Организация проживания детей по принципу семейного воспитания

1

Пунктом 38 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 (далее - Положение), определяется, что в организации для детей-сирот за воспитательной группой закрепляется ограниченное количество педагогических работников организаций для детей-сирот, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей, в том числе на этапе подготовки к выпуску из организации для детей-сирот и непосредственно перед выпуском. Замещение педагогических работников работниками из других воспитательных групп не допускается, за исключением случаев увольнения работников, их болезни или отпуска.

Что предусматривает понятие "постоянное нахождение", применяемое в контексте пункта 38 Положения в соответствии с нормами трудового законодательства.

Предусматривается ли пунктом 38 Положения работа сотрудников и в ночное время?

Должно ли подкрепляться исполнение пункта 38 Положения отдельным приказом руководителя организации для детей-сирот?

Планируется ли Министерством образования и науки Российской Федерации подготовить рекомендации по составлению штатного расписания организации для детей-сирот?

Понятие "постоянное нахождение" предусматривает закрепление за воспитательной группой детей ограниченного количества работников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот). Рекомендуемое количество работников на воспитательную группу: не более двух воспитателей, выполняющих функцию так называемого "значимого взрослого для ребенка", и работник (работники) из числа обслуживающего персонала, не участвующий в воспитании детей.

Подразумевается "скользящий" график для работников с учетом возраста детей и их занятости в дневное время в группе. При создании необходимых условий (например, отдельная комната воспитателя) в организации для детей-сирот работа в ночное время воспитателя также может быть предусмотрена.

Закрепление работников за воспитательной группой должно быть утверждено приказом руководителя организации для детей-сирот.

В рамках ФЦПРО Минобрнауки России на 2016 год предусмотрена разработка методических рекомендаций, описывающих модели организаций для детей-сирот и внутренних нормативных документов по организации их деятельности в соответствии с Положением ("типовое" положение, штатное расписание, режим дня воспитанников, должностные регламенты сотрудников, стандарты предоставляемых услуг и др.).

2

Согласно пункту 32 Положения в организациях для детей-сирот создаются благоприятные условия пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей.

Пунктом 48 Положения определяется, что организациями для детей-сирот в целях создания безопасных, благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным, оказываются социальные, медицинские услуги, а также услуги в сфере образования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.

Какие существуют критерии и условия, приближенные к семейным?

Каким федеральным законодательством установлен порядок оказания социальных, медицинских услуг, а также услуг в сфере образования?

Положением определяется перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями, порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей (включая порядок и условия взаимодействия субъектов Российской Федерации и их уполномоченных органов исполнительной власти при принятии решения по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей), порядок обследования таких детей, основания принятия решений по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования к условиям пребывания в указанных (статья 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ). Положением в том числе устанавливаются требования к организации жизненного обустройства детей по "семейному типу", к составу и численности детей в воспитательных группах, ограниченному количеству работников в воспитательных группах.

Порядок оказания социальных услуг устанавливается Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323 "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации".

Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

3

Согласно пункту 17 Положения в целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка, продолжения получения образования в образовательной организации, которую посещал ребенок, дети помещаются под надзор в организацию для детей-сирот, расположенную территориально наиболее близко к месту их жительства или пребывания, за исключением случаев, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, способствует асоциальному поведению детей и (или) их самовольному уходу из организации для детей-сирот.

Каким документом подтверждается факт негативного влияния привычной социальной среды на поведение детей?

На каком основании можно переводить ребенка из одной организации в другую, если в соответствии с пунктом 36 перевод детей из одной воспитательной группы в другую не допускается?

Положением не определяется документ, подтверждающий факт негативного влияния привычной социальной среды на поведение детей, при их помещении под надзор в организацию для детей-сирот. Вместе с тем, орган опеки и попечительства обеспечивает защиту прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, до решения вопроса о его устройстве. Соответственно орган опеки и попечительства в том числе оценивает социальную среду, в которой находится ребенок, при принятии решения о помещении ребенка под надзор в организацию для детей-сирот. К организациям для детей-сирот, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (статья 152.2 СК РФ). Согласно пункту 6 статьи 148.1 СК РФ опекун или попечитель вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 СК РФ. Таким образом, перевод ребенка из одной организации в другую должен осуществляться в интересах ребенка при наличии объективных причин, например в целях получения им медицинских, социальных, образовательных или иных услуг.

4

Согласно пункту 40 Положения приобретение личных вещей для детей осуществляется по возможности с участием детей.

Каким образом можно организовать приобретение личных вещей для воспитанников организаций для детей-сирот с их участием в рамках реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?

Минобрнауки России совместно с Минэкономразвития России подготовлен законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", устанавливающих возможность организациям для детей-сирот осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей, при этом годовой объем закупок, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.