Прием на обучение в соответствии со стандартом, утвержденным данным документом, прекращается 31 декабря 2020 года (Приказ Минобрнауки России от 04.08.2020 N 876).

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);

способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);

способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);

способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);

способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);

способностью представлять современную картину мира на основе целостной системы естественнонаучных, математических знаний и социально-гуманитарных знаний (ОК-6);

способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);

способностью к письменной и устной деловой коммуникации, к чтению и переводу текстов по профессиональной тематике на одном из иностранных языков (ОК-8);

способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);

способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);

способностью к осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, применению творческого подхода, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);

способностью самостоятельно применять методы физического развития и воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью оперативно оценивать обстановку в условиях стандартных и нестандартных ситуаций, принимать самостоятельные решения и организовать их выполнение на основании руководящих документов (ОПК-1);

способностью на научной основе организовывать свой труд самостоятельную работу, оценивать результаты своей профессиональной деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОПК-2);

способностью действовать в условиях опасности и риска для жизни как единолично, так и во главе коллектива, направляя его на локализацию и ликвидацию аварийной ситуации (ОПК-3);

способностью использовать методы поиска, накопления, обобщения, передачи, обработки и отображения информации в области профессиональной деятельности, с применением современных информационных технологий (ОПК-4);

способностью читать чертежи и разрабатывать корабельную проектную и эксплуатационную документацию (ОПК-5).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

проектная деятельность:

способностью разрабатывать технические задания, проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию в процессе проектирования технических объектов профессиональной деятельности (ПК-1);

способностью проводить расчетное обоснование спасательных и судоподъемных работ на аварийных и затонувших надводных кораблях, подводных лодках (ПК-2);

способностью использовать новые информационные технологии при выполнении кораблестроительных расчетов при проектировании кораблей и судов (ПК-3);

способностью осуществлять проектное сопровождение и контроль выполнения установленных требований в процессе создания технических объектов профессиональной деятельности (ПК-4);

научно-исследовательская деятельность:

способностью выполнять поиск и обобщение научно-технической информации, использовать основные положения системного подхода при разработке научно-обоснованных тактико-технических характеристик технических объектов профессиональной деятельности (ПК-5);

способностью применять готовые и разрабатывать новые математические модели для решения научно-исследовательских задач кораблестроения, поисково-спасательного обеспечения флота (ПК-6);

способностью выполнять научные исследования в области профессиональной деятельности (ПК-7);

способностью проводить эксперименты и испытания вооружения и морской техники, обрабатывать их результаты, разрабатывать и оформлять научно-технические отчеты в соответствии с нормативно-техническими документами (ПК-8);

эксплуатационная деятельность:

способностью применять технические средства заведования технических объектов профессиональной деятельности (ПК-9);

способностью осуществлять техническое обслуживание и ремонт, материально-техническое обеспечение эксплуатации технических средств заведования (ПК-10);

способностью осуществлять организационно-технические мероприятия для обеспечения живучести корабля (ПК-11);

способностью проводить аварийно-спасательные и подводно-технические работы, в том числе специального назначения, в объеме функциональных обязанностей (ПК-12);

способностью использовать руководящие документы, проектную и эксплуатационную документацию в профессиональной деятельности (ПК-13);

организационно-управленческая деятельность:

способностью управлять персоналом в процессе постройки и ремонта технических объектов профессиональной деятельности (ПК-14);

способностью планировать служебную деятельность и управлять персоналом при эксплуатации и борьбе за живучесть технических объектов профессиональной деятельности (ПК-15);

способностью обучать и воспитывать подчиненных (персонал), осуществлять аттестацию и обеспечивать сохранение их здоровья (ПК-16);

производственно-технологическая деятельность:

способностью разрабатывать технологическую документацию на проектируемые технические объекты профессиональной деятельности (ПК-17);

способностью использовать автоматизированные системы технологической подготовки производства (ПК-18);

способностью разрабатывать технологические процессы изготовления и ремонта корпусных конструкций, энергетических установок, устройств и систем надводных кораблей и подводных лодок (ПК-19);

способностью разрабатывать технологическую документацию на устройства и специальную оснастку применяемые при выполнении аварийно-спасательных, подводно-технических и судоподъемных работ (ПК-20).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программ специалитета:

специализация N 1 "Строительство и ремонт надводных кораблей":

способностью на основе современных достижений науки и техники принимать проектные решения при создании надводных кораблей (ПСК-1.1);

способностью осуществлять оценку военно-экономической эффективности конкурентоспособного проектируемого надводного корабля (ПСК-1.2);

способностью осуществлять организационно-технические мероприятия при выполнении докового ремонта надводного корабля (ПСК-1.3);

специализация N 2 "Строительство и ремонт подводных лодок":

способностью на основе современных достижений науки и техники принимать проектные решения при создании подводных лодок (ПСК-2.1);

способностью осуществлять оценку военно-экономической эффективности конкурентоспособной проектируемой подводной лодки (ПСК-2.2);

способностью осуществлять организационно-технические мероприятия при выполнении докового ремонта подводной лодки (ПСК-2.3);

специализация N 3 "Поисково-спасательное обеспечение сил флота":

способностью производить расчеты для обоснования решения руководителя спасательных работ на оказание помощи аварийным кораблям и подводным лодкам (ПСК-3.1);

способностью организовывать и выполнять глубоководные водолазные работы в соответствии с водолазной квалификацией (ПСК-3.2);

способностью выполнять поисково-спасательные и подводно-технические работы с использованием подводных аппаратов (ПСК-3.3);

специализация N 4 "Подводно-технические работы специального назначения":

профессионально-специализированные компетенции определяются федеральными государственными органами, осуществляющими подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;

специализация N 5 "Проектирование, изготовление и ремонт корабельных энергетических установок":

способностью разрабатывать проекты корабельных энергетических установок, главного и вспомогательного оборудования с выполнением всех необходимых расчетов на основе современных достижений науки и техники (ПСК-5.1);

способностью оценивать технико-экономическую эффективность принимаемых проектно-конструкторских решений (ПСК-5.2);

способностью обеспечивать технологичность и ремонтопригодность корабельных энергетических установок, уровень их унификации и стандартизации (ПСК-5.3).

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации <1>.

--------------------------------

<1> Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).