Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 23 июня 2016 г. N 574

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

К МЕТОДИКЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОСТУПЛЕНИЙ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТЫ

БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.04.2017 N 436,

от 05.06.2019 N 722, от 14.09.2021 N 1557, от 22.09.2022 N 1673,

от 09.12.2022 N 2272, от 27.10.2023 N 1796)

1. Настоящий документ устанавливает общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, разрабатываемой и утверждаемой главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее соответственно - доход, главный администратор доходов, методика прогнозирования).

2. Главный администратор доходов разрабатывает методику прогнозирования по всем кодам классификации доходов, в отношении которых он осуществляет полномочия главного администратора доходов, и утверждает ее по согласованию с соответствующим финансовым органом.

В случае если территориальные органы (подразделения) федеральных органов государственной власти (государственных органов) или казенные учреждения, находящиеся в их ведении, осуществляют полномочия главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов:

федеральные органы государственной власти (государственные органы) разрабатывают методику прогнозирования по соответствующим кодам классификации доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, утверждают ее по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и доводят до своих территориальных органов (подразделений) и казенных учреждений, находящихся в их ведении;

территориальные органы (подразделения) федеральных органов государственной власти (государственных органов) и казенные учреждения, находящиеся в их ведении, разрабатывают методику прогнозирования по всем соответствующим кодам классификации доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов с учетом доведенной до них методики прогнозирования соответствующего федерального органа государственной власти (государственного органа), а также с учетом региональных особенностей поступления соответствующих доходов и утверждают ее по согласованию с соответствующим финансовым органом субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1557)

(см. текст в предыдущей редакции)

2(1). Методика прогнозирования разрабатывается на основе единых подходов к прогнозированию поступлений доходов в текущем финансовом году, очередном финансовом году и плановом периоде. Для текущего финансового года методика прогнозирования предусматривает в том числе использование данных о фактических поступлениях доходов за истекшие месяцы этого года с описанием алгоритма их использования (в том числе увеличение или уменьшение прогноза доходов на сумму корректировки, рассчитываемой с учетом данных о фактических поступлениях доходов, уточнение прогнозируемых значений показателей, используемых для расчета прогнозного объема поступлений, с учетом их фактических значений).

(п. 2(1) введен Постановлением Правительства РФ от 05.06.2019 N 722; в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1557)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Методика прогнозирования разрабатывается по каждому виду (или по решению главного администратора доходов - подвиду) доходов (далее - вид доходов) по форме согласно приложению и содержит:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1557)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) наименование вида доходов и соответствующий код бюджетной классификации Российской Федерации;

(пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1557)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) описание показателей, используемых для расчета прогнозного объема поступлений по каждому виду доходов, с указанием алгоритма определения значения (источника данных) для соответствующего показателя (включая корректирующие показатели);

(пп. "б" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1557)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) характеристику метода расчета прогнозного объема поступлений по каждому виду доходов. Для каждого вида доходов применяются один из следующих методов или сочетание следующих методов расчета (применение сочетания методов расчета возможно в случае использования разных методов расчета для прогнозирования разных источников доходов в рамках одного вида доходов, при этом алгоритм их применения должен быть однозначно определен в методике прогнозирования):

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2023 N 1796)

(см. текст в предыдущей редакции)

прямой расчет, основанный на непосредственном использовании прогнозных значений объемных и стоимостных показателей, уровней ставок и других показателей, определяющих прогнозный объем поступлений прогнозируемого вида доходов;

усреднение - расчет на основании усреднения годовых объемов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации не менее чем за 3 года или за весь период поступления соответствующего вида доходов в случае, если он не превышает 3 года;

индексация - расчет с применением индекса потребительских цен или другого коэффициента, характеризующего динамику прогнозируемого вида доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

экстраполяция - расчет, осуществляемый на основании имеющихся данных о тенденциях изменения поступлений в предшествующие периоды;

иной способ, который должен быть описан и обоснован в методике прогнозирования;

г) описание фактического алгоритма (и (или) формулу) расчета прогнозируемого объема поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1557)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2017 N 436)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Методика прогнозирования в случае использования метода прямого расчета может содержать характеристику уровня собираемости соответствующего вида доходов (при его применимости) с учетом динамики показателя собираемости соответствующего вида доходов в предшествующие периоды и целевого уровня собираемости соответствующего вида доходов (в случае его наличия).

4(1). Методика прогнозирования предусматривает использование при расчете прогнозного объема поступлений доходов оценки ожидаемых результатов работы по взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением задолженности, подлежащей учету на забалансовых счетах до принятия решения о ее восстановлении на балансовых счетах или списании с забалансовых счетов), получаемой на основании данных о планирующемся зачислении или с применением одного из методов (сочетания методов), указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа, с описанием алгоритма ее использования (увеличение прогноза доходов на сумму такой оценки, уточнение прогнозируемых значений показателей, используемых для расчета прогнозного объема поступлений) для всех видов доходов, по которым задолженность по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации отражается в бюджетной отчетности главного администратора доходов, а также влияния на объем поступлений доходов отдельных решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.

(п. 4(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2023 N 1796)

(см. текст в предыдущей редакции)

4(2). Методика прогнозирования составляется с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований. При этом проекты нормативных правовых актов и (или) проекты актов, предусматривающих внесение изменений в соответствующие нормативные правовые акты, могут учитываться при расчете прогнозного объема поступлений доходов по решению соответственно Министерства финансов Российской Федерации, финансовых органов субъектов Российской Федерации или финансовых органов муниципальных образований.

(п. 4(2) введен Постановлением Правительства РФ от 05.06.2019 N 722)

5. Методика прогнозирования в случаях, когда прогноз соответствующего вида доходов предусматривает использование показателей социально-экономического развития, основывается на показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на среднесрочный период, разработанного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местной администрацией (далее - показатели прогноза социально-экономического развития).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.09.2021 N 1557, от 09.12.2022 N 2272)

(см. текст в предыдущей редакции)

5(1). Методика прогнозирования в случае использования при расчете прогнозного объема поступлений данных (в том числе о прогнозе иных видов доходов), получаемых от органов государственной власти, органов местного самоуправления или организаций, предусматривает положения, регламентирующие порядок получения таких данных.

(п. 5(1) введен Постановлением Правительства РФ от 27.10.2023 N 1796)

6. Для расчета прогнозируемого объема доходов от налогов, таможенных платежей и страховых взносов при разработке методики прогнозирования:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2023 N 1796)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) применяется метод прямого расчета;

б) налоговая база и база для расчета таможенных платежей, страховых взносов в прогнозируемом периоде определяются на основании соответствующей отчетности за предыдущие годы с учетом показателей прогноза социально-экономического развития и иной информации, указанной главным администратором доходов согласно подпункту "б" пункта 3 настоящего документа;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2017 N 436)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) учитывается информация о ставках платежей с указанием соответствующей нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах или иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.04.2017 N 436)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) алгоритм расчета для каждого вида доходов должен включать оценку объема выпадающих доходов в связи с применением предусмотренных законодательством Российской Федерации льгот, освобождений и иных преференций с указанием соответствующих норм законодательства Российской Федерации или информацию об отсутствии таких льгот. Расчет выпадающих доходов осуществляется с использованием методов (комбинации методов), указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа.

(пп. "г" введен Постановлением Правительства РФ от 11.04.2017 N 436; в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1557)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Для расчета прогнозируемого объема прочих доходов при разработке методики прогнозирования:

а) в части доходов от предоставления имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду:

применяется метод прямого расчета;

алгоритм расчета прогнозных показателей соответствующего вида доходов основывается на данных о размере площади сдаваемых объектов, ставке арендной платы и отдельных показателях прогноза социально-экономического развития, если иное не предусмотрено договором аренды;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2023 N 1796)

(см. текст в предыдущей редакции)

договоры, заключенные (планируемые к заключению) с арендаторами, являются источником данных о сдаваемой в аренду площади и ставке арендной платы;

б) в части доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям:

применяется метод прямого расчета;

алгоритм расчета прогнозных показателей соответствующего вида доходов определяется исходя:

из фактической или прогнозной величины чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ в году, предшествующем году, на который осуществляется расчет прогнозного объема доходов;

из размера доли чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ, направляемой ими на выплату дивидендов или распределяемой ими среди участников хозяйственных товариществ и обществ, с учетом отдельных решений Правительства Российской Федерации, устанавливающих на отдельные годы индивидуальные нормативы направления чистой прибыли на выплату дивидендов или ее распределения среди участников хозяйственных товариществ и обществ;

из размера доли государственного или муниципального участия в хозяйственном товариществе и обществе (с учетом прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации);

из периода деятельности хозяйственного товарищества и общества, за который выплачиваются дивиденды;

в) в части доходов от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей:

применяется метод прямого расчета;

алгоритм расчета прогнозных показателей соответствующего вида доходов определяется исходя:

из фактической или прогнозной величины чистой прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий в году, предшествующем году, на который осуществляется расчет прогнозного объема доходов;

из доли чистой прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, перечисляемой в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, муниципального образования, с учетом решений Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 09.12.2022 N 2272)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в части доходов от оказания платных услуг:

применяется метод прямого расчета;

алгоритм расчета прогнозных показателей соответствующего вида доходов определяется исходя из количества планируемых платных услуг и их стоимости, установленной органами государственной власти или органами местного самоуправления;

определение количества планируемых платных услуг каждого вида основывается на статистических данных не менее чем за 3 года или за весь период оказания услуги в случае, если он не превышает 3 лет;

д) в части доходов, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, конфискаций и компенсаций, а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного публично-правовому образованию, и иных сумм принудительного изъятия (платежей):

в случае, если фиксированные размеры штрафов и иных сумм принудительного изъятия (платежей) в денежном выражении или их диапазоны установлены законодательно и есть возможность получения соответствующих статистических данных о количестве наложенных штрафов и иных сумм принудительного изъятия (платежей), применяется метод прямого расчета (по видам правонарушений и с учетом размеров платежей);

определение прогнозного количества наложенных штрафов и иных сумм принудительного изъятия (платежей) по каждому виду правонарушений, закрепленному в законодательстве Российской Федерации, основывается на статистических данных не менее чем за 3 года или за весь период закрепления в законодательстве Российской Федерации в случае, если этот период не превышает 3 лет;

размеры штрафов и иных сумм принудительного изъятия (платежей) по каждому виду правонарушений соответствуют положениям нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или представительных органов муниципальных образований с учетом изменений, запланированных на очередной финансовый год и плановый период;

в остальных случаях, кроме случая, указанного в абзаце втором настоящего подпункта, применяется один из методов (комбинация методов), указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа;

е) в части доходов от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

метод прямого расчета применяется в случае прогнозирования следующих доходов согласно бюджетной классификации Российской Федерации:

доходы от продажи квартир;

доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в части реализации основных средств по указанному имуществу (в случае планирования реализации такого имущества);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.10.2023 N 1796)

(см. текст в предыдущей редакции)

доходы в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашений о разделе продукции;

в случае прогнозирования доходов от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в части реализации основных средств по указанному имуществу алгоритм расчета прогнозных показателей определяется с учетом прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, перечня федерального имущества, приватизация которого осуществляется без включения в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на плановый период, и актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также порядка и последовательности применения способов приватизации, установленных законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.09.2022 N 1673)

(см. текст в предыдущей редакции)

в остальных случаях применяется один из методов (комбинация методов), указанных в подпункте "в" пункта 3 настоящего документа.

(пп. "е" в ред. Постановления Правительства РФ от 14.09.2021 N 1557)

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) в части доходов от государственной пошлины, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, торгового сбора:

применяется метод прямого расчета (за исключением прочих поступлений, процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата);

учитывается информация о ставках (размерах) платежей с указанием соответствующей нормы законодательства о налогах и сборах;

алгоритм расчета прогнозных показателей соответствующего вида доходов определяется с учетом порядков исчисления сборов, установленных законодательством о налогах и сборах;

(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 27.10.2023 N 1796)

з) в части доходов от утилизационного сбора:

применяется метод прямого расчета (за исключением пени, процентов, начисленных на суммы излишне взысканных сумм утилизационного сбора);

алгоритм расчета прогнозных показателей доходов от утилизационного сбора определяется с учетом базовых ставок и коэффициентов, применяемых к ним, предусмотренных для конкретных категорий колесных транспортных средств (шасси), самоходных машин и прицепов к ним, с указанием устанавливающих их нормативных правовых актов Российской Федерации, а также показателей прогноза социально-экономического развития.

(пп. "з" введен Постановлением Правительства РФ от 27.10.2023 N 1796)

(п. 7 в ред. Постановления Правительства РФ от 05.06.2019 N 722)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Для исчисления безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при разработке методики прогнозирования ожидаемый объем безвозмездных поступлений определяется на основании объема расходов соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в случае, если такой объем расходов определен. В иных случаях прогнозирование может осуществляться в соответствии с положениями, предусмотренными пунктами 3 - 5 настоящего документа.

9. Разработка методики прогнозирования по видам доходов, не указанным в настоящем документе, осуществляется в соответствии с пунктами 3 - 5 настоящего документа.