Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 04.08.2020 N 874).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);

способностью к работе в многонациональном коллективе, к трудовой кооперации, к формированию в качестве руководителя подразделения целей его деятельности, к принятию организационно-управленческих решений в ситуациях риска и способностью нести за них ответственность, а также применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать текст профессионального назначения, публично представлять собственные известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);

способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой профессиональной деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);

способностью к осуществлению воспитательной и учебной (преподавательской) работы в профессиональной сфере, применению творчества, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);

способностью самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности и защиты государственной тайны (ОПК-1);

владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием работы с компьютером как средством управления информацией (ОПК-2);

способностью использовать базовые положения математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач и критически оценить освоенные теории и концепции, границы их применимости (ОПК-3);

способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-4);

способностью к освоению новых образцов программных, технических средств и информационных технологий (ОПК-5).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

научно-исследовательская деятельность:

способностью осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, выбор методик и средств решения задач (ПК-1);

способностью самостоятельно выполнять теоретические, лабораторные и натурные исследования и эксперименты для решения конкурентоспособных научно-исследовательских и производственных задач с использованием современной аппаратуры (ПК-2);

способностью составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-3);

способностью на основе системного подхода анализировать работу систем управления летательных и подвижных аппаратов различного назначения как объектов - ориентации, стабилизации и навигации и создавать их математические модели движения, позволяющие прогнозировать тенденцию развития их как объектов управления и тактики их применения (ПК-4);

способностью разрабатывать методики математического и полунатурного моделирования динамических систем "подвижной объект - комплекс ориентации, управления, навигации и электроэнергетических систем подвижных объектов" (ПК-5);

способностью составлять научно-технические отчеты, подготавливать обзоры и публикации по результатам выполненных исследований (ПК-6);

способностью разрабатывать планы, программы и методики испытания приборов, систем и комплексов по соответствующему профилю деятельности, подготавливать отдельные задания для исполнителей (ПК-7);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью на основе системного подхода разрабатывать технические условия и технические описания принципов действия и устройства проектируемых комплексов, их систем и элементов с обоснованием принятых технических решений (ПК-8);

способностью разрабатывать эскизные, технические и рабочие проекты управляющих, навигационных и электроэнергетических комплексов летательных аппаратов с использованием математического моделирования и средств автоматизации проектирования (ПК-9);

способностью к формулировке задач и целей проектирования приборов и систем, обеспечению выбора критериев и показателей проектирования, с использованием для их решения методов изучаемых наук, построению их структур и схем с учетом специфики объекта назначения и технического задания (ПК-10);

способностью разрабатывать варианты решения проблемы, проводить системный анализ этих вариантов, определять компромиссные решения в условиях многокритериальности, неопределенности и с целью планирования реализации проекта (ПК-11);

способностью проводить анализ подвижных аппаратов и разрабатывать опытные образцы приборов, систем и комплексов соответствующего профиля (ПК-12);

способностью использовать компьютерные технологии при разработке новых образцов элементов, приборов, систем и комплексов (ПК-13);

способностью разрабатывать методические и нормативные документы, техническую документацию, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-14);

организационно-управленческая деятельность:

способностью на основе системного подхода организовывать в опытном, серийном производстве и на испытательных полигонах работу коллектива исполнителей, принимать компромиссные решения по управлению в условиях рыночной экономики (ПК-15);

способностью проводить маркетинг и подготовку бизнес-планов проектов, выпуска и реализации перспективных и конкурентоспособных видов продукции (ПК-16);

способностью готовить заявки на патенты, изобретения, рационализаторские предложения и промышленные образцы, оценивать стоимость объектов интеллектуальной деятельности (ПК-17);

способностью оценивать затраты на производство, отладку и внедрение в серийное производство разработанных образцов новой техники (ПК-18);

способностью организовывать в коллективе исполнителей работу по совершенствованию, модернизации, унификации выпускаемых изделий, их элементов и разработке проектов стандартов и сертификатов (ПК-19);

способностью поддерживать единое информационное пространство планирования и управления предприятием, организовывать на научной основе свой труд, применять компьютерные технологии сбора, хранения, обработки и анализа информации (ПК-20);

способностью выполнять оценку инновационного потенциала проекта, разрабатывать и осуществлять планы и программы организации инновационной деятельности на предприятии, осуществлять технико-экономическое обоснование инновационных проектов (ПК-21);

способностью управлять программами освоения новой продукции и технологии, оценивать стоимость объектов интеллектуальной деятельности (ПК-22);

способностью контролировать и обеспечивать соблюдение требований безопасности жизнедеятельности и экологической безопасности (ПК-23);

владением приемами и методами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала (ПК-24);

производственно-технологическая деятельность:

способностью готовить документацию и отчеты по менеджменту качества технологических процессов на производственных участках (ПК-25);

способностью на основе системного подхода разрабатывать технологические процессы изготовления деталей и узлов, сборки приборов и агрегатов систем управления, навигационных комплексов подвижных объектов (ПК-26);

способностью проводить метрологический контроль основных параметров прецизионных приборов и систем ориентации, стабилизации и навигации в процессе их изготовления (ПК-27);

способностью использовать компьютерные технологии в процессе подготовки производства, изготовления и контроля приборов и комплексов соответствующего направления (ПК-28);

способностью проводить работы по доводке и освоению технологических процессов в ходе подготовки производства новой продукции, проводить наладку, испытания и сдачу в эксплуатацию систем и комплексов управления и навигации (ПК-29);

способностью осуществлять мероприятия по обеспечению требований безопасности технологических процессов и санитарно-гигиенических условий при осуществлении профессиональной деятельности (ПК-30);

испытательно-эксплуатационная деятельность:

способностью на основе системного подхода разрабатывать модели и выполнять теоретические, лабораторные и натурные испытания и эксперименты для решения эксплуатационных задач с использованием современной аппаратуры (ПК-31);

способностью представлять результаты испытаний в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-32);

способностью проводить наладку, настройку, регулировку, проверку и опытную эксплуатацию приборов и агрегатов систем в соответствии со стандартами и техническими условиями (ПК-33);

способностью проводить первичный анализ результатов испытаний, их оценку, составление моделей ошибок для их компенсации (ПК-34);

способностью принимать в эксплуатацию приборы и агрегаты систем и отрабатывать эксплуатационную документацию (ПК-35);

способностью осуществлять эксплуатацию приборов и агрегатов в соответствии с эксплуатационной документацией, принимать решения о соответствии фактических характеристик эксплуатационного качества принимаемой в эксплуатацию и эксплуатируемой техники требуемым значениям (ПК-36);

способностью выполнять работы по обеспечению высокого качества техники на всех стадиях ее жизненного цикла (ПК-37);

способностью осуществлять безопасную эксплуатацию приборов, агрегатов и систем в соответствии с эксплуатационной документацией (ПК-38).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета:

специализация N 1 "Системы управления ракет-носителей и космических аппаратов":

способностью разрабатывать и обосновывать приборный состав систем управления ракет-носителей и космических аппаратов (ПСК-1.1);

способностью анализировать процесс функционирования систем управления ракет-носителей и космических аппаратов (ПСК-1.2);

способностью анализировать результаты испытаний приборов и устройств систем управления ракет-носителей и космических аппаратов, выявлять отказы и неисправности, осуществлять мероприятия по их устранению (ПСК-1.3);

способностью организовать выполнение технического обслуживания и контроль технического состояния контрольно-испытательной аппаратуры приборов и устройств систем управления ракет-носителей и космических аппаратов (ПСК-1.4);

способностью руководить действиями подчиненного персонала в процессе эксплуатации систем управления ракет-носителей и космических аппаратов (ПСК-1.5);

специализация N 2 "Системы управления ракет":

способностью определять техническое состояние и степень технической готовности системы управления ракеты и наземного оборудования подготовки и пуска (ПСК-2.1);

способностью проектировать элементы и системы управления ракет (ПСК-2.2);

способностью организовывать эксплуатацию приборов системы управления ракет, наземного оборудования подготовки и пуска (ПСК-2.3);

способностью руководить действиями персонала при эксплуатации сложных технических комплексов (ПСК-2.4);

специализация N 3 "Наземные навигационно-геодезические комплексы подготовки исходных данных для систем управления летательных аппаратов":

способностью анализировать потенциальную точность методов подготовки исходных данных и разрабатывать алгоритмы обработки измерительной информации, обеспечивающие ее достижение (ПСК-3.1);

способностью проектировать, организовывать и реализовывать работы имеющимися силами и средствами по подготовке исходных данных, а также контролировать их точность (ПСК-3.2);

способностью оценивать техническое состояние, характеристики точности средств подготовки исходных данных для систем управления летательных аппаратов, организовывать и выполнять поиск и устранение неисправностей (ПСК-3.3);

способностью использовать геоинформационные системы в части подготовки геодезических данных заданной точности (ПСК-3.4);

способностью оценивать качество работы персонала по подготовке и вводу исходных данных для систем управления летательных аппаратов (ПСК-3.5);

специализация N 4 "Приборы систем управления летательных аппаратов":

способностью проектировать приборы систем управления летательных аппаратов (ПСК-4.1);

способностью разрабатывать механические, электрические и электронные схемы приборов и их элементов систем управления летательных аппаратов, математические модели и алгоритмы их работы (ПСК-4.2);

способностью производить расчет параметров механических, электрических и электронных схем приборов и элементов систем управления летательных аппаратов (ПСК-4.3);

способностью создавать методику и производить комплекс испытаний, а также опытной эксплуатации приборов и датчиков систем управления летательных аппаратов (ПСК-4.4);

специализация N 5 "Автоматы стабилизации систем управления летательных аппаратов":

способностью проектировать автоматы стабилизации систем управления летательных аппаратов (ПСК-5.1);

способностью разрабатывать механические, электрические и электронные схемы автоматов стабилизации систем управления летательных аппаратов и их агрегатов, их математические модели и алгоритмы работы (ПСК-5.2);

способностью производить расчет параметров механических, электрических и электронных схем автоматов стабилизации систем управления летательных аппаратов (ПСК-5.3);

способностью создавать методику и производить комплекс испытаний, а также опытной эксплуатации автоматов стабилизации систем управления летательных аппаратов (ПСК-5.4);

способностью обеспечивать при разработке требуемую живучесть автоматов стабилизации систем управления летательных аппаратов, надежность и неуязвимость в условиях реальной эксплуатации (ПСК-5.5);

специализация N 6 "Инерциальные навигационные комплексы систем управления летательных аппаратов":

способностью проектировать инерциальные навигационные комплексы систем управления летательных аппаратов (ПСК-6.1);

способностью разрабатывать механические, электрические и электронные схемы инерциальных навигационных комплексов систем управления летательных аппаратов и их агрегатов, их математические модели и алгоритмы работы (ПСК-6.2);

способностью производить расчет параметров механических, электрических и электронных схем инерциальных навигационных комплексов систем управления летательных аппаратов (ПСК-6.3);

способностью создавать методику и производить комплекс испытаний, а также опытной эксплуатации инерциальных навигационных комплексов систем управления летательных аппаратов (ПСК-6.4);

специализация N 7 "Прецизионные устройства систем управления летательных аппаратов":

способностью проектировать прецизионные устройства систем управления летательных аппаратов (ПСК-7.1);

способностью разрабатывать кинематические и функциональные структурные схемы прецизионных устройств систем управления летательных аппаратов и их элементов, их математические модели и алгоритмы работы (ПСК-7.2);

способностью производить расчет параметров механических, электрических и электронных схем прецизионных устройств систем управления летательных аппаратов и их элементов (ПСК-7.3);

способностью создавать методику и производить комплекс испытаний, а также опытной эксплуатации прецизионных устройств систем управления летательных аппаратов (ПСК-7.4);

специализация N 8 "Технология приборов систем управления летательных аппаратов":

способностью разрабатывать технологическую цепь производства элементов агрегатов и приборов систем управления летательных аппаратов (ПСК-8.1);

способностью производить расчет параметров технологической цепи производства элементов агрегатов и приборов систем управления летательных аппаратов (ПСК-8.2);

способностью оценивать и обеспечивать эффективность подготовки производства приборов систем управления летательных аппаратов на современном технологическом уровне (ПСК-8.3);

способностью создавать комплексную технологическую методику производства прецизионных элементов приборов систем управления летательных аппаратов (ПСК-8.4);

специализация N 9 "Системы управления движением летательных аппаратов":

способностью проектировать системы управления движением летательных аппаратов (ПСК-9.1);

способностью формировать облик бортовых вычислительных комплексов систем управления движением летательных аппаратов, включая разработку их архитектуры, математических моделей и алгоритмов, необходимых для их функционирования (ПСК-9.2);

способностью проводить контроль и диагностику систем управления движением летательных аппаратов (ПСК-9.3);

способностью проверять и готовить к эксплуатации приборы и устройства систем управления движением летательных аппаратов (ПСК-9.4);

специализация N 10 "Системы управления силовыми установками летательных аппаратов":

способностью проектировать системы управления силовых установок летательных аппаратов (ПСК-10.1);

способностью формировать облик бортовых вычислительных комплексов систем управления силовых установок летательных аппаратов, включая разработку их архитектуры, математических моделей и алгоритмов, необходимых для их функционирования (ПСК-10.2);

способностью разрабатывать и отрабатывать программно-математическое обеспечение систем управления силовых установок летательных аппаратов (ПСК-10.3);

способностью проводить контроль и диагностику систем управления силовых установок летательных аппаратов (ПСК-10.4);

специализация N 11 "Навигационные системы и инерциальные датчики систем управления летательных аппаратов":

способностью анализировать эксплуатационные и метрологические характеристики навигационных систем и инерциальных датчиков систем управления летательных аппаратов (ПСК-11.1);

способностью проектировать навигационные системы и инерциальные датчики систем управления летательных аппаратов (ПСК-11.2);

способностью разрабатывать схемы и конструкции навигационных систем, инерциальных датчиков и их элементов для систем управления летательных аппаратов (ПСК-11.3);

способностью производить расчет конструктивных параметров навигационных систем, инерциальных датчиков и их элементов для систем управления летательных аппаратов (ПСК-11.4);

способностью разрабатывать методики и производить испытания навигационных систем, инерциальных датчиков и их элементов для систем управления летательных аппаратов (ПСК-11.5);

специализация N 12 "Управляющие пилотажно-навигационные комплексы летательных аппаратов":

способностью анализировать варианты построения управляющих пилотажно-навигационных комплексов летательных аппаратов (ПСК-12.1);

способностью проектировать управляющие пилотажно-навигационные комплексы летательных аппаратов (ПСК-12.2);

способностью разрабатывать схемотехнические и конструктивные решения построения управляющих пилотажно-навигационных комплексов летательных аппаратов (ПСК-12.3);

способностью производить расчет основных характеристик управляющих пилотажно-навигационных комплексов летательных аппаратов (ПСК-12.4);

способностью создавать методику и производить комплекс работ по калибровке, юстировке и другим типам испытаний управляющих пилотажно-навигационных комплексов систем управления летательных аппаратов (ПСК-12.5);

специализация N 13 "Измерительно-вычислительные комплексы систем управления воздушно-космических летательных аппаратов":

способностью проектировать комплексы цифровой аппаратуры для измерения, обработки и отображения параметров, характеризующих движение летательных аппаратов (ПСК-13.1);

способностью проводить расчеты элементов приборных комплексов и микропроцессорных систем измерительно-вычислительных комплексов систем управления летательными аппаратами: систем воздушных сигналов, систем электронной индикации, магнитных датчиков, оптико-электронных систем и систем, контролирующих траекторное движение летательных аппаратов, параметры двигателя и топливной системы (ПСК-13.2);

способностью производить проектирование и модернизацию бортовых и наземных измерительно-вычислительных комплексов на основе принципов унификации, стандартизации и информационных технологий: моделирования, идентификации, оптимизации, технологий цифровых сетей и многопользовательских баз данных (ПСК-13.3);

способностью формировать количественные требования к характеристикам измерительно-вычислительных комплексов систем управления летательными аппаратами, исходя из требований к решаемой летательным аппаратом целевой задачи (ПСК-13.4);

способностью разрабатывать конструкторскую, эксплуатационную документацию, программы и методики проведения испытаний образцов изделий измерительно-вычислительных комплексов систем управления летательными аппаратами (ПСК-13.5);

специализация N 14 "Электрооборудование и электроэнергетические комплексы летательных аппаратов":

способностью проектировать, в том числе с помощью компьютерного и физического моделирования, и оценивать основные характеристики при эксплуатации электроэнергетических комплексов летательных аппаратов (ПСК-14.1);

способностью производить расчет параметров и характеристик, осуществлять подготовку к эксплуатации и анализировать техническое состояние электрохимических, плазменных, электромеханических, сверхпроводниковых преобразователей и вторичных источников электрической энергии летательных аппаратов (ПСК-14.2);

способностью анализировать результаты испытаний, выявлять и локализовать отказы и неисправности, осуществлять мероприятия по их устранению в отдельных устройствах бортовых и наземных электроэнергетических комплексов (ПСК-14.3);

способностью выполнять технологические операции, организовывать техническое обслуживание и контроль технического состояния наземных преобразователей электрической энергии для испытаний и подготовки летательных аппаратов (ПСК-14.4);

способностью производить анализ качества функционирования электрооборудования и электроэнергетических комплексов летательных аппаратов по результатам телеметрической информации (ПСК-14.5);

специализация N 15 "Информационно-измерительные комплексы систем управления космических аппаратов":

способностью проводить исследования и моделировать физические процессы функционирования приборов и узлов, оптимизировать структуру в соответствии с заданными показателями качества информационно-измерительных комплексов систем управления космических аппаратов (ПСК-15.1);

способностью рассчитывать параметры и характеристики, проектировать основные детали и узлы информационно-измерительных комплексов систем управления космических аппаратов, предназначенных для высокоточных линейных и угловых измерений, приема и обработки информации, контроля окружающей среды в широком диапазоне электромагнитного излучения, приводить технико-экономическое обоснование принимаемых проектно-конструкторских решений (ПСК-15.2);

способностью анализировать и оценивать техническое состояние и эффективность функционирования, планировать и организовывать безопасную эксплуатацию, разрабатывать эксплуатационно-техническую документацию информационно-измерительных комплексов систем управления космических аппаратов (ПСК-15.3).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).