V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);
способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);
способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);
способностью к работе в многонациональном коллективе, к трудовой кооперации, к формированию в качестве руководителя подразделения целей его деятельности, к принятию организационно-управленческих решений в ситуациях риска и способностью нести за них ответственность, а также применять методы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);
способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);
способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);
способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);
способностью к осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, применению творчества, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);
способностью самостоятельно применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, достижения и поддержания должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и применять соответствующий физико-математический аппарат для их формализации, анализа и выработки решений (ОПК-1);
способностью применять математический аппарат, в том числе с использованием вычислительной техники, для решения профессиональных задач (ОПК-2);
способностью использовать алгоритмические языки, системы и инструментальные средства программирования в профессиональной деятельности (ОПК-3);
способностью применять достижения современных информационных технологий для поиска и обработки больших объемов информации по профилю деятельности в глобальных компьютерных системах, сетях, в библиотечных фондах и в иных источниках информации (ОПК-4);
способностью применять методологии научных исследований в профессиональной деятельности (ОПК-5);
способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности (ОПК-6);
способностью использовать основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОПК-7);
способностью к освоению новых образцов программных, технических средств и информационных технологий (ОПК-8).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
эксплуатационно-техническая деятельность:
способностью выполнять весь комплекс регламентированных работ на авиационной технике (ПК-1);
способностью осуществлять мероприятия по приведению и поддержанию авиационной техники, средств ее эксплуатации, восстановления и ремонта в установленной степени готовности к использованию по назначению (ПК-2);
способностью оценивать качество технического обслуживания авиационной техники (ПК-3);
способностью контролировать и прогнозировать техническое состояние авиационной техники, правила ее летной и технической эксплуатации, соблюдение условий безопасности полетов с использованием средств объективного контроля (ПК-4);
способностью выполнять инженерные расчеты по применению авиационной техники, обосновывать потребные силы и средства при ее эксплуатации и ремонте (ПК-5);
способностью вести учет наличия и состояния авиационной техники, средств ее эксплуатации и ремонта по установленным формам, составлять заявки на истребование необходимых запасных частей (ПК-6);
способностью оценивать и прогнозировать влияние эксплуатационных факторов на летно-технические характеристики летательных аппаратов (ПК-7);
способностью анализировать состояние поврежденной авиационной техники, выполнять комплекс работ по ее восстановлению (ПК-8);
способностью принимать решение на выпуск в полет летательных аппаратов, имеющих эксплуатационные и боевые повреждения при выполнении специальных задач (ПК-9);
способностью осуществлять контроль соблюдения нормативных требований по сохранению исправности (летной годности) и безопасности полетов при эксплуатации авиационной техники (ПК-10);
организационно-управленческая деятельность:
способностью планировать и организовывать инженерно-авиационное обеспечение полетов (ПК-11);
способностью организовывать техническое обслуживание и работы по восстановлению авиационной техники (ПК-12);
способностью организовывать информационное, метрологическое и материально-техническое обеспечение процессов технической эксплуатации авиационной техники (ПК-13);
способностью осуществлять долгосрочное и краткосрочное планирование деятельности в области технической эксплуатации авиационной техники с учетом качества, безопасности, стоимости и сроков выполнения работ (ПК-14);
способностью выявлять опасные факторы, влияющие на безопасность полетов, разрабатывать, планировать и проводить мероприятия по предупреждению авиационных происшествий (ПК-15);
способностью осуществлять руководство коллективом исполнителей, контролировать их деятельность (ПК-16);
способностью организовывать инженерно-техническую подготовку, проводить специальные занятия с летным и инженерно-техническим составом (ПК-17);
производственно-технологическая деятельность:
способностью разрабатывать технологические графики и карты для выполнения всех видов работ по техническому обслуживанию и восстановлению авиационной техники (ПК-18);
способностью разрабатывать технологию обработки материалов, нанесения защитных покрытий при осуществлении ремонта авиационной техники (ПК-19);
способностью проводить инструментальный контроль авиационной техники и анализировать его результаты (ПК-20);
способностью осуществлять сбор, учет, анализ информации о неисправностях авиационной техники, обобщать опыт ее технической эксплуатации, вести рекламационную работу (ПК-21);
способностью вести договорную работу по вопросам обеспечения производственной деятельности и поддержания исправности (летной годности) авиационной техники (ПК-22);
способностью организовывать хранение, учет и ведение полномерной, учетной и отчетной документации по авиационной технике (ПК-23);
способностью организовывать обеспечение мер безопасности, норм производственной санитарии, охраны окружающей среды (ПК-24);
проектно-конструкторская и испытательная деятельность:
способностью разрабатывать технические требования к новым образцам авиационной техники и контролировать их реализацию (ПК-25);
способностью проводить всестороннюю оценку образцов авиационной техники (ПК-26);
способностью оценивать эксплуатационно-технические характеристики образцов авиационной техники на всех этапах ее создания (ПК-27);
способностью оценивать возможности, летно-технические характеристики, уровень безопасности полетов новых образцов боевых летательных аппаратов, в том числе по результатам испытаний (ПК-28);
способностью оценивать эффективность мероприятий по устранению недостатков, выявленных на всех этапах создания, испытаний и эксплуатации образцов авиационной техники (ПК-29);
способностью читать схемы и чертежи, разрабатывать нормативно-технические документы по технической эксплуатации и восстановлению авиационной техники (ПК-30);
научно-исследовательская деятельность:
способностью проводить сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме научного исследования, выбирать методики и средства решения научных задач (ПК-31);
способностью разрабатывать рабочие планы и программы проведения научных исследований, готовить задания для исполнителей (ПК-32);
способностью использовать теоретические модели, позволяющие анализировать и прогнозировать свойства авиационной техники (ПК-33);
способностью производить математическое моделирование систем и процессов (ПК-34);
способностью подготавливать научно-технические отчеты, обзоры, публикации по результатам выполненных научных исследований (ПК-35).
5.5. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, а также профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации (в случае их наличия), включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.6. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций, указанных в пункте 5.5 настоящего ФГОС ВО, иными компетенциями с учетом направленности программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
5.8. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.
--------------------------------
<1> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей