных услуг (городская или сельская местность), чел.;

00000004.wmz, 00000005.wmz - среднегодовые темпы роста показателей Nсik и Nsik, рассчитанные за последние 3 - 5 лет;

n - число лет перспективного периода.

17. Примерный расчет перспективных значений охвата граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, социальным обслуживанием по формам социального обслуживания и местности их предоставления (городская или сельская) приведен в приложении N 1 к методическим рекомендациям.

18. Оптимальный охват граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, социальным обслуживанием определяется с учетом оценки перспективных значений охвата граждан социальным обслуживанием в субъектах Российской Федерации и возможностей бюджетов субъектов Российской Федерации.

19. Оптимальная мощность организаций социального обслуживания, оказывающих услуги в стационарной форме социального обслуживания, рассчитывается на основе оптимального количества единиц вместимости организаций (Еопт) и определяется по следующей формуле:

Еоптj = Пj x Kпj,

где:

Еоптj - оптимальное количество единиц вместимости j-ой организации;

Пj - нормативная потребность в социальном обслуживании в j-ой организации, чел./1000 чел. соответствующей социально-демографической группы, признанных нуждающимися в социальном обслуживании;

Kпj - коэффициент пребывания гражданина в j-ой организации социального обслуживания.

20. Коэффициент пребывания гражданина в j-ой организации социального обслуживания (Kпj) рассчитывается как средняя величина на основе информации о сроках пребывания граждан в j-ой организации и численности граждан, обслуженных в данной организации в течение года по формуле:

00000006.wmz,

где:

tпр(ij) - фактическое время пребывания i-го гражданина в j-ой организации, дней;

Nс - численность граждан, обслуженных в j-ой организации в течение года, чел.

21. Примерные данные для расчета коэффициента пребывания гражданина в организации социального обслуживания (Kпj) приведены в приложении N 2 к методическим рекомендациям.

Учитывая примерные данные, приведенные в приложении N 2 к методическим рекомендациям, коэффициент пребывания гражданина в организации социального обслуживания (Kпj) составляет:

для дома-интерната (пансионата) для детей:

00000007.wmz;

для социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних:

00000008.wmz.

Оптимальное количество единиц вместимости (Еоптj) для дома-интерната (пансионата) для детей составляет:

00000009.wmz.

22. Для организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, оптимальное количество единиц вместимости организаций социального обслуживания определяется количеством штатных единиц, приходящихся на 1000 человек соответствующей социально-демографической группы в соответствии с нормами труда.

23. Оптимизация количества единиц вместимости (мест/коек) организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги во всех формах социального обслуживания в городской и сельской местности, предполагает доведение фактического количества единиц вместимости организаций социального обслуживания до оптимального количества единиц вместимости организаций социального обслуживания с учетом возможности полного охвата социальными услугами граждан, нуждающихся в социальном обслуживании.

24. Показатель удельной мощности (Му) организаций социального обслуживания рассчитывается на k единиц вместимости по формуле:

00000010.wmz,

где:

Т - штатная численность основного персонала организации социального обслуживания, шт. ед.;

М - мощность (количество единиц вместимости) организации социального обслуживания, койка (место, услуга);

k - количество единиц вместимости (1, 100, 1000), на которое рассчитывается показатель, койка (место, услуга).

25. Для организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной (полустационарной) форме социального обслуживания, показатель удельной мощности определяется в расчете на 1 или 100 мест (коек) дифференцированно в городской и сельской местностях.

Для организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, показатель удельной мощности определяется в расчете на 1 или 1000 социальных услуг дифференцированно по видам социальных услуг и месту их оказания.

26. Для расчета количества организаций социального обслуживания соответствующей формы социального обслуживания используется показатель оптимальной удельной мощности (МУ(опт)) организаций социального обслуживания, рассчитываемый по формуле:

00000011.wmz,

где:

Т - штатная численность основного персонала организации социального обслуживания, рассчитанная на основе норм труда, шт. ед.;

М - мощность (количество единиц вместимости) организации социального обслуживания, койка (место, услуга);

k - количество единиц вместимости (1, 100, 1000), на которое рассчитывается показатель, койка (место, услуга).

Для организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной (полустационарной) форме социального обслуживания, показатель оптимальной удельной мощности определяется в соответствии с нормами труда <1>.

--------------------------------

<1> На основе нормативов штатной численности организаций социального обслуживания.

Для организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги на дому, оптимальный удельный показатель мощности определяется на основе норм нагрузки на одного социального работника <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 октября 2015 г. N 725 "Об утверждении Методических рекомендаций по определению норм нагрузки социального работника в сфере социального обслуживания" (далее - приказ Минтруда России N 725).

27. Примерный расчет оптимальной удельной мощности стационарных (полустационарных) организаций социального обслуживания представлен в приложении N 3 к методическим рекомендациям.

28. Показатель оптимальной удельной мощности организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги на дому, рассчитывается на основе норм времени на оказание услуг социальными работниками по видам социальных услуг дифференцированно по радиусу обслуживания <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Минтруда России N 725.

29. Примерный расчет количества организаций социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной (полустационарной) форме социального обслуживания, приведен в приложении N 4 к методическим рекомендациям.

30. Требования к оптимальному территориальному размещению объектов социального обслуживания определяются с учетом следующих факторов:

а) градостроительные условия размещения организаций социального обслуживания;

б) возможность объединения или разделения организаций социального обслуживания для обеспечения наиболее эффективного решения функциональных и отраслевых задач;

в) наличие медицинских и образовательных организаций, организаций культуры, организаций социально-бытового назначения и иных организаций, плотности их размещения, а также их транспортной доступности для организаций социального обслуживания.

31. Организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, целесообразно размещать недалеко от крупных населенных пунктов, имеющих медицинские и образовательные организации, организации культуры, организации социально-бытового назначения и иные организации.

32. Для организаций (отделений) социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги на дому, рекомендуемая временная удаленность данных организаций от места проживания получателей социальных услуг должна составлять до 1,5 км в городской местности и до 10 км - в сельской.

33. Для организаций (отделений) социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, рекомендуемая временная удаленность организаций от места проживания получателей социальных услуг должна составлять до 0,5 км в городской местности и до 3 км - в сельской местности.