постановлением Правительства
Российской Федерации
от 9 августа 2016 г. N 757
Государственную программу Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" изложить в следующей редакции:
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 308
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 9 августа 2016 г. N 757)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА"
государственной программы Российской Федерации
"Социально-экономическое развитие Дальнего Востока
и Байкальского региона"
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока |
||
Министерство финансов Российской Федерации; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство энергетики Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство по рыболовству |
||
подпрограмма 1 "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа"; |
||
подпрограмма 2 "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе"; |
||
подпрограмма 3 "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе"; |
||
подпрограмма 4 "Повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока"; |
||
подпрограмма 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития"; |
||
федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года"; |
||
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы"; |
||
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" |
||
повышение уровня социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона; обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения на Дальнем Востоке |
||
формирование и развитие на Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций; содействие реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке; содействие реализации инвестиционных проектов на территории Байкальского региона; привлечение инвестиционных и трудовых ресурсов на Дальний Восток; организационно-правовое обеспечение ускоренного развития Дальнего Востока; развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для комплексного освоения и развития территорий Дальнего Востока и Байкальского региона; создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов |
||
индекс физического объема валового регионального продукта Дальнего Востока и Байкальского региона; индекс физического объема инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах) по Дальнему Востоку и Байкальскому региону; численность постоянного населения Дальнего Востока и Байкальского региона; поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации с территорий Дальнего Востока и Байкальского региона |
||
2014 - 2025 годы, в том числе: I этап - 2014 - 2020 годы; II этап - 2021 - 2025 годы |
||
общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 511841873,6 тыс. рублей, в том числе: на 2014 год - 20113781,7 тыс. рублей; на 2015 год - 25205298 тыс. рублей; на 2016 год - 46652279,4 тыс. рублей; на 2017 год - 46652279,4 тыс. рублей; на 2018 год - 46652279,4 тыс. рублей; на 2019 год - 46652279,4 тыс. рублей; на 2020 год - 46652279,4 тыс. рублей; на 2021 год - 46652279,4 тыс. рублей; на 2022 год - 46652279,4 тыс. рублей; на 2023 год - 46652279,4 тыс. рублей; на 2024 год - 46652279,4 тыс. рублей; на 2025 год - 46652279,4 тыс. рублей |
||
создание условий, обеспечивающих устойчивое развитие Дальнего Востока за счет модернизированной структуры экономики и укрепления торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона; наращивание уровня инвестиционной активности Дальнего Востока и Байкальского региона за счет использования всех видов ресурсов (государственных, частных, иностранных); создание на территории Дальнего Востока в результате реализации мероприятий Программы 103,3 тыс. новых рабочих мест, в том числе 16,42 тыс. высокопроизводительных рабочих мест; рост численности населения Дальнего Востока и Байкальского региона к 2025 году до 11,2 млн. человек; рост грузоперевозок и преодоление процессов анклавизации на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе за счет развития транспортного потенциала |
подпрограммы 1 "Создание условий для опережающего
социально-экономического развития Дальневосточного
федерального округа"
подпрограммы 2 "Поддержка реализации инвестиционных
проектов в Дальневосточном федеральном округе"
подпрограммы 3 "Поддержка реализации инвестиционных
проектов в Байкальском регионе"
подпрограммы 4 "Повышение инвестиционной привлекательности
Дальнего Востока"
подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной
программы Российской Федерации "Социально-экономическое
развитие Дальнего Востока и Байкальского региона"
и прочие мероприятия в области сбалансированного
территориального развития"
федеральной целевой программы "Экономическое и социальное
развитие Дальнего Востока и Байкальского региона
на период до 2018 года"
федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года" |
||
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения |
Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1992 г. N 1118 "О мерах по развитию и государственной поддержке экономики Дальнего Востока и Забайкалья"; постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 г. N 480 "Об утверждении федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года"; распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р |
|
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока |
||
Министерство энергетики Российской Федерации; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство железнодорожного транспорта |
||
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока |
||
целью Программы является развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для обеспечения ускоренного развития макрорегиона, инвестиционного климата в макрорегионе. Задачами Программы являются: развитие транспортной доступности и повышение качества жизни на территории Дальнего Востока и Байкальского региона за счет строительства и реконструкции участков автомобильных дорог регионального и местного значения; обеспечение своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территории Дальнего Востока и Байкальского региона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов; создание основы для повышения мобильности населения Дальнего Востока и Байкальского региона за счет осуществления реконструкции аэропортов регионального и местного значения |
||
Целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы |
оценка эффективности реализации Программы будет осуществляться с использованием индикаторов, сгруппированных в соответствии с решаемыми задачами. Задаче повышения транспортной доступности населенных пунктов макрорегиона за счет развития сети дорог общего пользования регионального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям, соответствует индикатор, касающийся прироста протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию (км). Задаче обеспечения своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока, а также проходящих транзитом через территорию макрорегиона, за счет значительного увеличения пропускной способности железных дорог и развития морских портов соответствуют следующие индикаторы, касающиеся: строительства дополнительных главных путей (км); строительства разъездов на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (единиц); перспективных грузопотоков, возможных к освоению на Восточном полигоне (млн. тонн в год); грузооборота (млрд. т.км в год); прироста производственной мощности российских морских портов (млн. тонн в год). Задаче повышения мобильности населения макрорегиона за счет развития региональной авиации соответствует индикатор, касающийся количества введенных в эксплуатацию после реконструкции аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линий (единиц) |
|
общий объем финансирования Программы на 2014 - 2017 годы составляет 161037,81 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета составляют 93387,84 млн. рублей; средства консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составляют 16264,76 млн. рублей; средства внебюджетных источников составляют 51385,21 млн. рублей |
||
прирост протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию, составит 763,3 км; производственная мощность портов увеличится на 2,21 млн. тонн; будет введено в эксплуатацию после реконструкции 17 аэропортовых комплексов и посадочных площадок региональных и местных воздушных линий; будет построено 4 разъезда на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (единиц); грузооборот на Восточном полигоне Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей увеличится до 520,5 млрд. т.км в год |
федеральной целевой программы "Социально-экономическое
развитие Курильских островов (Сахалинская область)
на 2007 - 2015 годы"
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" |
||
распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2005 г. N 2189-р |
||
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока |
||
Министерство регионального развития Российской Федерации; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Федеральное агентство связи; Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство по рыболовству; Министерство энергетики Российской Федерации; Федеральное дорожное агентство; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации |
||
администрация Сахалинской области и фонд "Центр стратегических разработок - регион" |
||
основная стратегическая цель Программы - создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов с обеспечением бюджетной самодостаточности и интеграции их экономической системы с экономическими системами Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона. Стратегическими задачами Программы являются: создание благоприятных условий жизнедеятельности для населения, постоянно проживающего на Курильских островах, и повышение привлекательности этого региона как места жительства; развитие рыбохозяйственного комплекса, транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры Курильских островов; диверсификация экономики региона, направленная на его сбалансированное развитие и комплексное использование природно-ресурсного потенциала; создание нормативной правовой базы, обеспечивающей особые экономические условия для формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышения конкурентоспособности российских компаний |
||
удельный вес Курильских островов в экономике Сахалинской области; динамика развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры и рыбохозяйственного комплекса, а также состояние инвестиционного климата и экономики региона; демографическое развитие и развитие трудовых ресурсов |
||
Программа реализуется в 2 этапа: I этап - 2007 - 2010 годы; II этап - 2011 - 2015 годы |
||
объем финансирования составляет 27268,59 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: средства федерального бюджета составляют 20692,98 млн. рублей (75,89 процента); средства консолидированного бюджета Сахалинской области составляют 4686,81 млн. рублей (17,19 процента); средства внебюджетных источников составляют 1888,8 млн. рублей (6,93 процента) |
||
обеспечение экономического закрепления Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанском регионе, имеющем геостратегическое значение для страны; повышение привлекательности Курильских островов как места жительства населения и сохранение позитивной демографической динамики; создание качественной конкурентной среды в рыбопромышленном комплексе, стимулирующей повышение конкурентоспособности российского бизнеса; увеличение натуральных показателей эффективности функционирования рыбопромышленного комплекса в 1,3 раза, а финансовых показателей - в 2 раза; диверсификация региональной экономики, эффективное использование природно-ресурсного потенциала Курильских островов; увеличение ресурсной базы водных биологических ресурсов региона в 2 раза путем комплексных исследований сырьевой базы Курильских островов, оптимизации использования традиционных видов водных биологических ресурсов и вовлечения в промысел недоиспользованных видов таких ресурсов, создания сети заводов по искусственному воспроизводству лососевых видов рыб; увеличение производства электроэнергии на 23 процента; обеспечение бюджетной самодостаточности региона; создание сети автомобильных дорог, формирование транспортной морской и авиационной инфраструктуры Курильских островов, которая позволит увеличить пассажиро- и грузооборот; создание сбалансированной и качественной социальной инфраструктуры региона, учитывающей особенности демографической ситуации. Ожидаемые экономические результаты приведены с учетом коммерческих мероприятий, выполняемых без участия федерального бюджета |
федеральной целевой программы "Социально-экономическое
развитие Курильских островов (Сахалинская область)
на 2016 - 2025 годы"
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы" |
||
распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 2572-р |
||
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока |
||
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока; Министерство здравоохранения Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации; Министерство промышленности и торговли Российской Федерации; Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство энергетики Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральное агентство воздушного транспорта; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное дорожное агентство; Федеральное агентство по рыболовству |
||
Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока; Правительство Сахалинской области |
||
целью Программы является комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, обеспечивающее привлекательные условия хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов. Задачами Программы являются: развитие транспортных и коммуникационных связей, включая обеспечение бесперебойного пассажирского и грузового сообщения между Курильскими островами, островом Сахалин, материком и полуостровом Камчатка; создание конкурентоспособных "точек роста", обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие; содействие привлечению прямых инвестиций, в том числе иностранных; стимулирование деловой активности и развитие малого и среднего предпринимательства; обеспечение жителей Курильских островов доступным и комфортным жильем; повышение качества жилищно-коммунальных услуг, услуг связи и обеспечение комплексной безопасности жизнедеятельности; формирование условий для гармоничного развития человеческого капитала и кадрового потенциала Курильских островов |
||
Важнейшие целевые индикаторы и показатели реализации Программы |
численность постоянного населения; объем инвестиций в основной капитал; объем инвестиций в основной капитал на душу населения; покупательная способность населения (по отношению к среднеобластному уровню прожиточного минимума); прирост протяженности объектов портовой инфраструктуры (причальных и защитных сооружений) по отношению к базовому году (нарастающим итогом); прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения с асфальтобетонным покрытием; отгрузка продукции рыбоперерабатывающей промышленности; производство электроэнергии на душу населения; повышение достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций; рост посещаемости организаций культуры (по отношению к уровню 2013 года); объем внутреннего туристского потока |
|
Программа реализуется в 2 этапа: I этап - 2016 - 2020 годы; II этап - 2021 - 2025 годы |
||
объем финансирования Программы составляет 68924,2107 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета составляют 27852,6802 млн. рублей; средства консолидированного бюджета Сахалинской области составляют 31736,8478 млн. рублей; средства внебюджетных источников составляют 9334,6827 млн. рублей |
||
Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности |
реализация Программы позволит обеспечить комплексное развитие экономики, инфраструктуры и социальной сферы, способствующее созданию привлекательных условий хозяйствования и жизнедеятельности населения Курильских островов, и достичь следующих значений основных показателей социально-экономической эффективности (в 2025 году): численность постоянного населения Курильских островов - 24390 чел.; покупательная способность населения (по отношению к среднеобластному уровню прожиточного минимума): в Курильском городском округе - 522,4 процента; в Северо-Курильском городском округе - 428,2 процента; в Южно-Курильском городском округе - 373,7 процента; объем отгрузки продукции рыбоперерабатывающих производств - 8120 млн. рублей; объем инвестиций в основной капитал - 5928,4 млн. рублей |
I. Приоритеты и цели государственной политики, общие
требования к государственной политике субъектов Российской
Федерации в сфере реализации Программы
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" (далее - Программа) определены в следующих стратегических документах:
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации";
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2013 г.;
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г.;
Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция), утвержденные Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 г.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р.
Кроме того, приоритеты государственной политики в отношении территории Дальнего Востока сформулированы в следующих стратегических документах отраслевого характера, учет которых предусматривается в соответствующих государственных программах Российской Федерации:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2008 г. N 877-р;
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. N 1734-р;
Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. N 1715-р;
Стратегия развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. N 2205-р;
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р;
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. N 151-р;
Стратегия развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 839 "Об утверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года".
Отдельные направления государственной политики в сфере социально-экономического развития Байкальского региона определены также в составе Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. N 1120-р.
Государственная политика по развитию Дальнего Востока в части субъектов Российской Федерации, территории которых полностью или частично входят в состав Арктической зоны Российской Федерации, должна быть связана с приоритетными направлениями развития Арктической зоны Российской Федерации, установленными в утвержденной Президентом Российской Федерации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.
Одной из ключевых особенностей социально-экономического развития Дальнего Востока является преобладание точечного расселения и размещения производительных сил. Исходя из этого, реализация приоритетов государственной политики по развитию Дальнего Востока также должна носить точечный характер, учитывать транспортно-логистические характеристики дальневосточных территорий и потенциал внешнеэкономического взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Указанные подходы легли в основу новой модели социально-экономического развития Дальнего Востока, одобренной Правительственной комиссией по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока в 2013 году. Новая модель развития Дальнего Востока основана на экспорте в страны Азиатско-Тихоокеанского региона готовых товаров (работ, услуг), производимых на территории Дальневосточного федерального округа, создании конкурентоспособного инвестиционного климата, привлечении прямых инвестиций, в том числе иностранных, росте деловой активности, развитии малого и среднего предпринимательства, создании конкурентоспособных территорий опережающего развития. Новая модель предусматривает также реорганизацию системы управления социально-экономическим развитием Дальнего Востока для ее приведения в соответствие с задачами ускоренного развития восточных территорий Российской Федерации.
Социально-экономическое развитие Дальнего Востока невозможно без успешного решения задач по экономическому и социальному развитию прилегающего к нему Байкальского региона, который обеспечивает транспортные связи и ресурсную базу реализации перспективных проектов, ориентированных на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В связи с этим при решении отдельных задач социально-экономического развития возникает необходимость рассмотрения Дальнего Востока и Байкальского региона (далее - макрорегион) как единого региона, тогда как инструменты и механизмы их развития могут существенно различаться.
В соответствии с указанными документами и с учетом новой модели развития Дальнего Востока сформированы следующие приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы:
создание на Дальнем Востоке конкурентоспособных (в сравнении с соседними странами Азиатско-Тихоокеанского региона) условий ведения хозяйственной деятельности, необходимых для ускоренного развития экономики и социальной сферы;
обеспечение крупномасштабного притока инвестиций в проекты, осуществляемые на территории макрорегиона;
развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения освоения территорий макрорегиона и повышения мобильности его населения;
развитие внешнеэкономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
закрепление населения в восточных регионах страны на основе повышения уровня и качества жизни населения на территории макрорегиона, а также эффективного управления миграционными процессами и развитием человеческого капитала.
Исходя из указанных приоритетов государственной политики сформулированы следующие цели Программы:
повышение уровня социально-экономического развития макрорегиона;
обеспечение потребности в трудовых ресурсах и закрепление населения на Дальнем Востоке.
С учетом специфики Программы, предусматривающей социально-экономическое развитие конкретных территорий, достижение целей Программы будет обеспечиваться не только посредством реализации Программы, но и мероприятий по опережающему развитию Дальнего Востока, предусмотренных в отраслевых государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах.
Приоритетный характер задач ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока, определенных решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, требует разработки и внедрения дополнительных механизмов управления реализацией Программы, в том числе механизмов по координации реализации мероприятий других государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ на территории Дальневосточного федерального округа.
Задача ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока носит комплексный характер и может быть решена только на основе взаимоувязки во времени и пространстве мероприятий, реализуемых различными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории макрорегиона, а также крупнейшими компаниями. Требуется консолидировать имеющиеся ресурсы в рамках модели сосредоточенного развития, реализуя проекты с максимальной отдачей, что легло в основу методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. N 1055 "Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона".
Функция Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, связанная с координацией деятельности по реализации государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ (в части программ и (или) мероприятий таких программ, реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа), будет осуществляться в следующих формах:
согласование проектов государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ;
отражение мероприятий и показателей государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ в составе Программы;
обеспечение проведения мониторинга реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, реализуемых на территории Дальневосточного федерального округа.
На первом этапе внедрения данного механизма координации важно обеспечить решение задач обеспечения ускоренного социально-экономического развития Дальнего Востока, для выполнения которых будут формироваться отдельные подпрограммы или разделы по опережающему развитию Дальнего Востока в составе отраслевых государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ.
Состав целевых показателей, отражающих решение указанных задач, формируется на основе системы индикаторов действующих государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ. При этом используются показатели, отражающие наиболее существенные результаты социально-экономического развития территорий Дальнего Востока, в том числе показатели, определенные указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 г. N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 г. N 603 "О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса", от 7 мая 2012 г. N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации", от 7 мая 2012 г. N 605 "О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации", от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (за исключением показателей, значения которых не могут быть определены для отдельных территорий).
На втором этапе внедрения механизма координации будут сформированы подпрограммы (специальные разделы) в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах. Состав мероприятий указанных разделов (с выделением параметров финансового обеспечения и целевых показателей) будет отражаться в аналитическом разделе Программы. Ответственность за реализацию мероприятий и достижение соответствующих целевых показателей будет закреплена за соответствующими ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ.
Следует предусмотреть особый порядок внесения изменений в аналитический раздел Программы, отражающий мероприятия и целевые показатели отраслевых государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, в течение 3 месяцев после утверждения указанных программ (внесения в них изменений, в том числе в части приведения в соответствие с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период).
На третьем этапе внедрения механизма координации будет осуществляться мониторинг реализации мероприятий по опережающему развитию Дальнего Востока, включенных в государственные программы Российской Федерации и федеральные целевые программы, а также достижения установленных целевых показателей.
В Программе инструменты для решения задач социально-экономического развития макрорегиона сформированы раздельно. Соответственно состав целевых показателей (индикаторов) Программы и подпрограмм сформирован с учетом различия задач и программных инструментов развития макрорегиона.
Решение задач комплексного социально-экономического развития Байкальского региона осуществляется в рамках подпрограммы 3 "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе", а также в рамках реализации федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года". Задачи развития Байкальского региона отнесены к сфере ведения Министерства экономического развития Российской Федерации.
Для достижения целей Программы будут решены следующие задачи:
формирование и развитие на Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций;
содействие реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке;
содействие реализации инвестиционных проектов на территории Байкальского региона;
привлечение инвестиционных и трудовых ресурсов на Дальний Восток;
организационно-правовое обеспечение ускоренного развития Дальнего Востока;
развитие транспортной и энергетической инфраструктуры для комплексного освоения и развития территории макрорегиона;
создание условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов.
В составе Программы сформирован набор подпрограмм и федеральных целевых программ, обеспечивающих решение поставленных задач, и целевых показателей (индикаторов), отражающих их решение.
В Программе при решении задач комплексного социально-экономического развития Дальнего Востока приоритетными являются следующие направления:
создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития, конкурентоспособных по условиям ведения бизнеса с ключевыми центрами в Азиатско-Тихоокеанском регионе;
развитие свободного порта Владивосток;
поддержка инвестиционных проектов, практическая реализация которых значима для развития Дальнего Востока;
проведение Восточного экономического форума;
обеспечение проектной деятельности институтов развития Дальнего Востока;
обеспечение приоритетного характера финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Дальнего Востока в рамках отраслевых государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, направленного на ликвидацию допущенного отставания и опережающее комплексное социально-экономическое развитие Дальнего Востока;
создание необходимых условий для предоставления земельных участков площадью 1 га гражданам Российской Федерации в безвозмездное пользование на территории Дальнего Востока в целях стимулирования предпринимательской и иной деятельности;
строительство и реконструкция объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры г. Комсомольска-на-Амуре, а также разработка комплексных планов развития отдельных территорий Дальневосточного федерального округа;
определение концептуальных основ конкурентной модели развития Северного морского пути.
Задачи формирования и развития на Дальнем Востоке территорий опережающего социально-экономического развития с благоприятными условиями для привлечения инвестиций, а также развития свободного порта Владивосток решаются в рамках подпрограммы 1 "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа". Ожидаемые результаты ее реализации:
формирование устойчивой модели социально-экономического развития Дальнего Востока на основе комплексного использования существующего потенциала, включая ресурсную базу и географическое расположение макрорегиона;
рост объема инвестиций в основной капитал за счет инвестиций, осуществляемых резидентами территорий опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе;
создание на территориях опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе комплекса производств, в том числе экспортно ориентированных и использующих современные технологии;
создание на территориях опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток 74,8 тыс. новых рабочих мест, в том числе 12,45 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.
Задача содействия реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке решается в рамках подпрограммы 2 "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Дальневосточном федеральном округе". Ожидаемые результаты ее реализации:
формирование конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках производств, расположенных на территории Дальнего Востока;
создание 25 тыс. новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке, в том числе 3,8 тыс. высокопроизводительных рабочих мест;
отбор инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории макрорегиона, в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2014 г. N 1055 "Об утверждении методики отбора инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона";
мониторинг и контроль за ходом реализации инвестиционных проектов в соответствии с инвестиционными соглашениями.
Задача содействия реализации инвестиционных проектов на территории Байкальского региона решается в рамках подпрограммы 3 "Поддержка реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе". Ожидаемые результаты ее реализации:
формирование конкурентоспособных на внешнем и внутреннем рынках производственных комплексов в различных отраслях экономики субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Байкальского региона;
превышение доли инвестиций в основные фонды в валовом региональном продукте по Байкальскому региону над средней долей по Российской Федерации;
создание 2,63 тыс. новых рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе, отобранных для предоставления государственной поддержки;
создание и модернизация 0,13 тыс. высокопроизводительных рабочих мест в результате реализации инвестиционных проектов в Байкальском регионе, отобранных для предоставления государственной поддержки.
Задача привлечения инвестиционных и трудовых ресурсов на Дальний Восток решается в рамках подпрограммы 4 "Повышение инвестиционной привлекательности Дальнего Востока". Ожидаемые результаты ее реализации:
объем освоенных инвестиций, заявленных в инвестиционных соглашениях о реализации проекта, - 1730 млрд. рублей;
положительное сальдо миграции по Дальневосточному федеральному округу к 2025 году;
обеспечение трудовыми ресурсами создаваемых рабочих мест в объеме не менее 90 процентов.
Задача организационно-правового обеспечения ускоренного развития Дальнего Востока решается в рамках подпрограммы 5 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития". Ожидаемые результаты ее реализации:
создание благоприятных условий для сбалансированного устойчивого развития Дальнего Востока путем формирования нормативной правовой базы, определяющей особые условия реализации государственной политики на Дальнем Востоке;
обеспечение приоритетного характера финансирования мероприятий по социально-экономическому развитию Дальнего Востока в рамках реализации государственных программ Российской Федерации и деятельности институтов развития и компаний с государственным участием.
Задача транспортного обеспечения комплексного освоения и развития территорий макрорегиона решается в рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".
Задача создания условий для устойчивого социально-экономического развития Курильских островов решается в рамках федеральных целевых программ "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" и "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы".
Основными результатами реализации Программы будут являться:
создание условий, обеспечивающих устойчивое развитие Дальнего Востока за счет модернизированной структуры экономики и укрепления торгово-экономических связей со странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
наращивание уровня инвестиционной активности макрорегиона за счет использования всех видов ресурсов (государственных, частных, иностранных);
создание на территории Дальнего Востока в результате реализации мероприятий Программы 103,3 тыс. новых рабочих мест, в том числе 16,42 тыс. высокопроизводительных рабочих мест;
рост численности населения макрорегиона к 2025 году до 11,2 млн. человек;
рост грузоперевозок и преодоление процессов анклавизации на территории макрорегиона за счет развития транспортного потенциала.
Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы заключаются прежде всего в соблюдении принципов стратегического планирования и реализации ими полномочий в сфере социально-экономического развития, установленных законодательством Российской Федерации.
Достижение целей Программы обеспечивается единством принципов и методологии организации и функционирования системы территориального развития как со стороны федеральных органов исполнительной власти, так и со стороны субъектов Российской Федерации, расположенных на территории макрорегиона (далее - субъекты макрорегиона).
Государственная политика субъектов макрорегиона в сфере реализации Программы должна обеспечивать сбалансированность стратегического планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям и срокам их реализации, а также по целевым показателям, финансовым и иным ресурсам, а также согласованность управленческих решений по ускоренному социально-экономическому развитию.
Деятельность субъектов макрорегиона оказывает существенное влияние на результаты реализации Программы. В частности, субъекты макрорегиона должны обеспечить реализацию следующих мероприятий:
выполнение обязательств по созданию территорий опережающего социально-экономического развития и обеспечению их необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (в соответствии с соглашениями о создании территорий опережающего социально-экономического развития);
обеспечение необходимого уровня софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации мероприятий государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, финансирование которых осуществляется в том числе за счет межбюджетных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета;
достижение установленных значений показателей результативности использования субсидий, которые должны соответствовать утвержденным индикаторам федеральных целевых программ или государственных программ Российской Федерации, и выполнение иных обязательств в соответствии с соглашениями, заключенными с федеральными органами исполнительной власти;
обеспечение эффективного и результативного использования бюджетных средств;
разработка предложений по формированию подпрограмм (специальных разделов) в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах, направленных на обеспечение опережающего развития Дальнего Востока и решение специфических проблем в соответствующих отраслях экономики и социальной сферы субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа.
Координация и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов макрорегиона в ходе реализации Программы будет обеспечиваться путем:
научно-методического и консультационного обеспечения органов государственной власти субъектов макрорегиона по вопросам, относящимся к сфере реализации Программы;
взаимного обмена информацией по вопросам, относящимся к сфере реализации Программы, и предложениями о реализации мероприятий в рамках подпрограмм (специальных разделов) отраслевых государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ;
организации и проведения международных, всероссийских и региональных мероприятий.
II. Общая характеристика участия субъектов макрорегиона
в реализации Программы
Цели Программы относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов макрорегиона.
Достижение целей Программы обеспечивается реализацией государственных программ субъектов макрорегиона.
Участие субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в достижении целей и задач подпрограммы 1 "Создание условий для опережающего социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа" в рамках основного мероприятия "Создание и развитие территорий опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе" предусматривает:
выполнение обязательств субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, по созданию территорий опережающего социально-экономического развития и обеспечению их необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой (в соответствии с соглашениями);
осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации на территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Особенности реализации полномочий субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, по созданию и развитию свободного порта Владивосток в рамках основного мероприятия "Развитие свободного порта Владивосток" определены Федеральным законом "О свободном порте Владивосток" и предусматривают взаимодействие и координацию деятельности с федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления на территории свободного порта Владивосток.
Органы государственной власти субъектов макрорегиона проводят работу, направленную на подготовку и реализацию проектов создания производств на принципах государственно-частного партнерства, реализация которых имеет особую значимость для макрорегиона. Ими также проводится работа по реализации мероприятий, направленных на укрепление культурных и экономических связей макрорегиона со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Субъекты макрорегиона непосредственно участвуют в реализации федеральных целевых программ "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" и "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016 - 2025 годы".
Высшие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, представляют в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока предложения о выделении подпрограмм (специальных разделов), содержащих отдельные целевые показатели (индикаторы) и специальные мероприятия по Дальнему Востоку, в государственных программах Российской Федерации и федеральных целевых программах.
Правительством Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы участия субъектов макрорегиона в реализации мероприятий по ускоренному социально-экономическому развитию макрорегиона в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации и полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения о целевых индикаторах и показателях Программы, подпрограмм Программы, федеральных целевых программ и их значениях приведены в приложении N 1.
Сведения о целевых индикаторах и показателях Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета приведено в приложении N 5.
План реализации Программы на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов приведен в приложении N 6.
к государственной программе
Российской Федерации
"Социально-экономическое
развитие Дальнего Востока
и Байкальского региона"
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 9 августа 2016 г. N 757)
О ЦЕЛЕВЫХ ИНДИКАТОРАХ И ПОКАЗАТЕЛЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
РАЗВИТИЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА И БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА",
ПОДПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей