<Письмо> Генпрокуратуры России от 11.03.2015 N 72/2-616-2013 <Об обращениях за получением государственных или муниципальных услуг>
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации рассмотрена жалоба.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон N 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия. Согласно ч. 3 ст. 2, ч. 6 ст. 4, ч. 5 ст. 5 Закона N 210-ФЗ одним из основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность их получения по выбору заявителя в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе и путем личного обращения заявителя в орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В соответствии со ст. 21.1 Закона N 210-ФЗ обращение за получением государственной или муниципальной услуги и предоставление государственной или муниципальной услуги могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ).
Виды электронных подписей, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, и порядок их использования устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно Правилам определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 N 634, допускается применение усиленной квалифицированной электронной подписи и простой электронной подписи.
Пунктами 2, 3 Правил использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 N 33, установлено, что простой электронной подписью является электронная подпись, которая посредством использования ключа простой электронной подписи (далее - ключ) подтверждает факт формирования электронной подписи конкретным заявителем. Ключом является сочетание 2 элементов - идентификатора и пароля ключа. Идентификатором является страховой номер индивидуального лицевого счета заявителя - физического лица либо руководителя или уполномоченного им иного должностного лица заявителя - юридического лица (далее - СНИЛС).
Таким образом, создание простой электронной подписи невозможно без использования СНИЛС. На основании ст. ст. 5, 14, 17 Закона N 63-ФЗ при создании усиленной квалифицированной электронной подписи также необходима информация о СНИЛС.
Указанные положения Закона N 210-ФЗ и Закона N 63-ФЗ, предусматривающие выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления и создание электронной подписи, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
На основании Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" полномочиями по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, Правительством Российской Федерации и принимаемыми им нормативными правовыми актами Генеральная прокуратура Российской Федерации не наделена.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд России и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, которое содержит СНИЛС и дату регистрации в качестве застрахованного лица.
Регистрация детей до 14 лет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется по заявлению одного из родителей. Присвоение СНИЛС застрахованного лица носит технологический характер и не нарушает законных прав и свобод несовершеннолетних. Поскольку в обращении не представлены конкретные факты нарушения прав несовершеннолетнего на получение медицинской помощи по причине отказа получения СНИЛС, оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ) письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа или должностного лица, направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
На основании п. 1 Положения о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 N 418, Минкомсвязь России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним.
Государственные органы и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан (ст. 14 Закона N 59-ФЗ).
В связи с этим обращения по поводу функционирования Единого портала государственных и муниципальных услуг, предъявления СНИЛС при оказании государственных услуг обоснованно направлены в Минкомсвязь России для рассмотрения и информирования о результатах.
Нарушений при рассмотрении обращений в Генеральной прокуратуре Российской Федерации не допущено.
по надзору за соблюдением прав
и свобод граждан Главного управления
по надзору за исполнением
федерального законодательства
Н.Н.ЧЕСТНЫХ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей