1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя
1. По вопросу оспаривания решений об отказе в государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя.
1.1. Ввиду того, что вопрос несоответствия содержания и порядка заполнения представленного в регистрирующий орган заявления установленным требованиям судами первой и апелляционной инстанций не исследовался, суд кассационной инстанции отменил соответствующие судебные акты и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По делу N А55-15756/2015 Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной инспекции о признании недействительным решения от 03.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) изменений согласно заявлению Общества от 27.08.2014 N 1805.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016, заявленные требования удовлетворены.
В кассационных жалобах Управление и Межрайонная инспекция ставили вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и просили принять по делу новый судебный акт.
Суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 11.07.2014 Общество получило заявление одного из его участников - Общества "С." о выходе из состава учредителей.
В связи с этим, Общество обратилось в Межрайонную инспекцию с Заявлением о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма N Р14001) с приложением протокола общего собрания участников Общества от 11.08.2014 и заявления Общества "С." о выходе из состава участников.
По результатам рассмотрения заявления Инспекцией принято решение от 03.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Законом о государственной регистрации документов со ссылкой на то, что в представленном заявлении содержатся сведения об участнике - российском юридическом лице - Обществе, тогда как согласно Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" Общество не может быть участником в самом обществе. В качестве правового обоснования отказа указан подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Не согласившись с отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суды со ссылкой на нормы статей 93, 94 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 7, 8, 14, 23, 24, 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.1999 N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" посчитали, что то обстоятельство, что к Обществу перешла доля Общества "С." в размере 80% уставного капитала, не придает Обществу статус участника, то есть оно не становится участником самого себя, в связи с чем пришли к выводу, что решение Инспекции от 03.09.2014 об отказе в государственной регистрации юридического лица не соответствует требованиям Закона о государственной регистрации и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Между тем судами не учтено следующее.
Выяснение обстоятельств, касающихся существа заявленных требований, определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства осуществляются при подготовке дела к судебному разбирательству в соответствии со статьями 133 и 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Пунктом 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 65 "О подготовке дела к судебному разбирательству" предусмотрено, что в силу пункта 1 статьи 133 АПК РФ арбитражный суд обязан самостоятельно определять характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению. В связи с этим в целях единообразного толкования и применения норм материального права и норм процессуального права необходимо в каждом случае при подготовке дела к судебному разбирательству проанализировать судебную практику применения законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Пунктом 4 статьи 5 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что записи вносятся в ЕГРЮЛ на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Статьей 17 Закона о государственной регистрации определен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Установленная законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, в связи с чем для ее проведения необходимо не только выполнение требований в части предоставления полного пакета документов, но и в части их соответствия по форме и содержанию установленным нормативными актами формам и порядку их заполнения.
Нарушение порядка заполнения установленных форм по существу приравнивается к непредставлению необходимых документов и влечет отказ в государственной регистрации на основании статьи 23 указанного Закона.
Судебными инстанциями установлено, что согласно протоколу общего собрания участников Общества от 11.08.2014 Общество "С." вышло из состава учредителей путем отчуждения доли Обществу.
Нарушение порядка заполнения установленных форм по существу приравнивается к непредставлению необходимых
Исходя из представленного пакета документов (протокол общего собрания Общества от 11.08.2014 и заявление Общества "С."), Обществу в соответствии с приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" необходимо было заполнить в заявлении по форме N Р14001 листы, содержащие сведения о прекращении участия Общества "С." и сведения о доле в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащей Обществу.
Фактически Общество в разделе 1 (причины внесения сведений) листа В (страница 004) заявления по форме N Р14001 заполнило опцию N 1 - внесение сведений о новом участнике - Обществе.
В связи с неправильным заполнением заявления по форме N Р14001 Общество стало новым участником российского юридического лица - Общества.
Регистрирующий орган в отзыве и в процессе судебного разбирательства приводил доводы о том, что исходя из содержания сведений листа В заявления по форме N Р14001, Общество становится участником самого себя, что не соответствует представленным документам и Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Таким образом, заявленный спор носит не правовой характер, а имело место быть техническая ошибка при заполнении Обществом заявления по форме N Р14001.
Об этом регистрирующий орган указывал и в поданных апелляционных жалобах.
Однако в нарушение статей 133 и 135 АПК РФ суд первой инстанции не определил в полной мере характер спорного правоотношения и подлежащее применению законодательство, круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Так, в ходе рассмотрения дела суды ограничились исследованием вопроса правомерности передачи Обществу 80% доли выбывшего участника.
Вопрос несоответствия содержания и порядка заполнения заявления по форме N Р14001 установленным требования носил не правовой, а технический характер и остался без исследования судом первой инстанции.
Указанные недостатки не были устранены и судом апелляционной инстанции.
Между тем, отсутствие заявления, поданного по утвержденной форме, с соблюдением установленного законом порядка обращения в регистрирующий орган, препятствует совершению регистрационных действий и является основанием для отказа регистрирующим органом в их совершении в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации.
Кроме того, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.11.2010 N 8467/10, суды на основании части 1 статьи 133, части 1 статьи 168 АПК РФ с учетом обстоятельств, приведенных в обоснование иска, должны самостоятельно определить характер спорного правоотношения, возникшего между сторонами по делу, а также нормы законодательства, подлежащие применению, а в случае необходимости и неясности предмета спора предложить сторонам уточнить заявленные требования.
Данные процессуальные нарушения судами учтены не были, что привело к неверной квалификации спора, а именно подмены технической ошибки Общества при заполнении заявления по формы N Р14001, правом Общества на изменение содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в связи с выходом одного из его участников.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
1.2. Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации и отрывная часть к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания не могут рассматриваться в качестве документов, подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации.
По делу N А14-11359/2015 К.Е.Л. обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции (далее - регистрирующий орган) и Управлению о признании незаконными решения регистрирующего органа N 1933А от 18.02.2015 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя и решения Управления N 11-29/0973 от 22.05.2015.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.01.2016 признано незаконным решение регистрирующего органа N 1933А от 18.02.2015 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Суд обязал регистрирующий орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов К.Е.Л. путем осуществления государственной регистрации К.Е.Л. в качестве индивидуального предпринимателя на основании заявления с вх. N 1933А от 12.02.2015. В требовании к Управлению отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, регистрирующий орган обратился с апелляционной жалобой, в которой ссылался на неверное применение судом норм материального права и просил отменить решение суда и отказать К.Е.Л. в удовлетворении ее требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, К.Е.Л. является гражданкой Украины.
На основании заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации К.Е.Л. 22.14.2014 получила временное убежище на территории Воронежской области в упрощенном порядке (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.07.2014 N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке").
12.02.2015 К.Е.Л. обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р21001, представив соответствующий комплект документов, необходимых для государственной регистрации:
- документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина (копия паспорта),
- копию свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ,
- документ, подтверждающий право пребывания на территории РФ;
- квитанцию об оплате государственной пошлины.
Решением от 18.02.2015 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации на том основании, что заявителем не представлены определенные статьей 22.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) необходимые для государственной регистрации документы, а именно: заявление о государственной регистрации по форме N Р21001, ввиду невозможности установить достоверность адреса, указанного в заявлении, поскольку в свидетельстве о предоставлении временного убежища на территории РФ отсутствует отметка о месте жительства заявителя на территории РФ.
06.05.2015 К.Е.Л. обратилась в Управление с жалобой на решение регистрирующего от 18.02.2015.
Решением N 11-29/0973 от 22.05.2015 Управление отказало К.Е.Л. в удовлетворении ее жалобы на действия регистрирующего органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно подпункту "д" пункта 2 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся сведения о месте жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "е" пункта 1 статьи 22.1, а не подпункт "е" пункта 1 статьи 22.
Согласно подпункту "е" пункта 1 статьи 22 Закона N 129-ФЗ при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина или лица без гражданства, такое лицо должно представить в регистрирующий орган в числе прочего копию документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
Как установлено судом, в регистрирующий орган заявителем в качестве документа, подтверждающего право К.Е.Л. временно проживать в Российской Федерации, была представлена копия свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ ВУ N 0225840 от 22.12.2014, сроком действия до 22.12.2015 (решением УФМС России по ВО от 17.09.2015 срок пребывая продлен на один год), а также отрывная часть к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания по адресу: Воронежская область, Терновский район, с. Липяги, ул. Советская, д. 13.
Исследовав указанные доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленные К.Е.Л. в регистрирующий орган документы содержат всю необходимую для внесения в ЕГРИП информацию, соответственно К.Е.Л. в регистрирующий орган представлены все документы, предусмотренные пунктом 1 статья 22.1 Закона N 129-ФЗ, для осуществления государственной регистрации индивидуального предпринимателя.
Такие выводы апелляционная коллегия признает ошибочными, исходя из следующего.
Положения Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) разделяет статус иностранных граждан в зависимости от оснований нахождения на территории Российской Федерации.
Статья 2 названного закона определяет временно пребывающего иностранного гражданина как лицо, не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание или получившее вид на жительство, являются соответственно временно проживающими либо постоянно проживающими в Российской Федерации иностранными гражданами.
Разрешение на временное проживание Закон N 115-ФЗ определяет как подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (статья 2).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон о беженцах) временным убежищем является возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При предоставлении иностранному гражданину временного убежища ему выдается свидетельство установленной формы.
Свидетельство является основанием для законного пребывания данного лица на территории Российской Федерации и для регистрации его в установленном порядке в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту пребывания (пункт 3 статьи 12).
Суд первой инстанции, изучив положениям Закона о беженцах, пришел к выводу, что на лицо, получившее временное убежище, распространяются права и обязанности, установленные данным законом, помимо права на получение единовременного денежного пособия.
Поскольку подпунктом 9 пункта 1 статьи 8 Закона о беженцах установлено, что лицо, признанное беженцем, имеет право, в том числе на предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии препятствий для получения статуса предпринимателя и для лица, получившего временное убежище.
Вместе с тем, по мнению апелляционного суда, положения Закона о беженцах не дают оснований распространить действие его статьи 8 "Права и обязанности лица, признанного беженцем" на лиц, не получивших такого статуса в установленном порядке.
Не содержит подобных отсылок и статья 12 Закона о беженцах, определяющая правовое положение иностранного гражданина, которому предоставлено временное убежище. Так, временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину, если он:
1) имеет основания для признания беженцем, но ограничивается заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным указанным Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.
Более того, само по себе наличие права на занятие предпринимательской деятельностью не является безусловным основанием для физического лица (как гражданина РФ, так и иностранного гражданина) претендовать на получение статуса индивидуального предпринимателя.
Получение такового обусловлено наличием у физического лица места жительства в Российской Федерации (пункт 3 статьи 8 Закона N 129-ФЗ).
Как уже было указано, пункт 1 статьи 1 Закона N 129-ФЗ предписывает, что при регистрации в качестве индивидуального предпринимателя иностранного гражданина или лица без гражданства, такое лицо должно представить в регистрирующий орган копию документа, подтверждающего его право временно или постоянно проживать в Российской Федерации.
Понятие места жительства иностранного гражданина в Российской Федерации определено Федеральным законом N 109-ФЗ от 18.07.2006 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон N 129-ФЗ). Это жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин зарегистрирован после получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство (статьи 2, 16).
Место пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации Закон N 109-ФЗ определяет как жилое помещение, не являющееся местом жительства, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства находится.
Таким образом, законодательство, регулирующее правовое положение иностранных граждан, различает правовые категории "место жительства" и "место пребывания".
Согласно статье 2 Закона N 115-ФЗ документом, подтверждающим временное проживание иностранного лица в Российской Федерации, является разрешение на временное проживание, оформляемое применительно к иностранному гражданину в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. Документом, подтверждающим право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации, является вид на жительство.
Как следует из материалов дела, К.Е.Л. представила в регистрирующий орган копию свидетельства о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации ВУ N 0225840 от 22.12.2014 и отрывную часть к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания. Данные документы подтверждают законность пребывания иностранного лица, на что прямо в них указано. Поэтому рассматривать их в качестве подтверждающих право К.Е.Л. временно проживать в Российской Федерации, у суда первой инстанции оснований не имелось.
Применение судом первой инстанции положений пункта 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ, согласно которому порядок, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу или патента, не распространяется на иностранных граждан, признанных беженцами, а также получивших временное убежище на территории Российской Федерации, также не может быть признано обоснованным.
Указанная норма регулирует трудовую деятельность иностранных граждан, которую Закон N 115-ФЗ определяет как работу на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) (статья 2). В то время как деятельность в качестве предпринимателя (предпринимательская) предусматривает самостоятельное вступление лица в гражданский оборот от своего имени, и получение статуса предпринимателя требует регистрации в этом качестве в установленном порядке.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия признает действия Инспекции по отказу К.Е.Л. в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя соответствующими Закону N 129-ФЗ.
Требование К.Е.Л. о признании незаконным решения Управления об отказе в удовлетворении жалобы на действия регистрирующего органа N 11-29/0973 от 22.05.2015 обоснованно оставлено судом без удовлетворения, применительно к правовой позиции, изложенной в пункте 75 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой налогового кодекса Российской Федерации". Факты нарушения процедуры принятия оспариваемого решения Управления, либо выхода последнего за пределы своих полномочий, в ходе рассмотрения дела судом не установлены.
1.3. Установив, что решение единственного учредителя об учреждении общества с ограниченной ответственностью в части порядка оплаты уставного капитала общества носит неясный и неопределенный характер, ввиду чего является ненадлежащим, суды пришли к выводам о законности оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации юридического лица.
По делу N А71-9310/2015 П.И.К., являющийся учредителем общества, обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 18.06.2015 N 1556 об отказе в государственной регистрации юридического лица и об обязании инспекцию осуществить регистрацию общества.
Решением суда от 09.11.2015 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2016 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе П.И.К. просит обжалуемые судебные акты отменить, заявление удовлетворить.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Статья 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) содержит перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица. При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется в числе прочего решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Согласно пунктам 1, 2 статьи 13 Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного закона.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации допускается при непредставлении заявителем определенных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с названным Законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В силу пункта 2 статьи 23 Закона о государственной регистрации решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 названной статьи.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 66.2 Гражданского кодекса Российской Федерации минимальный размер уставных капиталов хозяйственных обществ определяется законами о хозяйственных обществах.
При оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала.
Денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники хозяйственного общества не вправе определять денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком.
При оплате долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не денежными средствами, а иным имуществом участники общества и независимый оценщик в случае недостаточности имущества общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах суммы, на которую завышена оценка имущества, внесенного в уставный капитал, в течение пяти лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав общества соответствующих изменений.
Если иное не предусмотрено законами о хозяйственных обществах, учредители хозяйственного общества обязаны оплатить не менее трех четвертей его уставного капитала до государственной регистрации общества, а остальную часть уставного капитала хозяйственного общества - в течение первого года деятельности общества.
В случаях, если в соответствии с законом допускается государственная регистрация хозяйственного общества без предварительной оплаты трех четвертей уставного капитала, участники общества несут субсидиарную ответственность по его обязательствам, возникшим до момента полной оплаты уставного капитала.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Закона об обществах с ограниченной ответственностью оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.
Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.
Как следовало из материалов дела, пункты 3, 4 решения единственного учредителя общества П.И.К. от 26.05.2015 определен уставный капитал общества в размере 10 000 руб. и то, что уставный капитал подлежит оплате 100% после государственной регистрации общества и вносится имуществом, принадлежащим учредителю на праве собственности, в сумме 10 000 руб.
Проанализировав решение единственного учредителя общества П.И.К. от 26.05.2015 о создании указанного общества, а именно в части определения размера уставного капитала общества и порядка оплаты уставного капитала общества, установив, что решение единственного учредителя в части порядка оплаты уставного капитала общества носит неясный и неопределенный характер, ввиду чего является ненадлежащим, суды пришли к правильным выводам о том, что учредитель общества П.И.К. не представил определенные Законом о государственной регистрации необходимые для государственной регистрации документы.
Таким образом, установив, что учредитель общество П.И.К. не представил в регистрирующий орган все необходимые документы, оформленные надлежащим образом, суды пришли к правильным выводам о законности и обоснованности решения регистрирующего органа от 18.06.2015 N 1556 об отказе в государственной регистрации юридического лица.
1.4. В связи с тем, что представленные в регистрирующий орган документы содержали недостоверные сведения об уменьшении уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, суды отказали в удовлетворении заявления о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации соответствующих изменений.
По делу N А56-36782/2015 Общество обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать незаконным решение Инспекции от 19.03.2015 N 34217А об отказе в государственной регистрации юридического лица.
Решением от 30.09.2015, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2015, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество просило отменить решение от 30.09.2015 и постановление от 21.12.2015, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами, Общество зарегистрировано 05.03.2005, размер его уставного капитала составил 10 000 руб.
Участниками Общества являются А.Т.И., Б.Л.Б., Б.А.Л., Г.И.Л., К.А.Н., П.М.М., Р.Л.И., С.А.А., Т.Л.Л., Ш.А.А., каждый из участников владеет долей в размере 10% уставного капитала номинальной стоимостью 1000 руб.
В 2012 году на основании представленных в Инспекцию документов в ЕГРЮЛ был внесен ряд записей, в том числе о смене руководителя Общества (назначении руководителем Р.С.В., а впоследствии Г.С.В.), об увеличении уставного капитала до 100 000 руб., об изменении состава участников Общества с включением в состав участников Р.С.В. с долей, равной 90% уставного капитала, номинальной стоимостью 90 000 руб.; затем - об увеличении уставного капитала до 1 000 000 руб. с включением в состав участников общества с ограниченной ответственностью "А." с долей в уставном капитале в размере 90% номинальной стоимостью 900 000 руб. и об изменении в процентном выражении размера долей участников Общества.
Впоследствии, 11.09.2012, в ЕГРЮЛ была внесена запись N 8127847703338 о прекращении прав Р.С.В. на долю в уставном капитале Общества номинальной стоимостью 90 000 руб. и о переходе прав на эту долю к Обществу.
В связи с этим участники Общества обратились в суд с исками о признании недействительными - как не имеющими юридической силы - решений общих собраний участников и незаконными - решений Инспекции, принятых на основании представленных документов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.01.2013 по делу N А56-67271/2012 признано незаконным решение Инспекции от 03.05.2012 N 62216А о внесении в ЕГРЮЛ сведений о Р.С.В. как генеральном директоре Общества.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2013 по делу N А56-51274/2012 признаны недействительными:
- решения внеочередного общего собрания участников Общества от 08.11.2012 о признании состоявшимся увеличения уставного капитала Общества, об утверждении итогов внесения вклада Р.С.В., об утверждении изменений участников, о внесении изменений в устав Общества;
- решение об избрании генеральным директором Общества Г.С.В., оформленное протоколом от 17.07.2012 N 3-2012;
- решения Инспекции от 26.06.2012 N 89203А, 89197А, от 26.07.2012 N 104836А о регистрации изменений, внесенных в устав Общества, и о внесении сведений в ЕГРЮЛ на основании означенных решений собрания участников и осуществленные в соответствии с этими решениями Инспекции записи в ЕГРЮЛ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2013 по делу N А56-55446/2012 признаны недействительными:
- решения общего собрания участников об увеличении уставного капитала Общества и принятии общества с ограниченной ответственностью "А." в состав участников Общества, оформленные протоколом внеочередного общего собрания участников общества от 17.07.2012 N 5-2012;
- решения Инспекции от 30.08.2012 N 120521А, 120526А о внесении изменений в содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об Обществе и внесенные на основании этих решений записи в ЕГРЮЛ.
Решение Инспекции, на основании которого 11.09.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись N 8127847703338 о прекращении прав Р.С.В. на долю в уставном капитале Общества номинальной стоимостью 90 000 руб. и о переходе прав на эту долю к Обществу, до настоящего времени в установленном порядке незаконным не признано.
В связи с изложенным в ЕГРЮЛ значатся следующие сведения об Обществе: размер уставного капитала - 10 000 руб., доля в размере 9% номинальной стоимостью 90 000 руб. принадлежит Обществу, доля каждого из участников - А.Т.И., Б.Л.Б., Б.А.Л., Г.И.Л., К.А.Н., П.М.М., Р.Л.И., С.А.А., Т.Л.Л. - составляет 0,1% уставного капитала, номинальной стоимостью 1000 руб., а доля Ш.А.А. - 1% уставного капитала, номинальной стоимостью 1000 руб.
В целях устранения несоответствия содержащихся в ЕГРЮЛ сведений действительному положению общим собранием участников Общества 12.03.2015 приняты решения о погашении принадлежащей Обществу доли в его уставном капитале номинальной стоимостью 90 000 руб., об установлении размера уставного капитала Общества в 10 000 руб., о распределении долей в уставном капитале - по 10% каждому участнику номинальной стоимостью 1000 руб. и о внесении изменений в устав.
Общество 16.03.2015 представило в Инспекцию заявление по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы Общества.
По результатам рассмотрения названных документов Инспекция 19.03.2015 вынесла решение N 34217А об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, указав на непредставление заявления по форме N Р13001, подтверждающего, что вносимые в ЕГРЮЛ изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации сведениям.
Суд первой инстанции установил, что решение об увеличении размера уставного капитала до 100 000 руб. не принималось общим собранием участников, уставный капитал Общества составлял и составляет 10 000 руб., доля в размере 9% уставного капитала номинальной стоимостью 90 000 руб. Обществу никогда не принадлежала.
Суд пришел к выводу о том, что решение о погашении такой доли и об уменьшении размера уставного капитала на 90 000 руб. противоречит статье 20 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах), следовательно, не может быть принято общим собранием участников Общества в рассматриваемой ситуации.
В связи с этим суд отказал в удовлетворении заявленного требования.
Апелляционный суд поддержал означенные выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции находит, что в удовлетворении заявления Общества правильно отказано.
В соответствии со статьей 23 Закона об обществах общество с ограниченной ответственностью не вправе приобретать доли или части долей в своем уставном капитале, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
В силу статьи 24 Закона об обществах после приобретения Обществом доли в уставном капитале эта доля должна быть распределена между участниками или продана; не распределенные или не проданные в установленный названной статьей срок доля или часть доли в уставном капитале общества должны быть погашены, и размер уставного капитала общества должен быть уменьшен на величину номинальной стоимости этой доли или этой части доли.
Согласно пункту 1 статьи 20 Закона об обществах уменьшение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью может осуществляться в том числе путем погашения долей, принадлежащих обществу. Общество не вправе уменьшать свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, определенного в соответствии с названным Федеральным законом.
Судами установлено, что в порядке, предусмотренном Законом об обществах, участники Общества не принимали решение об увеличении уставного капитала до 100 000 руб. и Общество не приобретало долю в уставном капитале в размере 9% номинальной стоимостью 90 000 руб., а сведения об обратном внесены Инспекцией в ЕГРЮЛ в результате неправомерных действий неустановленных лиц.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что решение участников Общества о погашении доли и об уменьшении размера уставного капитала противоречит приведенным нормам права.
Недостоверность сведений, изложенных в поданном в регистрирующий орган заявлении, приравнивается к непредставлению необходимых документов, определенных статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Соответственно, отказ Инспекции в регистрации изменений в учредительные документы и о внесении в ЕГРЮЛ сведений об Обществе на основании представленного Обществом заявления и приложенного решения общего собрания участников от 12.03.2015 не может быть признан незаконным.
1.5. Положения пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в редакции Федерального закона от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ подлежат применению с 31.03.2015 вне зависимости от того, когда началась процедура ликвидации юридического лица.
По делу N А64-4137/2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Инспекции о признании недействительным решения от 22.04.2015 об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решением суда от 21.12.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 15.01.2015 единственным учредителем Общества принято решение N 4 о начале процедуры добровольной ликвидации Общества и назначении ликвидатора. В Единый государственный реестр юридических лиц 26.01.2015 внесена запись о принятии названного решения.
Решением N 1 от 29.01.2015 Инспекцией в порядке пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации назначена выездная налоговая проверка Общества.
Между тем, Общество 15.04.2015 представило в Инспекцию:
а) уведомление о принятии решения о ликвидации общества по форме N Р15001, промежуточный ликвидационный баланс решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса (входящий N 283А);
б) заявление о ликвидации по форме N Р16001, документ, подтверждающий представление сведений в ПФР, решение об утверждении ликвидационного баланса, ликвидационный баланс, документ об оплате государственной пошлины (входящий N 284А).
Решениями Инспекции от 22.04.2015 N 283А и 284А Обществу отказано в государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Основанием для вынесения указанных решений послужил вывод Инспекции, что ликвидационный бухгалтерский баланс считается не представленным, поскольку имеется информация о проведении в отношении Общества выездной налоговой проверки на 15.04.2015. Результаты проверки не оформлены соответствующим актом и решением. Таким образом, ликвидационный бухгалтерский баланс считается не представленным.
В соответствии с положениями статей 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу (статьи 1, 10 ГК РФ).
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом).
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федерального закона N 129-ФЗ.
Из пунктов 1.1, 1.2 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ следует, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.1). Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2).
Пунктами 1, 3 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ определено, что учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица (пункт 1). Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3).
Согласно новой редакции статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ (пункт 4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действует с 31.03.2015) уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, в том числе, окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.
Материалами дела подтверждено, что Общество 15.04.2015 представило в регистрирующий орган заявление по форме N Р16001 о государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, промежуточный и ликвидационный баланс утверждены ликвидатором Общества в период проведения выездной налоговой проверки. Акт проверки составлен 20.05.2015, подписан и получен ликвидатором Общества. Решение о привлечении Общества к ответственности к ответственности за совершение налогового правонарушения N 14 принято налоговым органом 24.06.2015.
Доказательств того, что Общество не знало и не могло знать о проводимой выездной проверке по состоянию на дату представления пакета документов, в том числе ликвидационного баланса, 15.04.2015 суду первой и апелляционной не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Общества не имелось оснований претендовать на регистрацию ликвидации до вынесения решения по результатам указанной проверки.
Довод Общества, что при рассмотрении настоящего дела суд необоснованно применил пункт 4 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ, так как, по мнению Общества, данная норма применима в правоотношениях по началу процесса ликвидации после 31.03.2015, отклоняется судом апелляционной инстанции как основанный на ошибочном определении порядка вступления в силу указанного положения.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 67-ФЗ пункт 4 статьи 20 начинает действовать со дня официального опубликования данного закона. Федеральный закон N 67-ФЗ официально опубликован 31.03.2015. Поскольку в отношении пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ не указаны иные сроки вступления его в силу, то указанные положения подлежат применению именно с 31.03.2015 вне зависимости от того, когда началась процедура ликвидации.
Довод Общества, что положения пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ ухудшают положение Общества, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанная норма регулирует процедуру ликвидации юридического лица.
Условия осуществления процедуры ликвидации не ухудшили положение Общества по выполнению им своих обязательств, касающихся окончания процесса ликвидации.
1.6. Поскольку на момент представления документов для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в производстве арбитражного суда находилось дело, в рамках которого рассматривались требования к ликвидируемому юридическому лицу, суды с учетом положений пункта 5 статьи 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" пришли к выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.
По делу N А41-72679/2015 Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области к Инспекции с требованием о признании незаконными действий Инспекции, связанные с отказом в государственной регистрации ликвидации общества, и обязании Инспекции зарегистрировать ликвидацию Общества.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15 октября 2015 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2015 года, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просило отменить решение и постановление суда апелляционной инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, 5 июня 2015 года общество обратилось в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р16001 с приложением ликвидационного баланса и документа об уплате государственной пошлины, что подтверждается распиской в получении документов (вх. N 2410А).
Инспекцией 15 июня 2015 года принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица, в связи с несоблюдением порядка ликвидации, а именно: наличием подтвержденной информации о наличии по состоянию на 15 июня 2015 года судебных производств в отношении Общества.
Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ) установлен перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица. Из данной нормы в том числе следует, что в подаваемом о ликвидации заявлении подтверждается соблюдение установленного федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, завершении расчетов с его контрагентами, а также ликвидационный баланс.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.
Согласно статье 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных указанным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных указанным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с указанным Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
В силу пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ в случае поступления в регистрирующий орган из суда или арбитражного суда судебного акта о принятии к производству искового заявления, содержащего требования, предъявленные к юридическому лицу, находящемуся в процессе ликвидации, государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией не осуществляется до момента поступления в регистрирующий орган решения (иного судебного акта, которым завершается производство по делу) по такому исковому заявлению.
Судами установлено, что на момент обращения заявителя в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р16001 (5 июня 2015 года) в производстве арбитражного суда находилось дело N А41-38367/13, в рамках которого рассматривались требования к заявителю, заявленные 22 января 2015 года, об обязании подписать акт реализации инвестиционного контракта на строительство многоэтажного жилищного комплекса (встречный иск), в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что при ликвидации Общества ликвидатор не принял во внимание, что у него имелись неисполненные обязательства и, следовательно, ликвидационный баланс общества составлен без учета этих данных, то есть без отражения действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица.
На основании изложенного, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что установленный законом порядок ликвидации юридического лица соблюден не был и у регистрирующего органа имелись основания для принятия решения, являющегося предметом оспаривания в рамках настоящего дела, поскольку представленные ему документы содержали недостоверные сведения.
1.7. Исходя из конкретных обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что регистрирующий орган неверно истолковал постановление судебного пристава-исполнителя о наложении запрета, в связи с чем отказ в государственной регистрации, основанный на соответствующем постановлении, был признан неправомерным.
По делу N А21-6464/2015 Конкурсный управляющий Общества В.Е.В. обратился в Арбитражный суда Калининградской области с заявлением к Инспекции о признании незаконным решения Инспекции N 5303А от 09.04.2015 об отказе в государственной регистрации и об обязании Инспекцию внести запись в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) в отношении Общества о конкурсном управляющем В.Е.В. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества.
Решением от 12.11.2015 суд оставил без удовлетворения требование конкурсного управляющего о признании незаконным решения Инспекции N 5303А от 09.04.2015, однако обязал Инспекцию внести запись в ЕГРЮЛ в отношении Общества о конкурсном управляющем В.Е.В. как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества.
Конкурсный управляющий обратился в суд с апелляционной жалобой на решение от 12.11.2015, в котором просит его отменить в части отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения Инспекции N 5303А от 09.04.2015 об отказе в государственной регистрации.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2015 по делу N А21-7469/2013 Общество признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утвержден В.Е.В.
Конкурсный управляющий В.Е.В. 02.04.2015 обратился в регистрирующий орган с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, а именно о внесении сведений о лице, имеющем права без доверенности действовать от имени юридического лица.
За входящим N 5303А Обществом были представлены все необходимые документы, а именно: заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ по форме N Р14001; решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.03.2015 по делу N А21-7469/2013; заявление конкурсного управляющего В.Е.В.; транспортная накладная.
Решением Инспекции от 09.04.2015 N 5303А конкурсному управляющему было отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, в связи с непредставлением документов, необходимых для государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации). При этом отказ основывался на сведениях базы данных ЕГРЮЛ, согласно которым 23.07.2013 на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по г. Москве от 11.06.2013 в ЕГРЮЛ внесена запись о запрете на совершение регистрационных действий в отношении Общества.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона о регистрации записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Материалами дела подтверждается и Инспекцией не оспаривается, что представленный конкурсным управляющим комплект документов формально соответствовал требованиям Закона о регистрации.
Вынося обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что поскольку законные требования судебного акта, который положен в основу постановления судебного пристава-исполнителя, обязательны для государственных органов, оснований для признания незаконным решения Инспекции суда не имеется.
Вместе с тем, как следует из представленных в материалы дела документов, Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Москве от 11.06.2013 наложен запрет на совершение регистрационных действий, действий по исключению из госреестра в отношении объектов имущества должника - П.Э.Г., а именно принадлежащей ему доли в компании Общества - номинальная стоимость доли 10 000 руб.
В качестве основания для наложения запрета указан исполнительный лист N ВС N 020303859 от 11.03.2013, выданный Лефортовским районным судом г. Москвы по делу N 2-1512/2013, предмет исполнения - наложение ареста на имущество, принадлежащее П.Э.Г.
Таким образом, Инспекцией и судом первой инстанции ошибочно не принято во внимание, что запрет на совершение регистрационных действий был наложен только в отношении имущества (доли в обществе), принадлежащего П.Э.Г., в целях предотвращения его отчуждения, что не свидетельствует о запрете совершения любых регистрационных действий в отношении Общества. При этом внесение в ЕРЮЛ сведений о конкурсном управляющем, имеющем право без доверенности действовать от имени Общества, не влечет отчуждение либо иное изменение доли, принадлежащей П.Э.Г., и не препятствует исполнению судебного акта, вынесенного Лефортовским районным судом г. Москвы.
Расширительное толкование установленного постановлением судебного пристава-исполнителя запрета недопустимо, поскольку такое толкование неизбежно повлечет нарушение прав и законных интересов самого общества, его участников и третьих лиц.
Пунктом 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Кроме того, в силу положений статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Кроме того, с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника.
Согласно пункту 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве полномочия руководителя должника и иных органов управления должника осуществляет конкурсный управляющий.
Соответственно, конкурсный управляющий является лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени должника в силу закона, на него распространяются все требования, установленные законодательством Российской Федерации для руководителя такого юридического лица, к нему применяются все меры ответственности, предусмотренные законодательством для руководителя юридического лица.
При вынесении арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства или определения об утверждении конкурсного управляющего у юридического лица возникает обязанность не позднее трех рабочих дней со дня вынесения указанного определения суда представить в регистрирующий орган заявление по форме N Р14001 в связи с изменением сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
Принимая во внимание, что конкурсным управляющим В.Е.В. в регистрирующий орган были представлены все необходимые документы, у Инспекции не было законных оснований для отказа конкурсному управляющему в удовлетворении заявления о государственной регистрации изменений в сведениях об Обществе относительно лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества. При этом решение Инспекции нарушает права и законные интересы конкурсного управляющего как руководителя должника, а, следовательно, и самого общества.
1.8. Вышестоящий регистрирующий орган имеет право указать на дополнительное основание для отказа в государственной регистрации, которое подлежит учету судом при оценке оспариваемого отказа.
По делу N А19-15349/2015 М.В.Ф. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции о признании недействительным решения N 10702А от 13.05.2015.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Иркутской области от 30.12.2015 по делу N А19-15349/2015 отменить полностью.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Учредителем Гаражно-строительного кооператива К.В.А. 05.05.2015 представлены в Межрайонную инспекцию документы (вх. N 10702А) для государственной регистрации Гаражно-строительного кооператива при создании.
Согласно указанному заявлению по форме N Р11001 учредителями Гаражно-строительного кооператива являются К.В.А. и М.В.Ф.
По результатам рассмотрения документов регистрирующим органом 13.05.2015 принято решение 10702А об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
Основанием послужило то, что в представленном на регистрацию заявлении заполнены листы В "сведения об учредителе - физическом лице", что не соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, поскольку создаваемый Гаражно-строительный кооператив по своей организационно-правовой форме не относится к производственным кооперативам, следовательно заполнение листа "В" не требуется.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Подпунктами 5.9.38 - 5.9.39 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлены полномочия Федеральной налоговой службы на установление (утверждение) форм заявлений, уведомлений, сообщений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" утверждена форма N Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании".
Согласно пункту 2.12 указанных Требований к оформлению документов листы А, Б, В, Г, Д заявления о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 заполняются в отношении учредителей хозяйственных товариществ и обществ, учреждений, унитарных предприятий, производственных кооперативов, жилищных накопительных кооперативов.
Как правильно указывает суд первой инстанции, в соответствии с пунктом 1.3 Устава Гаражно-строительного кооператива данный кооператив является некоммерческой организацией, созданной в форме потребительского кооператива. Таким образом, в заявлении по форме N Р11001, представленном для государственной регистрации гаражно-строительного кооператива, лист В "Сведения об учредителе - физическом лице" не заполняются.
Доводы заявителя М.В.Ф. об отсутствии в законодательстве оснований для отказа в государственной регистрации в случае представления лишних листов в составе заявления по форме N Р11001, а также о возможности устранения регистрирующим органом самостоятельно допущенных заявителем нарушений, судом первой инстанции правильно отклонены по следующим мотивам.
Согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ одним из оснований отказа в государственной регистрации является непредставление определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.02.2011 N 12101/10 по делу N А60-43906/2009-С10, в случаях, если заявление, представленное для государственной регистрации, содержит недостоверные сведения, регистрирующий орган правомерно расценивает такое заявление как непредставленное в регистрирующий орган и, руководствуясь положениями подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, принимает решение об отказе в государственной регистрации.
Как правильно указывает суд первой инстанции, представление полного пакета документов, которые по своему наименованию соответствуют требованиям Закона N 129-ФЗ, но содержат недостоверные (некорректные) сведения, не могут считаться представленными для государственной регистрации, в связи с чем отказ регистрирующего органа в государственной регистрации таких сведений правомерен. Регистрирующий орган не наделен правом изменений сведений, включенных заявителем в заявление. У регистрирующего органа отсутствуют полномочия по устранению по собственной инициативе выявленных в заявлении противоречий.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на пункт 2.9 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, о том, что сведения на обоих учредителей надо было подавать, а никаких недостоверных и некорректных сведений не было указано, отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Суд первой инстанции сослался на пункт 2.12 указанных Требований. Данный пункт был предметом рассмотрения Верховного Суда РФ и в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 2.12 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@, было оставлено без удовлетворения. Причем в Определении Верховного Суда РФ от 20.02.2014 N АПЛ14-8 указано, что предписания пункта 12.2 Требований не являются неопределенными, исключают необходимость заполнения листа В заявления по форме N Р11011 (сведения об учредителях) в отношении организационно-правовых форм юридических лиц, не указанных в этом пункте.
Таким образом, поскольку у регистрирующего органа отсутствуют полномочия по корректировке сведений в поданных документах, он обоснованно отказал в совершении регистрационного действия.
Доводы заявителя о том, что ссылка суда первой инстанции на несоответствие сведений пункта 2.20 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ является неправомерной, так как данное основание не было указано в оспариваемом отказе, отклоняются в связи со следующим.
Как было указано судом первой инстанции, спорное заявление формы N Р11001 не соответствует пункту 2.20 вышеназванных требований к оформлению документов, поскольку лист "Н" - "сведения о заявителе", в случае, если создаваемое юридическое лицо учреждается двумя или более лицами, заполняется в отношении каждого из учредителей. В рассматриваемом случае при создании юридического лица участвовали 2 учредителя, следовательно, должно быть заполнено два листа "Н". Несмотря на то, что указанное основание не названо в качестве обстоятельства отказа в обжалуемом решении, вышестоящим регистрирующим органом в мотивировочной части данное основание было изложено.
Апелляционный суд исходит из того, что установление законом обязательной досудебной процедуры обжалования направлено именно на то, чтобы в рамках административных процедур имелась возможность выяснить все возможные препятствия к совершению регистрационных действий или их полное отсутствие.
Согласно пункту 2 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, без участия лица, подавшего жалобу, рассматривает жалобу, документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу, дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения жалобы, материалы, представленные регистрирующим органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ по результатам рассмотрения жалобы вышестоящий регистрирующий орган или федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, принимает одно из следующих решений:
а) об отмене решения регистрирующего органа;
б) об оставлении жалобы без удовлетворения.
Из указанных взаимосвязанных положений статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ следует, что вышестоящий регистрирующий орган вправе на основании имеющихся и дополнительно представленных документов устанавливать и новые обстоятельства, и иные основания для отказа в регистрационных действиях, поскольку, по мнению апелляционного суда, его функция, в том числе, заключается и в том, чтобы пресекать необоснованные регистрационные действия.
Следовательно, вышестоящий регистрирующий орган имел полное право указать на дополнительное основание для отказа в государственной регистрации, которое подлежит учету при оценке оспариваемого отказа.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей