Решение Верховного Суда РФ от 14.06.2016 N АКПИ16-332 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Приказа Минобрнауки России от 13.02.2014 N 112 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов">

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 июня 2016 г. N АКПИ16-332

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.К.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т. о признании частично недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. N 112 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов" в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 481 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации",

установил:

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Минобрнауки России) от 13 февраля 2014 г. N 112 утвержден Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов (далее - Порядок, Приказ N 112 соответственно).

Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 7 марта 2014 г., регистрационный номер 31540, опубликован в "Российской газете", 19 марта 2014 г., N 62.

Абзац третий пункта 3 Порядка в прежней редакции предусматривал, что дипломы выдаются указанным в пункте 2 данного порядка лицам, принятым на обучение по соответствующим образовательным программам как после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", так и до его вступления в силу (с учетом тождественности наименований образовательных программ, установленной частью 2 статьи 108 этого федерального закона) и освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) - вне зависимости от обучения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (далее - ФГОС ВО) или при их отсутствии.

12 мая 2014 г. Минобрнауки России издан приказ N 481 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации" (далее - Приказ N 481), который зарегистрирован в Минюсте России 29 мая 2014 г., регистрационный номер 32477, и опубликован в "Российской газете" 2 июля 2014 г., N 145.

Подпунктом 1 пункта 2 Изменений, которые вносятся в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Изменения), изложенных в приложении к этому приказу, в абзаце третьем пункта 3 Порядка слова "вне зависимости от обучения в соответствии с ФГОС ВО или при их отсутствии" заменены словами "в случае обучения в соответствии с ФГОС ВО".

Т., полностью освоивший в 2015 г. образовательную программу послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями по научной специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент) (экономические науки), обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим Приказа N 112 в редакции Приказа N 481, фактически оспаривая абзац третий пункта 3 Порядка и подпункт 1 пункта 2 Изменений в той части, которая исключает получение документа (диплома) об окончании аспирантуры государственного образца аспирантами, поступившими в учебное заведение до издания Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и успешно овладевшими программой обучения не в соответствии с ФГОС ВО. Свое требование мотивировал тем, что оспариваемое нормативное положение противоречит частям 2 и 3 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и ограничивает его право и права других лиц, успешно освоивших после 1 сентября 2013 г. основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре, которые признаются тождественными программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, на получение документа государственного образца об окончании аспирантуры. По мнению административного истца, поступая в аспирантуру в 2011 г. и успешно окончив ее в 2015 г., он считается поступившим и окончившим аспирантуру по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и, следовательно, ему должен быть выдан диплом об окончании аспирантуры, а не справка, которая им получена.

В письменных возражениях на административное исковое заявление Минобрнауки России и Минюст России просили в его удовлетворении отказать, считая, что оспариваемое нормативное положение принято уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав административного истца.

Т. и его представитель П.Д. не явились в судебное заседание, о котором извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель Минобрнауки России Ф. и представитель Минюста России С. не признали административный иск.

Обсудив доводы административного истца Т., возражения представителей административных ответчиков Минобрнауки России - Ф., Минюста России - С., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ), вступившим в силу с 1 сентября 2013 г.

Названным федеральным законом установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определено правовое положение участников отношений в сфере образования (часть 2 статьи 1).

В части 4 статьи 60 этого федерального закона закреплено, что образцы документов об образовании, документов об образовании и о квалификации (за исключением образцов дипломов об окончании ординатуры или ассистентуры-стажировки) и приложений к ним, описание указанных документов и приложений, порядок заполнения, учета и выдачи указанных документов и их дубликатов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, является Минобрнауки России (пункт 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466).

Полномочие Минобрнауки России на принятие нормативного правового акта, определяющего порядок заполнения, учета и выдачи документов об образовании, документов об образовании и о квалификации и их дубликатов, предусмотрено подпунктом 5.2.39 указанного выше положения.

Таким образом, Приказы N 112 и 481, которыми соответственно утверждены оспариваемые в части Порядок и внесенные в него изменения, изданы компетентным федеральным органом исполнительной власти во исполнение требований федерального закона и при реализации предоставленных ему полномочий в установленной сфере.

В соответствии с частью 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено данным федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.

Согласно пункту 5 части 7 этой же статьи высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), подтверждается дипломом об окончании аспирантуры (адъюнктуры).

По смыслу данных законоположений, документ об окончании аспирантуры (адъюнктуры) выдается лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. Государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта (части 1, 4 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Федеральными государственными образовательными стандартами, разрабатываемыми по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), предусмотрено прохождение государственной итоговой аттестации.

В частности, пунктом 6.6 федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.06.01 Экономика (уровень подготовки кадров высшей квалификации), утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 июля 2014 г. N 898, определено, что в Блок 4 "Государственная итоговая аттестация" входят подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, а также представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Минобрнауки России.

Следовательно, установленное в абзаце третьем пункта 3 Порядка, действующем в редакции подпункта 1 пункта 2 Изменений, предписание о выдаче дипломов лицам, принятым на обучение по соответствующим образовательным программам как после вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, так и до его вступления в силу и освоившим образовательные программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) - в случае обучения в соответствии с ФГОС ВО, принято Минобрнауки России в целях реализации требований закона и ему не противоречит.

Образовательная деятельность по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования в аспирантуре до вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ осуществлялась в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденными приказом Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. N 1365, которые не предусматривали проведение государственной итоговой аттестации.

Исходя из пункта 10 части 2 и части 3 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ основные профессиональные образовательные программы послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре), которые реализовывались в Российской Федерации до дня вступления в силу данного федерального закона, тождественны в части наименований программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Обучающиеся, которые приняты на обучение по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) до дня вступления в силу этого федерального закона, считаются принятыми на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). В этих случаях на обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по указанным образовательным программам.

Анализ приведенных положений позволяет сделать вывод о том, что диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) выдается лицам, принятым на обучение по основным профессиональным образовательным программам послевузовского профессионального образования в аспирантуре (адъюнктуре) до 1 сентября 2013 г., только при успешном прохождении ими государственной итоговой аттестации.

В связи с этим лишены правовых оснований доводы административного истца о противоречии оспариваемого нормативного положения частям 2, 3 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

При установленных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение не нарушает прав административного истца и иных лиц в указанных им аспектах.

Кроме того, вопреки утверждениям административного истца, частью 2 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ образовательные программы, реализующиеся в Российской Федерации до 1 сентября 2013 г. и предусмотренные данным федеральным законом, признаются тождественными друг другу лишь в части наименований, а не по комплексу основных характеристик образования (объему, содержанию, планируемым результатам).

Послевузовское профессиональное образование, получаемое в аспирантуре согласно статьям 24, 25 утратившего силу с 1 сентября 2013 г. Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", не рассматривалось как получение высшего профессионального образования в отличие от действующего правового регулирования, согласно которому обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров является получением высшего образования лицами, имеющими диплом об окончании аспирантуры (адъюнктуры) или диплом кандидата наук (часть 8 статьи 69 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).

Поскольку абзац третий пункта 3 Порядка и подпункт 1 пункта 2 Изменений соответствуют нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, заявленное требование не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Т. о признании частично недействующим приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. N 112 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов" в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 481 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО